г. Тула |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А62-9176/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя -открытого акционерного общества "Смоленск-Фармация" (ОГРН 1036758329541, ИНН 6731044438) - Лампасова С.Ф. (доверенность от 15.09.2022 N 260) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) - Письмененко В.С. (доверенность от 27.12.2022 N 154), в отсутствие представителя заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615; ИНН 6730031796), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.02.2023 по делу N А62-9176/2022 (судья Печорина В.А.)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Смоленск-Фармация" (далее - общество, ОАО "Смоленск-Фармация") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 03.08.2022 N 2983/03.
Определением суда первой инстанции от 08.11.2022. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.02.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что из положений устава общества не представляется возможным сделать вывод об оказании обществом социальных услуг. Отмечает, что общество не выдает рецепты для получения лекарственных средств (что по своей сути и является обеспечением лекарственными средствами), а только выдает те лекарственные средства, на которые медицинскими учреждениями выданы рецепты гражданам. Считает, что осуществляемая обществом деятельность соответствует цели преференции - "Охрана здоровья граждан", а не цели "Социальное обеспечение населения".
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество является хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
На основании пункта 10 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) общество, ссылаясь на осуществление социального обеспечения населения, 25.04.2022 обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении муниципальной преференции в виде заключения договора аренды без проведения торгов в отношении нежилого помещения площадью 273,4 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Колхозная пл., д. 6, используемого под размещение аптеки N 4.
Управление письмом от 28.06.2022 N 2455/03 запросило у общества правовое обоснование и дополнительные документы, подтверждающие фактическое осуществление им социального обеспечения населения.
Письмом от 30.06.2022 общество предоставило в управление правовое обоснование, а также документы, подтверждающие факт осуществления социального обеспечения граждан, в том числе договоры на оказание услуг с ОГАУЗ "СОМЦ" от 23.12.2021 N 1-ФЛ и N 2-РЛ, договор на безвозмездный отпуск лекарственных препаратов в рамках оказания паллиативной помощи населению, подтверждающие отпуск обществом лекарственных средств льготополучателям, имеющим право на получение лекарственных средств, в том числе при оказании паллиативной помощи (облегчение боли при тяжелых, в том числе онкологических заболеваниях), копия лицензии, подтверждающей право работы общества с наркотическими препаратами.
Решением управления от 03.08.2022 N 2983/03 обществу было отказано в предоставлении государственной (муниципальной преференции) в виде заключения договора аренды без проведения торгов в отношении нежилого помещения площадью 273,4 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Колхозная пл., д. 6, на основании пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ.
В качестве основания для принятия решения об отказе в предоставлении государственной (муниципальной) преференции управление указало, что, во-первых, в уставе общества отдельно не поименован вид деятельности - социальное обеспечение населения, представленные документы не подтверждают осуществление обществом социального обслуживания населения, во-вторых, общество не состоит в Реестре поставщиков социальных услуг, который ведется департаментом Смоленской области по социальному развитию в соответствии с Порядком формирования реестра и ведения реестра, утвержденного приказом департамента от 14.07.2014 N 751.
Полагая, что общество имеет право на получение муниципальной преференции как организация, осуществляющая социальное обеспечение населения, что подтверждено соответствующими документами, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, перечисленных в данной части статьи 19 Закона N 135-ФЗ, в том числе в целях социального обеспечения населения.
Запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям (часть 2 статьи 19 Закона N 135-ФЗ).
Частью 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что по общему правилу государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагается в том числе перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в части 3 названной статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов.
Антимонопольный орган в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:
1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации в целях социального обеспечения населения.
Социальное обеспечение - предусмотренная статьей 39 Конституции Российской Федерации система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.
Пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В силу пункта 1 части 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
На основании статьи 2 Закона Смоленской области от 26.09.2014 N 114-з "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Смоленской области" социально-медицинские услуги выражаются, в том числе в виде содействия в обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями.
В соответствии с уставом областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Смоленский областной медицинский центр" указанное учреждение является социально ориентированной некоммерческой организацией, целями деятельности которого, в частности, являются оказание медицинских услуг, участие в организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно либо с пятидесятипроцентной скидкой (пункты 1.3.1, 2.3 устава).
Предоставление набора социальных услуг в виде обеспечения (отпуска) лекарственными препаратами на территории Заднепровского района г. Смоленска осуществляет аптека N 4 ОАО "Смоленск-Фармация" (г. Смоленск, пл. Колхозная, д. 6) на основании заключенных с ОГАУЗ "Смоленский областной медицинский центр" договоров на оказание услуг:
- договор от 23.12.2021 N 1-ФЛ - отпуск лекарственных средств федеральным льготополучателям;
- договор от 23.12.2021 N 2-РЛ - отпуск лекарственных средств льготополучателям, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 15.02.2005 N 36 "Об обеспечении отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой";
- договор от 23.12.2021 б/н на оказание услуг на безвозмездной основе по приему, хранению и отпуску наркотических средств и психотропных веществ в рамках оказания паллиативной помощи (в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами).
