г. Самара |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А55-27016/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от УФАС по Самарской области - Дрожжина Е.А., доверенность от 03.11.2022,
от ООО "Средневолжская газовая компания" - Хомутовская Е.Е., доверенность от 01.01.2023,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2023 года по делу N А55-27016/2022 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЗЕВС"
к УФАС по Самарской области,
к обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания",
с участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Стин+", общества с ограниченной ответственностью "МИ", общества с ограниченной ответственностью "Корунд", акционерного общества "Росинструмент",
о признании незаконным решения и действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЗЕВС" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к УФАС по Самарской области о признании незаконным и отмене решения Самарского УФАС от 25.08.2022 года N 7031/7 и к Обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" о признании незаконными действий Общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" по формированию закупочной документации и включению требований п. п "л", "н", "п", "р" пункта 6 части 2 раздела 2 в документацию и обязании Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" внести изменения в закупочную документацию путем приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стин+", общество с ограниченной ответственностью "МИ", общество с ограниченной ответственностью "Корунд", акционерное общество "Росинструмент".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2023 года суд заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить по изложенным в жалобах основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители заявителя и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ООО "Торговый Дом ЗЕВС" в материалы дела представлен отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представители УФАС по Самарской области и ООО "Средневолжская газовая компания" доводы апелляционных жалоб поддержали, просили удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01 августа 2022 г. ООО "Средневолжская газовая компания" (далее - Заказчик) был объявлен запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку электроинструмента, на сайте https://zakupki.gov.ru(извещение N 32211583963).
ООО "Торговый Дом ЗЕВС" была изучена и проанализирована закупочная документация Заказчика, в целях дальнейшего участия в закупке.
Однако, пунктом 6 части 2 раздела 1 Закупочной документации запроса предложений среди лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на поставку электроинструмента установлены документы, входящие в состав заявки, среди которых:
3. Сведения и документы об Участнике закупки, подавшем такую заявку:
л) сведения об участии в судебных разбирательствах в качестве ответчика по договорам, предметом которых является выполнение аналогичных работ по установленной в закупочной документации форме (форма 5.4 раздела 5);
н) заверенные участником копии документов, подтверждающих наличие у Участника в собственности или на ином законном основании помещения по месту фактического нахождения Участника (расположения офиса) (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности или договора аренды/субаренды). Примечание: 1) в случае если у участника заключен договор аренды помещения на срок не менее года, то участник в своей заявке также предоставляет копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающей факт государственной регистрации; 2) в связи с ограничением срока действия договора субаренды в силу ч. 2 ст. 615 ГК РФ, в случае, если у участника заключен договор субаренды помещения (офиса), то участник в своей заявке дополнительно к договору субаренды предоставляет заверенную копию действующего договора аренды, в соответствии с которым был заключен представленный договор субаренды.
п) письмо на фирменном бланке Участника о предоставлении гарантийного срока не менее 12 месяцев с момента получения товара;
р) Письмо Участника (на фирменном бланке Участника), подтверждающее наличие собственного специализированного Сервисного центра;
Посчитав указанные пункты закупочной документации противоречащими требованиям п. 19.1 ст. 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о Закупках) 04.08.2022 г. ООО "Торговый Дом ЗЕВС" обратилось за защитой своих прав и законных интересов в Самарское УФАС.
В своей жалобе ООО "ТД ЗЕВС" просило антимонопольный орган выдать заказчику предписание о внесении изменений в закупочную документацию и приведение ее в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом ЗЕВС" Самарское УФАС вынесло решение от 25.08.2022 г. N 7031/7, в котором признало жалобу необоснованной.
С указанным решением ООО "ТД ЗЕВС" не согласилось, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены особенности осуществления закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, субъектами малого и среднего предпринимательства.
Частью 19.1 статьи 3.4. Закона о закупках определен исчерпывающий перечень документов и сведений обязанность предоставления которых, заказчик может установить в документации.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО "Средневолжская газовая компания" от 01.10.2012 (в редакции от 27.12.2021, действующей на период проведения закупки), разработанным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Разрабатываемые положения не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.
Закупка извещение N 32211583963 проводилась в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, при проведении указанной закупки ООО "Средневолжская газовая компания" должна была руководствоваться не только нормами Положения, но и нормами ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках.
Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые Заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В указанном выше перечне отсутствуют сведения, содержащиеся в подпунктах л), н), п), р) пункта 6 части 2 раздела 1 Закупочной документации.
