г. Челябинск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А07-13885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинова Фанзира Альтафовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 по делу N А07-13885/2022.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Бугаева Гульнара Ильдаровна (доверенность от 09.01.2023, диплом, свидетельство о заключении брака, паспорт),
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 30.04.2004,паспорт).
по ходатайству глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович о допуске к участию в судебном заседании в качестве представителя - Ишанов Руслан Мадисович (удостоверение адвоката).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители иных лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинову Фанзиру Альтафовичу (далее - ответчик, глава КФХ Альтдинов Ф.А.) о взыскании денежных средств, выделенных в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы, в размере 4 710 999 руб. 99 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2023 (резолютивная часть от 30.01.2023) исковые требования удовлетворены: суд взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства, выделенные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы, в размере 4 710 999 руб. 99 коп.
С вышеуказанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе глава КФХ Альтдинов Ф.А. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт указал, что ответчик обязан был использовать сумму гранта в срок до 26.07.2021.
Податель жалобы пояснил, что только в феврале 2021 года, при проведении Министерством проверки использования средств, выделенных в виде гранта, было установлено, что ветфельдшер Аксенов Я.А., выдавший ветеринарную справка N 6250082568 от 29.07.2020 на отправку крупного рогатого скота в количестве 100 голов для откорма, без уведомления ни представителей ООО "Нур+Р", ни главы КФХ Альтдинова Ф.А., самовольно аннулировал его, а вторую справку писать не стал. Надлежащая ветеринарная справка N 9224501197 от 29.03.2021 была немедленно предоставлена в Министерство. Учитывая, что сумму гранта ответчик, должен был использовать до 26.07.2021, то соответственно и все документы по его использованию также должны были быть предоставлены в Министерство до указанного срока.
По мнению апеллянта, факт неумышленного допущения нарушения, не является основанием для установления факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019. Ответчик не был привлечён к административной ответственности надзорными органами за отсутствие надлежаще оформленного ВСД. т.к. указанное нарушение было своевременно устранено.
Апеллянта считает, что до 26.07.2021 ответчик надлежащим образом использовал полученную сумму гранта в соответствии с условиями договора по их целевому назначению и в установленные сроки.
20.03.2023 посредством сервиса "Мой арбитр" от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательством его направления в адрес иных лиц (вх. N 16547 от 20.03.2023). Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании ответчик и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель истца, напротив, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 N 42 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Порядок N42 от 08.02.2017).
Грант на развитие семейных животноводческих ферм в целях финансового обеспечения затрат предоставлялся на:
разработку проектной документации по строительству, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию семейных животноводческих ферм;
приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж;
приобретение сельскохозяйственных животных (подпункт 2 пункт 4 Порядка N 42 от 08.02.2017).
Грант предоставляется на развитие семейной животноводческой фермы для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления в расчете на 1 крестьянское (фермерское) хозяйство - в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат (без учета налога на добавленную стоимость); для ведения иных видов деятельности - в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат (без учета налога на добавленную стоимость), при этом срок использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы составляет не более 24 месяцев с даты его получения - согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 6 Порядка N 42 от 08.02.2017).
Глава КФХ Альтдинов Ф.А. в 2019 году подал заявку на участие в конкурсном отборе участников по предоставлению грантов на развитие семейной животноводческой фермы.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27.06.2019 N 122 "О предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, грантов на поддержку начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы" глава КФХ Альтдинов Ф.А. стал получателем гранта, и между Министерством и ИП главой КФХ Альтдиновым Ф.А. заключен договор на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019 Nб/н (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство предоставило главе КФХ Альтдинову Ф.А. грант в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат на развитие семейной животноводческой фермы в размере 6 000 000 рублей, направление денежных средств получателю гранта подтверждено платежными поручениями: от 26.07.2019 N 14296 на сумму 720 000 руб. 54 коп.; от 26.07.2019 N 14297 на сумму 5 279 999 руб. 46 коп.
Приложением N 1 к договору, являющимся его неотъемлемой частью, предусмотрен План расходов гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее по тексту - План расходов).