Как следует из материалов дела, обществом управлению были представлены указанные документы, а также приложена копия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 17.04.2015 N ЛО-67-04-000169.
При этом в письме от 30.06.2022 N 173 общество пояснило, что нежилое помещение площадью 273,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Смоленск. Колхозная пл., д. 6 и используемое под аптеку N 4 с 01.01.2018 по настоящее время, включено в перечень пунктов отпуска, отпускающих наркотические средства и психотропные вещества льготным категориям граждан по федеральной и региональной льготам, о чем информация размещена на официальном сайте департамента здравоохранения по Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из указанной информации следует, что на территории Смоленской области лишь пять аптек могут работать с такими препаратами, одной из таких аптек является аптека N 4 общества, при этом обеспечение населения Смоленской области в рамках оказания паллиативной помощи носит безвозмездный характер, т.е. данный вид деятельности носит сугубо социальный характер.
Причем аптека N 4 общества является единственной аптекой в Заднепровском и Ленинском районах г. Смоленска, которая имеет лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 17.04.2015 N ЛО-67-04-000169 и осуществляет отпуск наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов в рамках оказания льготополучателям паллиативной помощи (лекарственные препараты выписываются тяжелобольным пациентам).
При этом отпуск наркотических средств и психотропных веществ Списка II и психотропных веществ Списка III в рамках реализации федеральной программы по оказанию паллиативной помощи аптека N 4 общества осуществляет бесплатно с 2019 года, то есть указанная деятельность носит сугубо социальный характер.
Обществом также представлены отчеты, подписанные ОГАУЗ "Смоленский областной медицинский центр", подтверждающие, что за 2019 год аптекой N 4 были обеспечены лекарственными препаратами льготополучатели по 20 649 бесплатным рецептам (174 рецепта по паллиативной помощи), за 2020 год обеспечено льготополучателей по 18 410 бесплатным рецептам (613 рецептов по паллиативной помощи); за 2021 год обеспечено льготополучателей по 20 349 бесплатным рецептам (684 рецепта по паллиативной помощи); за период с 01.01.2022 по 29.06.2022 обеспечено льготополучателей по 11 612 бесплатным рецептам (400 рецептов по паллиативной помощи).
С учетом сказанного следует признать, что для получения заключения от управления в целях предоставления муниципальной преференции обществом были представлены все вышеперечисленные документы, подтверждающие в своей совокупности осуществление им деятельности по социальному обеспечению населения.
При этом тот факт, что указанный вид деятельности (социальное обеспечение населения) не отражен в уставе общества, не имеет правового значения, так как устав содержит усредненный перечень услуг, характерных для всех фармацевтических организаций, и не отражение спорного вида деятельности в уставе не лишает общества права фактическим им заниматься.
Указание на отсутствие общества в Реестре поставщиков социальных услуг, который ведется департаментом Смоленской области по социальному развитию в соответствии с Порядком формирования реестра и ведения реестра, утвержденного приказом департамента от 14.07.2014 N 751, также не опровергает факт ведения обществом деятельности по социальному обеспечению населения.
Отклоняя позицию управления, суд первой инстанции правомерно указал, что в силу части 1 статьи 25 Закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации и по смыслу этого Закона публикуется с целью публичного информирования населения и юридических лиц о наличии в городе организаций, оказывающих социальные услуги.
Включение организаций социального обслуживания в реестр осуществляется на добровольной основе (часть 2 статьи 25 Закона N 442-ФЗ), а, значит, нахождение в реестре поставщиков социальных услуг не является обязательным и никак не влияет на вид деятельности осуществляемый обществом по социальному обеспечению населения
С учетом сказанного суд первой инстанции по праву удовлетворил заявление общества, подтвердившего факт ведения деятельности по социальному обеспечению населения и, соответственно, право на получение преференции.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что общество не выдает рецепты для получения лекарственных средств (что, по своей сути, и является обеспечением лекарственными средствами), а только выдает те лекарственные средства, на которые медицинскими учреждениями выданы рецепты гражданам, управление не учитывает, что выдача рецепта не является само по себе социальным обеспечением населения в форме лекарственного обеспечения, в данном случае конечной целью социального обеспечения граждан является получение льготополучателем лекарственного препарата по назначению врача, соответственно, лекарственными препаратами обеспечивает общество, в этом и заключается социальное обеспечение населения.
Мнение управления, изложенное в апелляционной жалобе, о том, что осуществляемая обществом деятельность соответствует цели преференции - "Охрана здоровья граждан", а не цели "Социальное обеспечение населения", отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку, противоречит пункту 1 части 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и статье 2 Закона Смоленской области от 26.09.2014 N 114-з.
Кроме того, обществом обращено внимание апелляционного суда на то, что управлением 28.03.2023 вынесено решение N 1079/03 об отказе в предоставлении государственной (муниципальной) преференции путем передачи в аренду того же нежилого помещения (расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Колхозная пл., д. 6, площадь помещения 273,4 кв. м) обществу в целях - охраны здоровья граждан.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.02.2023 по делу N А62-9176/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9176/2022
Истец: ОАО "СМОЛЕНСК-ФАРМАЦИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА