19 апреля 2023 г. |
Дело N А83-1425/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
Минпром Крыма не явился, извещено надлежаще;
от ответчика:
ФГУП "НИИ АУС" Строканина А.В. (дов. от 14.02.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-1425/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленной политики Республики Крым (далее - Минпром Крыма) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" (далее - ФГУП "НИИ АУС") о взыскании задолженности по уплате части прибыли в бюджет Республики Крым в размере 44 640 311,40 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Минпром Крыма обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 79 приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке и сроках перечисления части прибыли, подлежащей ежегодному перечислению в бюджет Республики Крым, оставшейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Крым после уплаты налогов и иных обязательных платежей утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 677, исчисление подлежащих перечислению в бюджет Республики Крым сумм части прибыли производится по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января соответствующего года. В соответствии с представленным ФГУП "НИИ АУС" отчетом и наличием показателя имеющейся прибыли за 2019 год, у ответчика возникла обязанность оплаты указанной суммы в бюджет Республики Крым. Представленный ФГУП "НИИ АУС" отчет о финансовых результатах за период с января по июнь 2019 года (отчет за полугодие с указанием убытков), не может быть учтен, так как требование об уплате части прибыли выставлено за 1 квартал 2019 года.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ФГУП "НИИ АУС" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Истец явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Ранее, в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить обжалуемый судебный акт отменить.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя истца по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с 04 декабря 2014 года по 15 июля 2019 года ФГУП "НИИ АУС" было зарегистрировано как Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" и находилось в ведении Министерства промышленной политики Республик Крым.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.09.2018 N 2012-р принято решение о передаче ГУП РК "НИИ АУС" в федеральную собственность с отнесением к ведению Минпромторга России.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 16.11.2018 N 1372-р "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" по передаточному Акту от 13.02.2019 было передано из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность как едины имущественный комплекс.
Приказом Минпромторга России от 24.04.2019 N 1484 утвержден устав ФГУП "НИИ АУС", с 16.07.2019 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ о ФГУП "НИИ АУС".
Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 года N 677 было утверждено Положение о порядке и сроках перечисления части прибыли, подлежащей ежегодному перечислению в бюджет Республики Крым, оставшейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Крым после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 указанного постановления исполнительным органам государственной власти Республики Крым, к ведению которых отнесены государственные унитарные предприятия Республики Крым, необходимо обеспечить осуществление контроля за перечислением в бюджет Республики Крым вышеназванной части прибыли.
Согласно расчётам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" подлежащая уплате в бюджет Республики Крым часть чистой прибыли составляет: за 2016 год - 16537,0 тыс. руб., за 2017 год - 32 070 тыс. руб., за 2018 год - в сумме 794 678,40 руб., за 1 квартал 2019 года - 326 133,00 руб. 1 кв. 2019 года - 326 133,00 руб.
Полагая, что по состоянию на 01.12.2021 ФГУП "НИИ АУС" имеется задолженность по уплате части прибыли в бюджет Республики Крым в сумме 44 640 311,40 руб., Министерством промышленной политики Республики Крым направлена в адрес ФГУП "НИИ АУС" претензия об обеспечении перечисления в бюджет Республики Крым части чистой прибыли по итогам 2016 - 2018 года, 1 кв. 2019 года, которая получена предприятием 20.12.2021. Претензия оставлена ответчиком без ответа.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статьей 2.1. Положения "О порядке и сроках перечисления части прибыли, подлежащей ежегодному перечислению в бюджет Республики Крым, оставшейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Республики Крым после уплаты налогов и иных обязательных платежей", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 677 (далее по тексту - Положение), установлено, что исчисление подлежащих перечислению в бюджет Республики Крым сумм части прибыли производится по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января соответствующего года.
Согласно п. 3.1. Положения, перечисление в бюджет Республики Крым части прибыли осуществляется государственными унитарными предприятиями Республики Крым не позднее 5 дней после наступления установленных сроков представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в течение 30 дней по окончании квартала.
В соответствии с Приказом Минфина России от 11.04.2018 N 74 н, пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации - утратил силу, что повлекло отмену составления организациями месячной и квартальной бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п.п. 2.2 п. 2 Постановления Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 N 677, Министерство промышленной политики Республики Крым, в ведомственном подчинении которого находился Ответчик, осуществляло контроль за перечислением в бюджет Республики Крым части прибыли, при этом Ответчиком в адрес Истца своевременно направлялись Расчеты подлежащей уплате в бюджет Республики Крым части прибыли за вышеуказанные периоды, что подтверждается копиями сопроводительных писем.
В обоснование исковых требований, истец указывает, что согласно расчётам ГУП РК "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" подлежащая уплате в бюджет Республики Крым часть чистой прибыли составляет: за 2016 год - 16537,0 тыс. руб., за 2017 год - 32 070 тыс. руб., за 2018 год - в сумме 794 678,40 руб., за 1 квартал 2019 года - 326 133,00 руб. 1 кв. 2019 года - 326 133,00 руб. Указанная сумма сложилась из задолженности перед бюджетом за 2016 год в сумме 11 449 500,00 руб. (с учётом частичного погашения задолженности предприятием), за 2017 год - в сумме 32 070 000,00 руб., за 2018 год - в сумме 794 678,40 руб., за 1 квартал 2019 года - 326 133,00 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для судебной защиты интересов по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу пункта 1 статьи 203 Кодекса течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном законом порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исковое заявление подано истцом в суд 26.01.2022, следовательно истец обратился в арбитражный суд с пропуском срока исковой давности в отношении задолженности за период с 2016 по 2017 гг., предусмотренного статьей 196 ГК РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о перерыве течения этого срока, не установлено.
Относительно задолженности за 2018 год в размере 794 678,40 руб. коллегия судей отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, 08 ноября 2017 года Министром промышленной политики Республики Крым Васютой А.Г. был утвержден План (программа) финансово-хозяйственной деятельности ГУП РК "НИИ АУС" на 2018 год на странице 4 которого было запланировано "Отчисление части чистой прибыли в бюджет РК" в сумме 17 760 000,00 руб.
Платежным поручением N 1475 от 10.12.2018 на расчетный счет Минпром Крыма была перечислена сумма 4 440 000,00 руб., в назначении платежа указывалась: "Доходы от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации рассчитана, исходя из части утвержденных плановых показателей на 2018 год".
03 июня 2019 года в адрес Минпром Крыма был направлен "Расчет подлежащей уплате в бюджет Республики Крым части прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей ГУП РК "НИИ АУС" за 2018 года (корректировка N 1), согласно которому сумма прибыли, подлежащая уплате в 2018 году, составляла 794 678,40 рублей, а фактически было уплачено 4 440 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 10.12.2018 N1475.
Согласно п.1 Примечания к Расчету подлежащей уплате в бюджет Республики Крым части прибыли государственного унитарного предприятия Республики Крым, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (Приложение к постановлению Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 N 677), если показатель по строке 4 превышает показатель по строке 3, возврат ранее уплаченных сумм из бюджета Республики Крым не производится и засчитывается в счет платежей будущих периодов.
Фактически по представленному ответчиком расчету (корректировка N 1) от 03.06.2019 года по строке 3 показатель "Сумма части прибыли, подлежащая уплате" составил 794,7 тыс.руб., а по строке 4 "Сумма, уплаченная с начала года" - 4 440,0 тыс.руб., т.е. показатель по строке 4 превышал показатель по строке 3, тем самым истец не вправе был зачислять перечисленную предприятием сумму 4 440 000,0 руб. в счет погашения задолженности за прошлые периоды, а должен был учесть в перечисленной сумме ту часть прибыли, которая подлежит уплате за 2018 год, а именно - 794 678,40 руб., а разницу засчитать в счет платежей будущих периодов.
Относительно требований Минпром Крыма об уплате задолженности в сумме 326 133,00 руб., суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 года по делу N АКПИ17-1010 приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2018 года N 74н был признан утратившим силу пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, что повлекло отмену составления организациями бухгалтерской отчетности за месяц и квартал
Однако, ФГУП "НИИ АУС" 31 марта 2019 года предоставил в Минпром Крыма расчет подлежащей уплате в бюджет Республики Крым части прибыли государственного унитарного предприятия Республики Крым, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей за I квартал 2019 года, согласно которому размер отчислений от прибыли в бюджет Республики Крым составлял 326 133,00 руб. Указанный расчет являлся предварительным по итогам года.
При подведении итогов за I полугодие 2019 года было установлено, что предприятие сработало с убытком в сумме 1 646 000,00 руб., в связи с чем сумма прибыли за I квартал 2019 года в размере 326 133,00 руб. была сторнирована в бухгалтерском учёте, и в отчете о финансовых результатах за период январь-июнь 2019 года были отражены убытки.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1 ГУП РК "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" принималось в федеральную собственность как имущественный комплекс, и 13 февраля 2019 года все имущество предприятия было передано по передаточному акту, подписанному Министром промышленной политики Республики Крым и и.о.руководителя межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе из собственности Республики Крым в федеральную собственность, а 16 июля 2019 года ответчик был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц как Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт аэроупругих систем" с отнесением к ведению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначального иска.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку Министерство промышленной политики Республики Крым в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-1425/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1425/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ФГУП "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АЭРОУПРУГИХ СИСТЕМ"