Так, запланировано следующее направление расходов:
Направление расходов |
Наименование приобретаемого имущества, выполняемых работа, оказываемых услуг |
Кол-во ед. |
Цена за единицу, рублей |
Итого затрат, рублей |
Источник финансирования, рублей |
||
Грант, без НДС |
собственные средства |
||||||
всего |
в т. ч. заемные |
||||||
комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж, руб. |
Погрузчик малогабаритны й LON KIN G CDM308 |
1 |
1 833 333,33 |
1 833 333,33 |
1 099 999, 99 |
733 333,33 |
550 000 |
Установка охлаждения молока УОМ-2000 |
1 |
315 000 |
315 000 |
189 000 |
126 000 |
94 500 |
|
приобретение сельскохозяйственных животных, гол. |
Нетели черно-пестрой породы |
99 |
78 516,66 |
7 773 149,34 |
4 663 889,60 |
3 109 259,73 |
2 331 945 |
|
Нетели черно-пестрой породы |
1 |
78 517,33 |
78 517,33 |
47 110,39 |
31 40 6,93 |
23 555,2 |
Итого |
Х |
Х |
Х |
10 000 000 |
6 000 000 |
4 000 000 |
3 000 000 |
Дополнительным соглашением N 1 к договору по предоставлению гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 26.12.2019, дополнительным соглашением N 2 к договору N б/н от 04.07.2019 по предоставлению гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 20.02.2020 внесены изменения в План расходов: слова и цифры "Погрузчик малогабаритный LONKING CDM308", "Погрузчик фронтальный одноковшовый колесный EARTHFORCE S18" заменены на "Погрузчик одноковшовый колесный EARTHFORCE S18".
Дополнительным соглашением N 3 к договору на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 25.05.2021, дополнительным соглашением N 4 к договору N б/н от 04.07.2019 на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 27.12.2021 изменены адреса и реквизиты сторон: "по тексту договора слова "ИП Глава КФХ Альтдинов Фанзир Альтафович"; "Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович" заменены словами "Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович (КФХ Альтдинов Ф.А.).
С целью осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Башкортостан, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации инициирована проверка использования средств федерального бюджета, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и иных мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, финансово-хозяйственной деятельности в отношении подведомственных Минсельхозу России организаций на 2021 год, утвержденный распоряжением Минсельхоза России от 25.11.2020 N 89- р, с изменениями, внесенными распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.02.2021 N 10-р.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Башкортостан, за 2020 год, от 20.04.2021 (далее - акт проверки от 20.04.2020).
Согласно акта проверки от 20.04.2021, в результате анализа документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие семейной животноводческой фермы, выявлено: "- при перечислении средств грантовой поддержки с расчетного счета УФК по Республике Башкортостан представлены договор купли-продажи от 29.05.2019 N б/н, заключенный между главой КФХ Альтдиновым Ф.А. и ООО "Нур+Р", на приобретение 100 голов нетелей черно-пестрой породы стоимостью 7 851 666,67 рублей (в т.ч. грант - 4 710 999,99 рублей) и ветеринарная справка от 29.07.2020 N 6250082568.
Проверкой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации выявлено, что ветеринарная справка от 29.07.2020 N 6250082568 является аннулированной, о чем введена запись в ФГИС "Меркурий".
Кроме того, по информации, полученной в ходе проверки, согласно данным национальной системы учета и регистрации животных АИС "РегАгро" переход права собственности на животных не осуществлялся. Собственником животных, указанных в договоре купли-продажи КРС от 29.05.2019 N б/н, является ООО "Нур+Р".
На основании изложенного, Министерством сделан вывод, что фактическое приобретение животных не подтверждено.
В соответствии с пунктом 27 Порядка поддержки малых форм хозяйствования и подпункта 2.7 Договора о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019 идентификационный номер 08219PJ3000012190458 в связи с предоставлением ИП ГКФХ Альтдиновым Ф.А. недостоверных сведений по приобретению 100 голов нетелей черно-пестрой породы, повлекших необоснованное получение 4 710 999,99 рублей гранта семейной ферме (в том числе за счет федерального бюджета 4 145 680,00 рублей), средства подлежат возврату".
Прокуратурой Республики Башкортостан вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства от 30.06.2021 N 7/3-10- 2021, согласно которому Министерством в качестве документов, подтверждающих целевое использование грантов на приобретение голов нетелей, приняты ветеринарные свидетельства, которые являлись аннулированными. Кроме того, установлено отсутствие в национальной системе учета и регистрации животных АИС "РегАгро" сведений о переходе права собственности на нетелей к получателям грантов, в том числе ИП ГКФХ Альтдинову Ф.А.
Также в целях проверки использования средств, выделенных в виде грантов из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан в 2019 году на развитие семейной животноводческой фермы у главы ФХ Альтдинова Ф.А. МР Караидельский район Республики Башкортостан, проведена проверка Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, о чем составлен акт от 05.03.2021.
По результатам проверки Министерства выявлено: "При встрече с ветфельдшером Аксеновым Я.А., выдавшим ветеринарную справку Альтдинову Ф.А., установлено, что ветеринарная справка N 6250082568 от 29.07.2020 на крупный рогатый скот для откорма, 100 голов имеет статус "аннулировано".
Ветфельдшер Аксенов Яков Алексеевич в свою очередь пояснил следующее: "_ко мне обратился Альтдинов Ф.А. за ветеринарной справкой на приобретение КРС в количестве 100 гол в хозяйстве ООО "Нур+Р", я написал справку 29.07.2020 г., вернули справку по причине были написаны четыре ушных номера два раза, второй раз я не стал писать справку. Справку N 6250082568 от 29.07.2020 аннулировал по причине неправильного оформления". Нами, по месту нахождения животноводческих помещений ИП главы КФХ Альтдинова Ф.А. в д. Суюндюково Караидельского района произведен пересчет крупного рогатого скота, и переписаны номера ушных меток (коров и нетелей). По результатам пересчета установлено наличие 74 голов крупного рогатого скота черно-пестрой породы. По факту отсутствия 26 голов крупного рогатого скота, Альтдинов Ф.А. пояснил: "_что 26 голов на сегодняшний день содержится и доится на ферме у Аскарова Рината Адисуновича ООО "Нур+Р" в связи с тем, что из-за Covid-19 не успел достроить доильный зал в КФХ, решил немного заработать, договор с ООО "Нур+Р" составлен на аренду помещения".
Также по результатам пересчета крупного рогатого скота установлено, что номера ушных меток не совпадают с номерами, указанными в ветеринарной справке N 6250082568 от 29.07.2020. Идентификация крупного рогатого скота, находящегося у главы КФХ Альтдинов Ф.А., не представляется возможной. Номера ушных меток, указанные в ветеринарной справке, отображаются через национальную систему учета и регистрации животных "RegAgro" в ООО "Нур+Р". Управление ветеринарии Республики Башкортостан данный факт подтверждает".
По данным Выписки из реестра зарегистрированных животных от 26.02.2021 N 2, представленной ГБУ Караидельская районная ветеринарная станция Республики Башкортостан, у главы КФХ Альтдинов Ф.А. по состоянию на 26.02.2021 зарегистрировано и идентифицировано в установленном порядке: мелкий рогатый скот в количестве 440 голов, лошади - 85 голов.
Таким образом, в нарушении приказа Минсельхоза РБ от 28.03.2017 N 57 "О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 N 42 "Об утверждении порядков предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан"" главой КФХ Альтдиновым Ф.А. по состоянию на 25.02.2021 в документах по использованию гранта, представленных в Министерство, отсутствует товарная накладная на покупку скота, акт приема-передачи сельскохозяйственных животных.
Ветеринарная справка N 6250082568 от 29.07.2020 со статусом "оформлено" представлена в Министерство не достоверная и на момент проверки имела статус "аннулировано". Крупный рогатый скот, представленный на обозрение и пересчету в д. Суюндуково Караидельского района РБ, не соответствует данным в представленных отчетных документах.
Договор купли-продажи крупного рогатого скота N б/н от 29.05.2019 года заключен с ООО "Нур+Р" в лице учредителя Аскарова Рината Адисуновича без доверенности от генерального директора ООО "Нур+Р" Альтдиновой Альмеры Фанисовны, что противоречит Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Учредитель не вправе без доверенности действовать от имени организации, поскольку право совершать действия от имени общества без доверенности, в том числе представлять интересы и совершать сделки, имеется у единоличного исполнительного органа общества - генерального директора. На этапе заявки в 2019 году на получение гранта в заявочной документации приложена копия договора с ООО "Нур+Р", где Аскаров Ринат Адисунович указан как директор, а в реквизитах покупателя адрес ИП Глава КФХ Альтдинов Ф.А. указан тот же, что и у продавца".
