город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2023 г. |
дело N А53-32554/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от Администрации города Ростова-на-Дону: представитель Янин В.В. по доверенности от 19.10.2022, удостоверение;
от Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону: представитель Мелова А.С. по доверенности от 10.03.2023, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2023 по делу N А53-32554/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" (ИНН 6165080190, ОГРН 1026103731774)
к Управлению наружной рекламой города Ростова-на-Дону (ИНН 6164045700, ОГРН 1026103278695), Администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Траст-Групп"
о признании незаконными действий по демонтажу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Принт-Сервис" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению наружной рекламой г.Ростова-на-Дону (далее - Управление) и администрации города Ростова-на-Дону (далее - Администрация) о признании незаконными действий по демонтажу рекламной конструкции по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, д.13.
Арбитражным судом Ростовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Траст-Групп".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2023 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что предписание 2018 года не применимо к настоящим правоотношениям. Предписание Обществом исполнено. Демонтаж рекламной конструкции должен быть осуществлён в разумный срок, однако срок более 3-х лет нельзя считать таковым.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
В судебном заседании представители Администрации и Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО "Траст-Групп" и Общество, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
17.07.2017 работниками Управления в результате осмотра был установлен факт незаконного размещения рекламной конструкции - биг-борд, размером 6-м х 3-м, по адресу: г.Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, 13.
Земельный участок, в пределах которого размещена рекламная конструкция, принадлежит на праве собственности ООО "Траст-Групп", что подтверждается выпиской из ЕГРП.
На основании части 21 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 от N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) по итогам проведённой проверки соблюдения законодательства о рекламе Управлением в адрес ООО "Траст-Групп" направлено предписание от 17.07.2017 N 511 о необходимости в течение 30 дней с момента вручения демонтировать информационную конструкцию по адресу: пр-кт Шолохова, 13, г. Ростов-на-Дону. Предписание 19.07.2017 вручено ООО "Траст-Групп".
17.10.2018 в адрес ООО "Траст-Групп" Управлением на основании части 21.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ направлено предписание от 15.10.2018 N 963 с требованием осуществления самостоятельного демонтажа незаконно размещаемой рекламной конструкции, что подтверждается почтовым реестром.
Предписание получено ООО "Траст-Групп" 22.10.2018 и в указанный срок не исполнено.
Рекламная конструкция была демонтирована за счёт средств бюджета города Ростова-на-Дону с привлечением подрядной организации - ООО "Сфера" на основании муниципального контракта от 27.07.2022 N 23 на выполнение работ по демонтажу, хранению и уничтожению.
Уведомлением от 17.08.2022 N 59.37/1054 Управление сообщило ООО "Траст-Групп" о демонтаже рекламной конструкции биг-борд, размером 6 м х 3 м по адресу: пр.Шолохова, 13 в г.Ростове-на-Дону и возможностью забрать её в срок до 10.10.2022 в ООО "Сфера"
30.04.2020 между Обществом и ООО "Траст-Групп" был заключён договор купли-продажи рекламной конструкции по пр.Шолохова, 13 в г.Ростове-на-Дону.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Статьей 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211, утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, относится к полномочиям городского самоуправления по предметам собственного ведения.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
В разделе 15 Правил установлено, что все конструкции по содержащейся на них информации разделяются на рекламные и информационные. Рекламные конструкции - конструкции, предназначенные для размещения рекламы, социальной рекламы. Рекламные конструкции исполняются как со статичным информационным полем, так и со сменной информацией (автоматической механической и автоматической электронной сменой информации), установленные на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Факт нахождения на земельном участке, принадлежащем ООО "Траст-Групп" по пр.Шолохова, 13 в г.Ростове-на-Дону рекламной конструкции после выдачи предписания на её демонтаж, не оспаривается сторонами.
Довод Общества о том, что Управлением нарушена процедура уведомления о демонтаже рекламной конструкции, апелляционным судом отклоняется.
Согласно части 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
В соответствии с частью 21.1. статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно выписке ЕГРП собственником земельного участка, на котором установлена спорная конструкция, является ООО "Траст-Групп".
Поскольку владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, управление выдало ООО "Траст-Групп", как владельцу недвижимого имущества, предписание от 15.10.2018 N 963, с требованием осуществления самостоятельного демонтажа незаконно размещаемой рекламной конструкции.
Предписание от 15.10.2018 N 963 получено ООО "Траст-Групп" 22.10.2018 и исполнено не было.
Таким образом, довод Общества о не извещении о демонтаже не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Демонтаж рекламной конструкции был осуществлен за счёт средств бюджета города с привлечением подрядной организации ООО "Сфера" по муниципальному контракту от 27.07.2022.
08.09.2022 ООО "Траст-Групп" платёжным поручением N 1069 оплатило 29646 руб., затраченных на демонтаж рекламной конструкции.
Требованием Федерального закона N 38-ФЗ является наличие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которое, согласно части 9 статьи 19 вышеуказанного закона, выдается органом местного самоуправления. Рекламная конструкция, установленная и эксплуатируемая без разрешения, срок действия которого не истек, является незаконной.
Единственным владельцем рекламной конструкции, получившим публичное разрешение на её установку и эксплуатацию в органе местного самоуправления, известным и собственнику недвижимости, санкционировавшему размещение объекта наружной рекламы на своем имуществе, и публичному органу, регулирующему размещение наружной рекламы в муниципальном образовании, является лицо, получившее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Все гражданско-правовые отношения по продаже конструкции регулируются в гражданско-правовом порядке и не имеют никакого отношения к публичному праву.
Согласно требованиям Федерального закона N 38-ФЗ, если владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу или владелец рекламной конструкции не известен, то предписание выдается владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Для получения сведений о владельце недвижимого имущества направляется запрос в Управление Росреестра.
Предписание от 17.07.2017 N 511 было вручено 19.07.2017 ООО "Траст-Групп", что не отрицалось третьим лицом.
Предписание от 15.10.2018 N 963 с требованием осуществления самостоятельного демонтажа незаконно размещаемой рекламной конструкции было получено ООО "ТрастГрупп" 22.10.2018.
Таким образом, органом местного самоуправления был соблюдён порядок демонтажа, установленный Федеральным законом N 38-ФЗ.
Что касается ссылки заявителя на пункт 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, устанавливающий, что владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником", то следует учесть, что данное понятие может использоваться только в отношении законных рекламных конструкций, установленных на основании разрешения.
Предписания, содержащие требование об осуществлении демонтажа, ООО "ТрастГрупп" в установленный законодателем срок три месяца, не были оспорены в судебном порядке, и вступили в законную силу, что подтверждает статус владельца рекламной конструкции - ООО "Траст-Групп", которое продолжало незаконно эксплуатировать рекламную конструкцию, извлекая прибыль, вплоть до административного демонтажа силами Управления за счёт средств бюджет города Ростова-на-Дону.
Таким образом, ссылка Общества на договор купли-продажи рекламной конструкции является несостоятельной.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что размещение рекламных конструкций не является объектом муниципального контроля в сфере благоустройства, поскольку правовое регулирование установки и эксплуатации рекламных конструкций осуществляется Федеральным законом N 38-ФЗ, в связи с чем Федеральный закон N 294-ФЗ не регламентирует правоотношения, возникающие в результате осуществления Управлением своих полномочий по мониторингу рекламных конструкций на предмет их соответствия выданным разрешениям на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также демонтажу рекламных конструкций, как это предписано пунктом 2.3 раздела 2 Положения об Управлении.
Таким образом, деятельность Управления по выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, как и сам демонтаж, не может рассматриваться как проверка, осуществляемая в рамках муниципального контроля.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2021 N 208 (ред. от 23.08.2022) "Об утверждении Положения об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" Управление осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства в пределах компетенции.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2022 N 366 "О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении "Положения об Управлении наружной рекламой города Ростова-на-Дону" внесены изменения в пункт 2.3 раздела 2, согласно которым Управление осуществляет в том числе: муниципальный контроль в сфере благоустройства в части соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований по содержанию рекламных конструкций, размещению и содержанию информационных конструкций, осуществляемый в порядке, установленном Ростовской-на-Дону городской Думой; мониторинг рекламных конструкций на предмет их соответствия выданным разрешениям на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
Довод Общества о том, что демонтаж конструкции произведен в срок свыше 3 лет, что не является разумным сроком в соответствии с Законом о рекламе, не принимается апелляционным судом, поскольку предписания контрольного органа вступили в законную силу и подлежали исполнению ООО "Траст-Сервис" в разумный срок. Не исполнение собственником предписания не дает право считать предписание не исполнимым. Оно было исполнено за счёт средств бюджета города по муниципальному контракту от 27.07.2022 N 23, заключённому с ООО "Сфера" на выполнение работ по демонтажу, хранению и уничтожению.
Более того затраты по демонтажу конструкции были возмещены ООО "Траст-Сервис", что подтверждается платёжным поручением от 08.09.2022 N 1069 на сумму 29646 рублей по счёту от 30.08.2022 N 3.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований Общества.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 руб. подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2023 по делу N А53-32554/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32554/2022
Истец: ООО "ПРИНТ-СЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: ООО "ТРАСТ-ГРУПП"