19 апреля 2023 г. |
Дело N А83-13427/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2022 года по делу N А83-13427/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - ООО "Альтернатива") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 023 308,80 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Взыскано с МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе в пользу ООО "Альтернатива" неосновательное обогащение в размере 3 023 308,80 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе действует на основании Положения о Межрегиональном Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.10.2018 N 362 и было создано как юридическое лицо 02.11.2019. Указывает, что не являлось стороной Контракта, а условия Контракта не предусматривали возложения каких-либо обязательств (в том числе имущественного характера) на МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе как на юридическое лицо. Указывает, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство финансов Российской Федерации.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ООО "Альтернатива" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом заявленного ходатайства, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 20.07.2018 между Государственным казенным учреждением юрода Севастополя "Фонд государственного имущества" (далее - Государственный заказчик) и ООО "Альтернатива" (далее - Исполнитель) в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании протокола N 2018.45499-2 от 09 июля 2018 года был заключен государственный контракт N 1007055 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства (ИКЗ182920401040592040100100250015210244) (далее - Контракт).
По условиям Контракта Исполнитель принял на себя обязательство оказать услуги по хранению следующего имущества, обращенного в собственность государства: Моторная яхта "Candy", а Государственный заказчик обязался произвести оплату оказанных услуг на условиях и в порядке, определенных контрактом.
Согласно пункта 10.1. Контракта он действует до 31.12.2018 года.
После окончания срока действия Контракта, Государственный заказчик не предпринял мер, направленных на принятие имущества, переданного на хранение.
29.04.2019 Государственное казенное учреждение города Севастополя "Фонд государственного имущества" направило в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Крым и городе Севастополе письмо N 03-05-00469 в соответствии, с которым сообщило, что распоряжение имуществом регулировалось Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации N 1356-р от 21 июня 2014 года. С 01.01.219 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 года N 2467-р прекратило действие Соглашение между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя, о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления Федеральным имуществом, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации N 1356-р от 21 июня 2014 года. В соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом N СА-12/1819 от 23.01.2019 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Крым и городу Севастополю обязано принять в полном объёме остатки конфискованного и бесхозяйного Имущества в срок до 20 февраля 2019 года.
ООО "Альтернатива" письмами от 15.10.2019 N 1/10-2019; от 14.02.2020 N 1/02-2020 обращалось к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом письмо, с просьбой оплатить хранение яхты с 01.01.2019 по тарифу, указанному в Контракте.
Письмом от 17.03.2020 N ЕГ-07/8695 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручает Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе рассмотреть обращение ООО "Альтернатива" по вопросу оплаты хранения яхты по существу вопроса и направить мотивированный ответ заявителю.
Также, согласно данного письма яхты "Candy" принята МТУ Росимущества по акту приема-передачи от 17.09.2019 б/н. (т.1 л.д. 32).
01.01.2019 и 01.01.2020 между ООО "Петросервис" (далее - Хранитель) и ООО "Альтернатива" (далее - Поклажедатель) были заключены Договоры ответственного хранения N 010119 и N 0101120.
По условиям указанных договоров хранения Поклажедатель поручает, а Хранитель обязуется за вознаграждение и за счет Поклажедателя организовать приемку и хранение грузов различного назначения.
Согласно пункта 1.2. указанных договоров хранения Хранитель принимает на хранение, обязуется обеспечить сохранность груза, возвратить его в надлежащем состоянии и нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение, а Поклажедатель обязуется взять свой груз обратно по истечении срока ответственного хранения, установленного данным Договором.
Приемка и хранение груза осуществляется на складе Хранителя, расположенному по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Повое Девяткино, территория Северной ТЭЦ Производственная база. 1-й проезд, 13-й участок.
В соответствии с п. 5.1. указанных договоров хранения стоимость услуг Хранителя составляет 50 (пятьдесят) рублей в день за 1 м куб. груза.
01.01.2020 Хранитель направил в адрес Поклажедателя претензию с требованием выплатить задолженность по Договору ответственного хранения N 010119 от 01.01.2019 в размере 2 354 250,00 руб.
Согласно пункта 9.1. Договора ответственного хранения N 010120 от 1 января 2020 года Договор заключен сроком до 18 августа 2020 года.
18.08.2020 Хранитель направил в адрес Поклажедателя претензию с требованием выплатить задолженность по Договору ответственного хранения N 010120 от 01.01.2020 года в размере 1 483 500, 00 руб.
С учетом изложенного у истца перед ООО "Петросервис" возникли обязательства по выплате задолженностей за хранение яхты "Candy".
29.09.2021 ООО "Альтернатива" направило в адрес МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе с требования об уплате неосновательного обогащения в сумму 2 388 127 руб.
Указанная претензия осталась без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В силу п. 1 ст. 889 ГК РФ хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока.
Согласно п. 1, 2 ст. 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. 2. При просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь.
По истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 889 настоящего Кодекса, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь ст. 899 ГК РФ)
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснил, что поклажедатель обязан оплатить услуги хранения имущества, оказанные по истечении срока действия государственного (муниципального) контракта, в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором, в том числе если это повлечет за собой увеличение предельной цены контракта.
В статье 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Обосновывая сумму неосновательного обогащения ООО "Альтернатива" указывает на следующее.
В соответствии с пунктом 2.1. Государственного контракта N 1007055 на оказание услуг по хранению имущества, обращенного в собственность государства от 20 июля 2018 года цена контракта составляет 961 257,60 руб. без учета НДС в соответствии с главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", при стоимости 57,60 руб. без учета НДС за 1 единицу услуги, и является предельной суммой, которую может оплатить Государственный заказчик за фактически оказанные услуги.
Цена Контракта и цена 1 единицы услуг (цена хранения 1 куб. м имущества в течение суток) сложилась в результате проведения электронного аукциона и является неизменной на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных законодательством.
Таким образом, 1 единица услуги = 1 куб. м. и составляет 57,60 руб.
Учитывая, что имущество на хранение поступает в единицах, а расчёты по контракту на хранение имущества производятся исходя из кубических метров, комиссия пришла к выводу о необходимости определения объёмов, необходимых для эффективного обслуживания и обеспечения хранения моторной яхты "Candy".
В соответствии с документами, полученными от Севастопольской таможни, при приёме-передаче указанного имущества, длина имущества, длина яхты 10,8 м., ширина 3,45 м., высота 2,47 м. (официальный сайт производителя).
С целью обеспечения сохранности с доступом к моторной яхте "Candy" необходимо наличие 0,5 метра свободного пространства по периметру судна. Высоту яхты на размер киль-блоков при проведении расчётов по объёму яхты не увеличивать.
объём моторной яхты "Candy", находящейся на хранении на кильблоках на территории производственной базы Северной ТЭЦ, первый проезд, 13-й участок, расположенной по адресу: Ленинградская обл.. Всеволожский район, д. Новое Девяткино, составляет:
11,8*4,45*2.47 = 129.6997 куб.м.
С учетом изложенного, объём моторной яхты "Candy" при расчётах за хранение по Государственному контракту от 20 июля 2018 года N 1007055 составляет размере 129,6 куб. м.
Относительно количества дней для расчета задолженности.
Государственный контракт от 20 июля 2018 года N 1007055 действовал до 31 декабря 2018 года.
Начиная с 1 января 2019 года по 18 августа 2020 года, в соответствии с Поручением ООО "Альтернатива" хранило моторную яхту "Candy" за свой счёт.
Учитывая сроки исковой давности (в соответствии со статьей 196 ГК РФ) период неосновательного обогащения - с 10 июля 2019 года по 18 августа 2020 года (405 дней).
Следовательно, расчёт неосновательного обогащения следующий:
405 дней * 129,6 куб. м. * 57,60 руб. в день за 1 м. куб. = 3 023 308,80 руб.
С учетом изложенного требования истца о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 023 308,80 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод подателя жалобы, о том, что МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе было создано, как юридическое лицо только 02.11.2019 коллегия судей признает не состоятельным.
Согласно сведений содержащихся в открытом доступе на официальном сайта регистрирующего органа в сети Интернет https://egrul.nalog.ru/index.html Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе создано 02.11.2018, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т.1 л.д. 53-56).
Согласно пункта 4.1.4.Приказа от 25.10.2018 года N 362 "О Межрегиональном территориальном управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе" МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом N СА-12/1819 от 23.01.2019 года Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Крым и городу Севастополю было обязано принять в полном объёме остатки конфискованного и бесхозяйного Имущества в срок до 20 февраля 2019 года.
После чего был установлен новый срок для принятия яхты по акту приёма-передачи.
Ответчик уклонялся от получения имущества, игнорируя поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство финансов Российской Федерации отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
На основании части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Исходя из смысла приведенной правовой нормы привлечение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции не сделал каких-либо выводов о правах и обязанностях Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства финансов Российской Федерации, поэтому решение Арбитражного суда Республики Крым не может повлиять на их права и законные интересы, что исключает необходимость привлечения данных лиц к участию в настоящем деле.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2022 года по делу N А83-13427/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13427/2022
Истец: ООО "АЛЬТЕРНАТИВА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