По итогам проведенных контрольных мероприятий ответчиком Главой КФХ Альтдиновым Ф.А. представлены в Министерство недостающие документы: акт приема-передачи к договору N б/н от 29.05.2019, заключенный между ООО "Нур+Р" и ИП Главой КФХ Альтдиновым Фанзиром Альтафовичем, согласно которому продавец ООО "Нур+Р" передал покупателю ИП Главе КФХ Альтдинову Фанзиру Альтафовичу нетели черно-пестрой породы в количестве 100 голов. Акт приема-передачи датирован 20.07.2020.
Также получателем гранта представлена ветеринарная справка N 9224501197 от 29.03.2021 со статусом "погашено".
Исходя из вышеизложенного, Министерство пришло к выводу о неисполнении (ненадлежащем) исполнении условий договора от 04.07.2019 N б/н со стороны главы КФХ Альтдинова Ф.А., о необходимости возврата денежных средств в размере 4 710 999,99 руб. на лицевой счет Министерства.
09.03.2021 Министерством направлено в адрес главы КФХ Альтдинова Ф.А. представление об устранении нарушений и недостатков N ИФ-16-1318, на которое Альтдиновым Ф.А. представлено возражение и акт приема-передачи животных от 20.07.2020.
20.08.2021 Министерство направило главе КФХ Альтдинову Ф.А. претензию о возврате средств N ИС-12-4575 в размере 4 710 999,99 руб. в течение 14 календарных дней, в связи с ненадлежащим исполнением договора от 04.07.2019 N б/н.
14.03.2022 от главы КФХ Альтдинова Ф.А. поступило возражение по заявленным Министерством требованиям.
Так как требование не было исполнено, Министерство обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан о взыскании с главы КФХ Альтдинова Ф.А. денежных средств, выделенных в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы, в размере 4 710 999,99 рублей.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта нарушения ответчиком условий исполнения договора от 04.07.2019 N б/н.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, заслушав пояснения сторон в судебном заседании на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 27.06.2019 N 122 "О предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, грантов на поддержку начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы" глава КФХ Альтдинов Ф.А. стал получателем гранта, и между Министерством и ИП главой КФХ Альтдиновым Ф.А. заключен договор на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019 Nб/н (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство предоставило главе КФХ Альтдинову Ф.А. грант в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат на развитие семейной животноводческой фермы в размере 6 000 000 рублей, направление денежных средств получателю гранта подтверждено платежными поручениями: от 26.07.2019 N 14296 на сумму 720 000 руб. 54 коп.; от 26.07.2019 N 14297 на сумму 5 279 999 руб. 46 коп.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу приведенных выше положений, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов дела следует, что неотъемлемой частью договора является план расходов гранта на реализацию доходогенерирующего проекта (приложение N 1).
Приложением N 1 к договору, являющимся его неотъемлемой частью, предусмотрен План расходов гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее по тексту - План расходов).
Так, запланировано следующее направление расходов:
Направление расходов |
Наименование приобретаемого имущества, выполняемых работа, оказываемых услуг |
Кол-во ед. |
Цена за единицу, рублей |
Итого затрат, рублей |
Источник финансирования, рублей |
||
Грант, без НДС |
собственные средства |
||||||
всего |
в т. ч. заемные |
||||||
комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж, руб. |
Погрузчик малогабаритны й LON KIN G CDM308 |
1 |
1 833 333,33 |
1 833 333,33 |
1 099 999, 99 |
733 333,33 |
550 000 |
Установка охлаждения молока УОМ-2000 |
1 |
315 000 |
315 000 |
189 000 |
126 000 |
94 500 |
|
приобретение сельскохозяйственных животных, гол. |
Нетели черно-пестрой породы |
99 |
78 516,66 |
7 773 149,34 |
4 663 889,60 |
3 109 259,73 |
2 331 945 |
|
Нетели черно-пестрой породы |
1 |
78 517,33 |
78 517,33 |
47 110,39 |
31 40 6,93 |
23 555,2 |
Итого |
Х |
Х |
Х |
10 000 000 |
6 000 000 |
4 000 000 |
3 000 000 |
Дополнительным соглашением N 1 к договору по предоставлению гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 26.12.2019, дополнительным соглашением N 2 к договору N б/н от 04.07.2019 по предоставлению гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 20.02.2020 внесены изменения в План расходов: слова и цифры "Погрузчик малогабаритный LONKING CDM308", "Погрузчик фронтальный одноковшовый колесный EARTHFORCE S18" заменены на "Погрузчик одноковшовый колесный EARTHFORCE S18".
