г. Челябинск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А47-2724/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области на дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2022 по делу N А47-2724/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Прокуратура Оренбургской области (далее - истец, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом города Оренбурга (далее - ответчик 1, Комитет), к обществу с ограниченной ответственностью "Листпромстрой" (далее - ответчик 2, ООО "Листпромстрой", общество) о признании недействительными торгов, проведенных в форме путем продажи посредством публичного предложения 27.10.2020, на право заключения договора купли-продажи по лоту N 1, номер процедуры SBR012- 2009250022; о признании недействительным договора купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения N 2608 от 30.10.2020, заключенного между Комитетом и ООО "Листпромстрой", по продаже сооружения, наименование: единый недвижимый комплекс, назначение: иное сооружение, площадь застройки 3 682,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, по ул. Полигонной, ул. Карагандинской, кадастровый номер: 56:44:0421001:161 (в состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152) и земельного участка, площадью 17 455 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Карагандинская, расположенного в кадастровом квартале 56:44:0421001, кадастровый номер: 56:44:0421001:160; о применении последствий ничтожности договора купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения N 2608 от 30.10.2020 путем обязания ООО "Листпромстрой" в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу передать Комитету по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 56:44:0421001:160, площадью 17 455 кв.м, разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), строительство многоквартирного жилого дома; об обязании Комитета в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу возвратить ООО "Листпромстрой" денежные средства, полученные от продажи земельного участка, в размере 32 159 579 руб. 30 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент), Финансовое управление Администрации города Оренбурга (далее - Финуправление).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.08.2022 (резолютивная часть от 16.08.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2022 суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Комитета по управлению имуществом города Оренбурга судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 186 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.08.2022 по делу N А47-2724/2021 отменено. Исковые требования прокуратуры удовлетворены. Признаны недействительными торги от 27.10.2020 по продаже посредством публичного предложения права заключения договора купли-продажи по лоту N 1 в отношении следующего недвижимого имущества: сооружение, наименование: единый недвижимый комплекс, назначение: иное сооружение, площадь застройки 3 682,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, по ул. Полигонной, ул. Карагандинской, кадастровый номер: 56:44:0421001:161 (в состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152); земельный участок, кадастровый номер: 56:44:0421001:160, площадью 17 455 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Карагандинская. Признан недействительным договор купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения от 30.10.2020 N 2608, заключенный между Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга и ООО "Листпромстрой". Применены последствия недействительности договора купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения от 30.10.2020 N 2608. Суд обязал ООО "Листпромстрой" в течение 30 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу передать Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Оренбурга по акту приема-передачи земельный участок, кадастровый номер: 56:44:0421001:160, площадью 17 455 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Карагандинская. Суд обязал Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Оренбурга в течение 30 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу возвратить ООО "Листпромстрой" денежные средства в сумме 36 017 000 руб.
С дополнительным решением по делу не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Прокуратура (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит дополнительное решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым возложить обязанность возместить судебные расходы на ответчиков.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в связи с отменой постановлением суда апелляционной инстанции первоначального судебного акта возмещение судебных расходов за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации противоречит положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 18.04.2023.
От общества с ограниченной ответственностью "ЛистПромСтрой" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
В апелляционной жалобе Прокуратурой заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование судебного акта.
С учетом того, что процессуальный вопрос не был разрешен апелляционным судом в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, оценка доводов подателя жалобы о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы приводится в настоящем судебном акте.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными и если не истекли, предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Кодекса сроки.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", при решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" разъяснено, что в силу части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции восстанавливает срок на подачу апелляционной (кассационной) жалобы, если признает причины пропуска уважительными.
Вопрос об уважительности причин пропуска срока на обжалование, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, суд учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
Суд апелляционной инстанции, разрешая вопрос о восстановлении процессуального срока, отмечает, что право на судебную защиту, включая право на пересмотр принятого по делу судебного акта судом вышестоящей инстанции, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина, одновременно выступая гарантией всех других прав и свобод.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что правосудие по своей сути может признаваться таковым, только если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Это означает, что лицо, намеренное воспользоваться правом на судебную защиту, должно обладать реальной правовой возможностью для обращения в суд, в том числе, в порядке апелляционного производства.