Пунктом 4.4.2 части 4 закупочной документации установлено:
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке члены закупочной комиссии принимают решение об отклонении заявки на участие в закупке Участника закупки в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в закупочной документации, в том числе, по следующим основаниям:
а) несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению;
б) предоставление Участником в составе заявки недостоверных сведений или недействительных документов;
в) несоответствие Участника закупки требованиям закупочной документации;
г) несоответствие субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) требованиям закупочной документации, если они были установлены;
д) несоответствие продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям закупочной документации;
е) несогласие Участника с условиями проекта договора, содержащегося в закупочной документации;
ж) отсутствие или несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки на участие в закупке, исполнения договора или гарантийных обязательств.
Наличие судебных дел, в которых Участник закупки выступал ответчиком, и решения по которым приняты не в пользу Участника - также может являться причиной не допуска заявки такого Участника к участию в конкурентной закупке.
Таким образом, указанные выше требования являются обязательными для представления участников, а значит являются отборочными, а не оценочными, так как не предоставление этих сведений влечет отклонение заявки участника.
Антимонопольный орган ни в решении 25.08.2022 г. N 7031/7, ни в апелляционной жалобе не дает оценку, доводу жалобы ООО "ТД ЗЕВС" относительно законности требований, содержащихся в пункте 6 части 2 раздела 1 Закупочной документации.
ООО "ТД ЗЕВС" указывало на нарушение законодательства о закупках при предъявлении дополнительных требований к участникам закупки (п.7 раздела 6 части 2 Документации запроса предложений среди лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на поставку электроинструмента), а именно:
7. Дополнительные документы:
а) справка об опыте поставки аналогичного товара (форма 5.7 Раздела 5) с приложением документов (заверенных Участником копий), подтверждающих наличие такого опыта;
б) справка о кадровых ресурсах (форма 5.8 Раздела 5), подтверждающая наличие у Участников следующих специалистов:
- менеджеров по работе с клиентами - не менее 2 человек,
- специалистов, отвечающих за комплектацию и отгрузку продукции, - не менее 2 человек.
- прочий персонал - не менее 3-х человек;
(с приложением заверенных Участником копий трудовых книжек/ приказов о приеме на работу /трудовых договоров/ договоров найма в случае привлечения Участником рабочего персонала или специалистов к выполнению работ/оказанию услуг/поставки товара, являющихся предметом закупки/гражданско-правовых договоров в случае привлечения Участником специалистов к выполнению работ/оказанию услуг/ поставки товаров, являющихся предметом закупки, на основании гражданско-правовых договоров);
в) справка о наличии материально-технических ресурсах (форма 5.9 Раздела 5), подтверждающая наличие у Участников:
- не менее 1 единицы автотранспорта или не менее одного договора с транспортными компаниями для развоза продукции, необходимым для выполнения условий договора (с приложением заверенных Участником копий документов, подтверждающих наличие техники: на балансе предприятия, действующих договоров аренды, лизинга техники (технические паспорта на транспортные средства, регистрация транспортных средств в ГИБДД или иные документы) и любых других договоров с транспортными компаниями).
Между тем, указанные выше дополнительные требования, никак не отражают квалификационные данные участника.
Для подтверждения соответствия по пп. б) участнику необходимо приложить, документы содержащие персональные сведения работников, что противоречит требованиям законодательства о защите персональных данных.
В своем решении антимонопольный орган дает оценку только дополнительным требованиям, указанным в пп.7 п. 6 ч. 2 раздела 1 Документации, ссылаясь на ч. 19.2 ст. 3.4 Закона о закупках, указывая, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
Однако, антимонопольный орган не принял во внимание тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223- ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Вместе с тем, требования Положения о закупках не должны противоречить действующему законодательству.
В апелляционной жалобе ООО "СВГК" указывает на то, что на дату вынесения судом решения процедура проведения закупки завершена и по результатам закупки заключен договор N 03440 от 05.10.2022 г. с ООО "Мировой инструмент", внесение изменений в закупочную документацию и продление срока подачи заявок не могут быть осуществлены Заказчиком.
При этом договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителей с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителей жалоб признаются необоснованными.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2023 года по делу N А55-27016/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27016/2022
Истец: ООО "Торговый Дом ЗЕВС"
Ответчик: ООО "Средневолжская газовая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Самарской области
Третье лицо: АО "Росинструмент", ООО "КОРУНД", ООО "МИ", ООО "Стин +"