Дополнительным соглашением N 3 к договору на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 25.05.2021, дополнительным соглашением N 4 к договору N б/н от 04.07.2019 на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 27.12.2021 изменены адреса и реквизиты сторон: "по тексту договора слова "ИП Глава КФХ Альтдинов Фанзир Альтафович"; "Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович" заменены словами "Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинов Фанзир Альтафович (КФХ Альтдинов Ф.А.).
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условие, касающееся юридической ответственности, его содержание должны определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
Предоставление субсидии Министерством осуществлялось на условиях и в порядке, предусмотренных утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 N 42 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан" (далее по тексту - Порядок N 42 от 08.02.2017).
Грант на развитие семейных животноводческих ферм в целях финансового обеспечения затрат предоставлялся на:
разработку проектной документации по строительству, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию семейных животноводческих ферм;
приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж;
приобретение сельскохозяйственных животных (подпункт 2 пункт 4 Порядка N 42 от 08.02.2017).
Грант предоставляется на развитие семейной животноводческой фермы для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления в расчете на 1 крестьянское (фермерское) хозяйство - в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат (без учета налога на добавленную стоимость); для ведения иных видов деятельности - в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, но не более 60 процентов затрат (без учета налога на добавленную стоимость), при этом срок использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы составляет не более 24 месяцев с даты его получения - согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 6 Порядка N 42 от 08.02.2017).
В силу пункта 2.4 договора от 04.07.2019 получатель гранта обязуется: имущество, приобретаемое семейной животноводческой фермой с участием гранта, не продавать, не дарить, не передавать в аренду, не обменивать или вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта; реализовать бизнес-план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием; использовать грант в течение 24 месяцев с даты поступления средств на счет Получателя гранта и использовать имущество, закупаемое на средства гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; не допускать необоснованного и несогласованного с Конкурсной комиссией по отбору участников по предоставлению грантов на поддержку начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива изменения плана расходов и использования денежных средств, образованных в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг.
На основании пунктов 3.1, 3.2 договора от 04.07.2019 стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством, в том числе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором от 04.07.2019 N б/н, за достоверность представляемых им в Министерство документов, отчетности; за нецелевое использование гранта.
Согласно пункту 28 Порядка от 08.02.2017 N 42, основаниями для возврата гранта являются:
нецелевое использование части гранта;
нарушение сроков расходования части гранта со дня его получения;
прекращение осуществления деятельности получателя гранта ранее чем через 5 лет с даты получения гранта;
невыполнение обязательств по созданию дополнительных рабочих мест в год получения гранта;
несохранение в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест;
невыполнение обязательств по приросту объема сельскохозяйственной продукции;
продажа, дарение, передача в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного получателем гранта с участием гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта.
В силу пункта 28 Порядка от 08.02.2017 N 42, пунктом 2.7 договора от 04.07.2019 возврат гранта в случаях нарушения условий, установленных при его предоставлении осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю гранта направляется соответствующее письменное уведомление.
Получатель гранта в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе получателя гранта от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом заявленных в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом наличия оснований для привлечения главы КФХ Альтдинова Ф.А. к ответственности в виде возврата субсидии за нарушение обязательства в силу следующих обстоятельств.
Коллегия учитывает, что спор между сторонами возник в части расходования гранта на приобретение сельскохозяйственных животных. В отношении оставшейся части гранта спор отсутствует.