С учетом изложенного, принимая во внимание период пропуска срока на апелляционное обжалование (менее 6 месяцев), а также необходимости дополнительной проверки доводов апеллянта о наличии правомерности взыскания расходов на оплату экспертизы по делу, при отмене судебного акта суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции посчитал возможным ходатайство Прокуратуры о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Оренбургского городского Совета от 19.11.2019 N 793 "О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 20.12.2016 N 265" в прогнозный план приватизации муниципального имущества города Оренбурга на 2017 - 2020 годы был включен пункт 129 об имуществе, подлежащем приватизации: объект по адресу г. Оренбург, ул. Полигонная, ул. Карагандинская (пункт 95) в составе: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 17455 +/-46 кв. м, кадастровый номер: 56:44:0421001:160; сооружения, наименование: единый недвижимый комплекс, площадь застройки 3 682,8 кв.м, кадастровый номер: 56:44:0421001:161. В состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152.
Решением Оренбургского городского Совета от 30.04.2020 N 867 "О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 21.11.2019 N 800" в прогнозный план приватизации муниципального имущества города Оренбурга на 2020 - 2022 годы был включен пункт 95 об имуществе, подлежащем приватизации: объект по адресу г. Оренбург, ул. Полигонная, ул. Карагандинская в составе: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 17455+/-46 кв.м, кадастровый номер: 56:44:0421001:160; сооружения, наименование: единый недвижимый комплекс, площадь застройки 3 682,8 кв.м, кадастровый номер: 56:44:0421001:161. В состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152.
Постановлением Администрации города Оренбурга от 25.12.2019 N 3771-п "Об условиях приватизации объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге" было решено осуществить приватизацию муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества в отношении:
- сооружения, наименование: единый недвижимый комплекс, назначение: иное сооружение, площадь застройки 3 682,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, по ул. Полигонной, ул. Карагандинской кадастровый номер: 56:44:0421001:161. В состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152 (далее - нежилые здания);
- земельного участка, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), строительство многоквартирных жилых домов, площадь 17 455 +/-46 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, городской округ город Оренбург, Оренбург город, улица Карагандинская, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:44:0421001, кадастровый номер: 56:44:0421001:160.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 07.05.2020 N 218 "Об утверждении аукционной документации для проведения торгов по продаже объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге, в электронной форме" утверждена аукционная документация для проведения торгов по продаже объектов недвижимости, расположенных в г. Оренбурге, в электронной форме (т. 1 л.д. 71-85).
Аукционная документация была опубликована на сайте utp.sberbaN k-ast.ru.
Администрацией города Оренбурга 21.08.2020 издано постановление N 1262-п "Об условиях приватизации объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге", которым постановлено осуществить приватизацию муниципального имущества, в отношении сооружения - единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 56:44:0421001:161 и земельного участка с кадастровым номером 56:44:0421001:160, в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества (пункт 1), установлено, что в случае если аукцион по продаже имущества будет признан несостоявшимся, отчуждение объектов произвести в электронной форме путем продажи посредством публичного предложения (пункт 3) (т. 1 л.д. 86-88).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 24.08.2020 N 431 "Об утверждении аукционной документации для проведения торгов по продаже объектов недвижимости, расположенных в городе Оренбурге, в электронной форме" утверждена аукционная документация для проведения торгов по продаже объектов недвижимости, расположенных в г. Оренбурге в электронной форме (т. 1 л.д. 89-101).
Аукционная документация была опубликована на сайте utp.sberbank-ast.ru.
Согласно документации, размещенной на электронной торговой площадке, входящие в состав единого недвижимого комплекса, указанного в пункте 1.1 договора, здания (многоквартирные дома) на основании заключений межведомственной комиссии "О признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания" N 288 от 10.11.2011, N 290 от 10.11.2011, N 297 от 27.11.2011, N 291 от 10.11.2013, N 295 от 10.11.2011, N 269 от 10.11.2011, N 90 от 15.09.2011, N 60 от 25.08.2011, N 376 от 14.12.2011, N 389 от 28.12.2011 признаны непригодными для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу (т. 1 л.д. 51-70).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 24.09.2020 N 531 "Об утверждении условий приватизации объектов недвижимости расположенных в городе Оренбурге и аукционная документация для проведения торгов в электронной форме путем продажи объектов посредством публичного предложения" утверждены условия приватизации объектов: сооружение - единый недвижимый комплекс с кадастровым номером 56:44:0421001:161 и земельного участка с кадастровым номером 56:44:0421001:160, а также аукционная документация для проведения торгов в электронной форме путем продажи объектов посредством публичного предложения, в отношении вышеуказанных объектов недвижимости и земельного участка (т. 1 л.д. 102-116).
В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения Комитету предписано указать в информационном сообщении, в договоре купли-продажи информацию об аварийном состоянии нежилых зданий, требующих проведение работ по его ликвидации (сносу).
Согласно протоколу заседания комиссии по определению участников торгов посредством публичного предложения в электронной форме N 1 от 23.10.2020 к участию в торгах были допущены ООО "Листпромстрой" и ООО "РЦ-Север" (т. 1 л.д. 33-35).
Согласно итоговому протоколу заседания комиссии по подведению итогов торгов в электронной форме путем продажи посредством публичного предложения N 1 от 27.10.2020 победителем торгов по лоту N 1 определено ООО "Листпромстрой" (т. 1 л.д. 36-38).
Между Комитетом (продавец) и ООО "Листпромстрой" (покупатель) заключен договор купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения от 30.10.2020 N 2608 (далее также - договор, т. 1 л.д. 26-30), по условиям п. 1 которого на основании протокола об итогах аукциона от 27.10.2020 продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется оплатить и принять в соответствии с условиями договора следующее имущество:
- сооружение, наименование: единый недвижимый комплекс, назначение: иное сооружение, площадь застройки 3 682,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, по ул. Полигонной, ул. Карагандинской, кадастровый номер: 56:44:0421001:161. В состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152, стоимостью 3 857 420 руб. 70 коп., в том числе НДС 642 903 руб. 45 коп. (п. 1.1 договора);
- земельный участок, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), строительство многоквартирных жилых домов (код 2.6 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа I приложения N 9 к постановлению администрации города Оренбурга от 29.11.2016 N 3698-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург"), площадь 17 455 +/-46 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, городской округ город Оренбург, Оренбург город, улица Карагандинская, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:44:0421001, кадастровый номер: 56:44:0421001:160, стоимостью 32 159 579 руб. 30 коп. без НДС, занимаемый имуществом, указанным в пункте 1.1 договора (п. 1.2. договора).
Пунктом 1.3 договора установлено, что цена приобретения имущества, указанного в пунктах 1.1, 1.2 настоящего договора, составляет 36 017 000 руб.
Задаток в сумме 14 406 800 руб., внесенный покупателем на счет оператора торговой площадки в соответствии с аукционной документацией, засчитывается в счет оплаты имущества по договору (п. 1.4 договора).
Согласно п. 2.1 договора покупатель обязуется перечислить 20 967 296 руб. 55 коп. (за вычетом суммы задатка 14 406 800 руб. и НДС в размере 642 903 руб. 45 коп. за выкуп нежилого строения) на расчетный счет продавца, указанный в пункте 7.1 настоящего договора, единовременно в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи (НДС покупатель оплачивает самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, кроме случаев, когда покупателем выступает физическое лицо).
Обязательства покупателя по оплате имущества, передаваемого в собственность покупателя, считаются выполненными с даты единовременного поступления денежных средств в полном объеме на расчетный счет продавца (п. 2.2 договора).