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение условий договора от 04.07.2019 главой КФХ Альтдиновым Ф.А. предоставлены в Министерство в качестве документов, подтверждающих целевое использование гранта, недостоверные сведения.
Так, главой КФХ Альтдиновым Ф.А. при предоставлении отчетности представлена ветеринарная справка N 6250082568 от 29.07.2020 со статусом "оформлено".
Между тем на момент проверок Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации имела статус "аннулировано".
В соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденному Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, оформляемые ветеринарные сопроводительные документы (далее по тексту - ВСД) в федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее по тексту - ФГИС ВетИС) могут находиться в одном из следующих состояний:
"проект" - оформление ВСД начато, но не завершено, ВСД недействителен;
"оформлен" - оформление ВСД завершено, ВСД не аннулирован и не погашен;
"погашен" - оформление ВСД завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар оформлен ВСД, завершена, данные ВСД соответствуют действительности, но погашенный ВСД не может быть использован повторно;
"аннулирован" - оформление ВСД завершено, но при оформлении ВСД допущены ошибки, или сырье и/или продукция, на которые оформлен данный ВСД, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении, или истек срок их годности.
Суд первой инстанции верно отметил, что ветеринарные документы должны сопровождать подконтрольную продукцию при перевозке (перемещении) животных, что гарантирует отсутствие заразных и иных болезней животных, а также безопасность подконтрольного товара.
То есть, наличие ветеринарной справки также необходимо для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и безопасности муниципального образования при покупке (перевозке) подконтрольного товара.
На основании пункта 3 Приложения N 1 к Приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 оформление ВСД осуществляется при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В силу абзаца 3 пункта 13 Приложения N 1 к Приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 ВСД действительны при оформлении перехода права собственности на партию подконтрольного товара - с момента начала процедуры перехода права собственности на подконтрольный товар до ее окончания.
Следовательно, отсутствие надлежаще оформленного ВСД, содержащего достоверные сведения, свидетельствует о самостоятельном нарушении, которое в случае выявления данных обстоятельств надзорными органами предусматривает административную ответственность для собственников подконтрольного товара.
Данная норма закреплена в статье 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее по тексту - Закон о ветеринарии), согласно которой ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны в том числе, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.3 Закона о ветеринарии перечень подконтрольных товаров подлежит сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки). "Лошади, ослы, мулы и лошаки живые. Крупный рогатый скот живой." включены в группу 01 "Живые животные" в Перечне подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утверждённом Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Действительно, надлежащим образом оформленная ветеринарная справка является обязательным документом при осуществлении перехода права собственности на сельскохозяйственных животных, а ее отсутствие свидетельствует о том, что на протяжении с 29.05.2019 (дата заключения договора купли-продажи крупного рогатого скота) до 29.03.2021 (дата оформления ветеринарной справки со статусом "погашено") имеет место нарушение по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность подконтрольного товара.
Между тем, судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Так, в силу пункта 2.4 договора на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019 N б\н, получатель гранта (ответчик) обязан был использовать грант в течение 24 месяцев с даты поступления средств на счёт получателя гранта.
При этом, денежные средства получателю гранта (ответчику) истцом были направлены:
-26.07.2019 в размере 720 000 руб. 54 коп. на основании платёжного поручения N 14296;
- 26.07.2019 в размере 5 279 999 руб. 46 коп. на основании платёжного поручения N 14297.
Всего: 6 000 000 руб.
С учетом установленных выше дат перечисления истцом ответчику суммы гранта, ответчик обязан был использовать сумму гранта в срок до 26.07.2021.
В пределах данного срока, ответчиком с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений представлены надлежащие доказательства устранения нарушений.
Так, 21.08.2020 во исполнение ранее заключенного договора купли-продажи крупного рогатого скота, глава КФХ Альтдинов Ф.А. перечислил ООО "Нур+Р" денежные средства в сумме 4 710 999 руб. 99 коп., за покупку 100 голов крупного рогатого скота для откорма.
28.07.2020 ветеринарным фельдшером Аксеновым А.Я. была оформлена ветеринарная справка N 6250082568 в отношении вышеуказанных 100 голов крупного рогатого скота приобретаемых ответчиком у ООО "Нур+Р".