В соответствии с п. 3.1 договора имущество передается продавцом покупателю по акту приема-передачи в течение 30 календарных дней после поступления денежных средств по договору на расчетный счет продавца в полном объеме.
Обязательство продавца по передаче имущества покупателю считается выполненным после подписания сторонами акта приема-передачи имущества (п. 3.3 договора).
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что право собственности на имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
В силу п. 4.3 договора передаваемое продавцом покупателю имущество, указанное в пункте 1.1 договора, находится в аварийном состоянии, требующим проведения работ по его ликвидации (сносу).
На основании п. 4.4 договора покупатель заверяет о следующих обстоятельствах: ему известно, что имущество, указанное в пункте 1.1, 1.2 договора, находится в аварийном состоянии, требующем от покупателя проведения работ по его ликвидации (сносу) в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с последующим освоением освобожденного земельного участка в течение 5 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По условиям п. 5.5 договора неисполнение покупателем условий п. 4.4 договора является основанием для расторжения договора с последующим возвратом имущества продавцу без компенсации затрат покупателю, понесенных им на оплату цены договора, в судебном порядке.
Согласно акту проверки Прокуратуры от 03.03.2021 в ходе проверки земельного участка с кадастровым номером 56:44:0421001:160 было установлено, что здания с кадастровыми номерами 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152, входящие в состав сооружения площадью застройки 3 682,8 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0421001:161, снесены (т. 1 л.д. 140).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 56:44:0421001:160 и расположенное на нем сооружение с кадастровым номером 56:44:0421001:161 не могли быть предметом аукциона по приватизации недвижимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации, Закон N 178-ФЗ), что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0421001:160 мог быть предметом аукциона только путем продажи права аренды, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В период рассмотрения спора, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.11.2021, по ходатайству ответчика 1 была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Навигатор" Файзуллину Ринату Радиковичу, Каширину Ивану Николаевичу, Романюк Павлу Витальевичу, Столповских Георгию Александровичу.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Является ли сделка приватизации, направленная на заключение договора купли-продажи от 30.10.2020 N 2608 по продаже единого недвижимого комплекса с земельным участком с кадастровым номером 56:44:0421001:160 экономически целесообразной и эффективной сделкой, соответствующей публичным интересам муниципального образования "город Оренбург"?
2. Могла ли являться эффективной и целесообразной сделка по аренде земельного участка с кадастровым номером 56:44:0421001:160 по сравнению со сделкой приватизации, с учетом необходимости несения затрат муниципального образования на освобождение земельного участка от размещенных на нем объектов недвижимости, сроков поступления арендных платежей и размеров арендной платы?
В материалы дела поступило заключение эксперта N 16Э/22 от 28.04.2022 (т. 3 л.д. 58-150, т. 4 л.д. 1-95).
По первому вопросу экспертами сделан вывод, что сделка приватизации, направленная на заключение договора купли-продажи от 30.10.2020 N 2608 по продаже единого недвижимого комплекса с земельным участком с кадастровым номером 56:44:0421001:160, является экономически целесообразной и эффективной сделкой, соответствующей публичным интересам муниципального образования "город Оренбург".
По второму вопросу экспертами сделан вывод о том, что сделка по аренде земельного участка с кадастровым номером 56:44:0421001:160, с учетом необходимости несения затрат муниципального образования на освобождение земельного участка от размещенных на нем объектов недвижимости, сроков поступления арендных платежей и размеров арендной платы, не могла являться эффективной и целесообразной сделкой по сравнению со сделкой приватизации.
В рамках рассмотрения дела А47-2724/2021 по ходатайству ответчиков проведена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 016Э/22 и счет на оплату N 016Э/22 от 28.04.2022.
Оплата произведена на основании внесенных Финансовым управлением администрации города Оренбурга на депозит Арбитражного суда Оренбургской области денежных средств в размере 186 000 рублей по платежному поручению N 362574 от 07.07.2021.
Дополнительным решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2022 по делу А47-2724/2021 постановлено возместить понесенные судебные расходы за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого дополнительного решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если:
1) по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;
2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы подлежат возмещению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках рассмотрения дела А47-2724/2021 по ходатайству ответчиков проведена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 016Э/22 и счет на оплату N 016Э/22 от 28.04.2022.
Оплата произведена на основании внесенных Финансовым управлением администрации города Оренбурга на депозит Арбитражного суда Оренбургской области денежных средств в размере 186 000 рублей по платежному поручению N 362574 от 07.07.2021.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение вопроса о взыскании с участвующего в деле лица государственной пошлины в доход федерального бюджета является вопросом, связанным с применением норм процессуального права, не влияющим на разрешение заявленного к рассмотрению искового требования и производным от результата судебного разбирательства.
Взыскивая дополнительным решением с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Комитета по управлению имуществом города Оренбурга судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 186 000 руб. суд основывался на отказе в удовлетворении иска.
Вместе с тем постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.08.2022 по делу N А47-2724/2021 отменено. Исковые требования прокуратуры удовлетворены. Признаны недействительными торги от 27.10.2020 по продаже посредством публичного предложения права заключения договора купли-продажи по лоту N 1 в отношении следующего недвижимого имущества: сооружение, наименование: единый недвижимый комплекс, назначение: иное сооружение, площадь застройки 3 682,8 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, по ул. Полигонной, ул. Карагандинской, кадастровый номер: 56:44:0421001:161 (в состав единого недвижимого комплекса входят здания с кадастровыми номерами: 56:44:0000000:4935, 56:44:0000000:5039, 56:44:0000000:5677, 56:44:0421001:33, 56:44:0421001:142, 56:44:0421001:148, 56:44:0421001:149, 56:44:0421001:155, 56:44:0421001:147, 56:44:0421001:152); земельный участок, кадастровый номер: 56:44:0421001:160, площадью 17 455 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Карагандинская. Признан недействительным договор купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения от 30.10.2020 N 2608, заключенный между Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга и ООО "Листпромстрой". Применены последствия недействительности договора купли-продажи сооружения и земельного участка посредством публичного предложения от 30.10.2020 N 2608. Суд обязал ООО "Листпромстрой" в течение 30 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу передать Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Оренбурга по акту приема-передачи земельный участок, кадастровый номер: 56:44:0421001:160, площадью 17 455 кв.м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Карагандинская. Суд обязал Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Оренбурга в течение 30 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу возвратить ООО "Листпромстрой" денежные средства в сумме 36 017 000 руб.
Сохранение дополнительного решения о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации судебных расходов на проведение судебной экспертизы в размере 186 000 руб., принятого судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права, в ситуации наличия оснований для отмены обжалуемого решения суда, которым спор разрешен по существу, обязывающих апелляционный суд распределить судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, создает недопустимое противоречие судебных актов.
Поскольку судебный акт об отказе удовлетворения требований Прокуратуры отменен судом апелляционной инстанции, следовательно, подлежит отмене и дополнительное решение по настоящему делу, ввиду того, что судебные расходы не подлежат возмещению проигравшей стороне.
Более того, коллегия учитывает, что при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции дана критическая оценка представленному в материалы дела заключению эксперта N 16Э/22 от 28.04.2022, поскольку поставленные для экспертов вопросы, полученные на них ответы, не имеют правового значения, так как не способны привести к легализации оспариваемых торгов и договора купли-продажи.
Таким образом, на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительное решение суда о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Комитета по управлению имуществом города Оренбурга судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 186 000 руб. подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.09.2022 по делу N А47-2724/2021 отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2724/2021
Истец: Администрация города Оренбурга, Прокуратура Оренбургской области
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА ОРЕНБУРГА, ООО "ЛистПромСтрой"
Третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Финансовое управление Администрации города Оренбурга, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Экспертное бюро Навигатор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3904/2023
19.04.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3836/2023
08.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14198/2022
23.08.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2724/2021