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что ответчик получил указанную ветеринарную справку со статусом "Оформлено", что в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 689 означает - "Оформление Ветеринарного сопроводительного документа (ВСД) завершено, ВСД не аннулирован и не погашен".
В Министерство были также предоставлены копии документов, подтверждающих использование средств, согласно перечню документов, подтверждающих затраты грантов на развитие семейной животноводческой фермы, а именно:
-договор от 29.05.2019 с ООО "Нур+Р" на покупку 100 голов нетелей пестрой породы
-ветеринарная справка N 6250082568 от 29.07.2020 на отправку крупного рогатого скота в количестве 100 голов для откорма;
-платёжные поручения, подтверждающие факт оплаты Ответчиком стоимости 100 голов крупного рогатого скота.
-платёжное поручение от 21.08.2020 N 7 на сумму 4 710 999,99 руб.
При этом, лишь в феврале 2021 года, при проведении Минсельхозом Республики Башкортостан проверки использования средств, выделенных в виде гранта, было установлено, что ветфельдшер Аксенов Я.А., выдавший ветеринарную справка N 6250082568 от 29.07.2020 на отправку крупного рогатого скота в количестве 100 голов для откорма, без уведомления представителей ООО "Нур+Р", главы КФХ Альтдинова Ф.А., ввиду того, что ошибочно были написаны четыре ушных номера два раза (из 100 номеров), аннулировал ее, а вторую справку писать не стал.
О данных фактах указал непосредственно сам фельдшер Аксенов Я.А., давая письменное объяснение представителям Министерства.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что ветфельдшер Аксенов Я.А. подтвердил, что оформление ветеринарных сопроводительных документов было завершено, но при его оформлении были допущены ошибки.
Однако, из материалов дела не следует, что ошибки в ветсправке были допущены по вине ответчика либо ввиду предоставления последним недостоверных сведений.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что факт неумышленного допущения нарушения, не является основанием для установления факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору на предоставление грантов на развитие семейной животноводческой фермы от 04.07.2019.
При этом 29.03.2021 была выписана новая ветеринарная справка N 9224501197 со статусом "Погашено" и предоставлена в Минсельхоз РБ.
Учитывая, что сумму гранта, ответчик, должен был использовать до 26.07.2021, то соответственно ветеринарная справка N 9224501197 со статусом "Погашено" была представлена в Минсельхоз РБ до указанного срока.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что глава КФХ Альтдинов Ф.А. не был привлечён к административной ответственности надзорными органами за отсутствие надлежаще оформленного ВСД, поскольку указанное нарушение было своевременно устранено.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что до 26.07.2021 ответчик надлежащим образом оформил переход права собственности на сельскохозяйственных животных, и зарегистрировал это в национальной системе учёта и регистрации животных АИС "РегАгро".
Факт устранения выявленных нарушений до 26.07.2021 также подтвердил представитель Министерства в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле грант использован истцом по назначению, определенному планом расходов, результат использования средств соотносится с целью, установленной при предоставлении гранта.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих наличие оснований для возврата гранта, предусмотренных пунктом 28 Порядка N 42 от 08.02.2017, пунктом 2.4 договора от 04.07.2019.
При таких обстоятельствах, допущенное истцом нарушение не подлежит отнесению к существенным. В то время как позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Таким образом, учитывая, что задачами судопроизводства в арбитражных судах является в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, мирному урегулированию споров, формированию обычаев и этики делового оборота (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а в рассматриваемом случае истец не доказал факта нарушения со стороны ответчика как своих прав и законных интересов, так и третьих лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых и фактических оснований для удовлетворения настоящего иска.
С учетом изложенного выше обоснования, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе распределяются по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
При подаче искового заявления государственная пошлина Министерством не уплачивалась, поскольку истец как орган местного самоуправления в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом отказа в удовлетворения заявленного иска государственная пошлина в доход федерального бюджета не производится.
В силу удовлетворения апелляционной жалобы главы КФХ Альтдинова Ф.А. с Министерства в пользу апеллянта подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2023 по делу N А07-13885/2022 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Альтдинова Фанзира Альтафовича государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13885/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Альтдинов Ф А
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Прокуратура Республики Башкортостан