г. Вологда |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А05-1232/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Корюкаевой Т.Г., судей Марковой Н.Г. и Писаревой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шергиной Оксаны Николаевны на определение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2023 года по делу N А05-1232/2022,
УСТАНОВИЛ:
Подойницина (Балуева) Надежда Николаевна (далее - должник) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области (далее - суд) с заявлением о признании себя несостоятельной (банкротом).
Определением суда от 02.03.2022 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Подойнициной Н.Н.
Решением суда от 11.05.2022 Подойницина Н.Н. признана несостоятельной (банкротом), в отношении ее введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утверждена Зворыкина Яна Юрьевна.
Финансовый управляющий должника 26.10.2022 обратился в суд с заявлением о признании недействительным договора купли-продажи от 01.10.2021, заключенного должником и Шергиной Оксаной Николаевной, и применении последствий его недействительности в виде возврата в конкурсную массу должника автомобиля ЛАДА 111830, 2011 г. в., VIN ХТА111830В0245545 (далее - Автомобиль).
Определением суда от 15.02.2023 заявленные требования удовлетворены: договор купли-продажи от 01.10.2021 признан недействительным, применены последствия недействительности сделки в виде возврата Автомобиля в конкурсную массу должника. С Шергиной О.Н. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Шергина О.Н. с данным судебным актом не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила вышеназванное определение отменить. В обоснование жалобы апеллянт указал, что является добросовестным приобретателем спорного имущества. Также не согласен с проведенной оценкой Автомобиля без его фактического осмотра.
Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктами 14, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2021 должником и Шергиной О.Н. заключен договор купли-продажи Автомобиля, цена продажи - 50 000 руб.
Автомобиль поставлен на регистрационный учет покупателем 07.10.2021.
Финансовый управляющий должника, полагая, что спорная сделка совершена в отсутствие равноценного встречного исполнения, обратился в суд с требованием о признании ее недействительной на основании пункта 1 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемой сделки недействительной.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с вынесенным определением, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Статьей 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено статьей 61.9 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 63), в силу пункта 3 статьи 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются в том числе действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.
Согласно пункту 8 постановления N 63 пункт 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Для признания сделки недействительной на основании указанной нормы не требуется, чтобы она уже была исполнена обеими или одной из сторон сделки, поэтому неравноценность встречного исполнения обязательств может устанавливаться исходя из условий сделки.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве неравноценное встречное исполнение обязательств другой стороной сделки имеет место, в частности, в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия на момент ее заключения существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
При сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота.
В силу пункта 9 постановления N 63 при определении соотношения пунктов 1 и 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве судам надлежит исходить из следующего.
Если подозрительная сделка была совершена в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия этого заявления, то для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в связи с чем наличие иных обстоятельств, определенных пунктом 2 данной статьи (в частности, недобросовестности контрагента), не требуется.
Если же подозрительная сделка с неравноценным встречным исполнением была совершена не позднее чем за три года, но не ранее чем за один год до принятия заявления о признании банкротом, то она может быть признана недействительной только на основании пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве при наличии предусмотренных им обстоятельств (с учетом пункта 6 данного постановления).
Судом в случае оспаривания подозрительной сделки проверяется наличие обоих оснований, установленных как пунктом 1, так и пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Закон о банкротстве не устанавливает возможность удовлетворения требований о признании сделки недействительной без обоснования соответствующими доказательствами.
Согласно пункту 5 постановления N 63 пункт 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов (подозрительная сделка).
В силу этой нормы для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки (с учетом пункта 7 постановления).
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
При определении вреда имущественным правам кредиторов следует иметь в виду, что в силу абзаца тридцать второго статьи 2 Закона о банкротстве под ним понимается уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приведшие или могущие привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.
В пункте 6 того же постановления указано, что согласно абзацам второму - пятому пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует исходить из значения этих понятий, данного в абзацах тридцать третьем и тридцать четвертом статьи 2 упомянутого Закона. Для целей применения содержащихся в абзацах втором - пятом пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве презумпций само по себе наличие на момент совершения сделки признаков банкротства, указанных в статьях 3 и 6 Закона, не является достаточным доказательством наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предполагается, что другая сторона сделки знала о совершении сделки с целью причинить вред имущественным правам кредиторов, если она признана заинтересованным лицом (статья 19 этого Закона) либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Данные презумпции являются опровержимыми - они применяются, если иное не доказано другой стороной сделки.
При решении вопроса о том, должна ли была другая сторона сделки знать об указанных обстоятельствах, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям оборота осмотрительность, установить наличие этих обстоятельств (пункты 5-7 постановления N 63).
Спорный договор заключен 01.10.2021, в течение одного года до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) Подойнициной Н.Н. (02.03.2022), то есть в период подозрительности, определенный пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В материалах дела имеется отчет от 30.12.2022 N 174-21-01 об оценке рыночной стоимости движимого имущества по состоянию на 01.10.2021, содержание которого и определенная оценщиком рыночная стоимость транспортного средства лицами, участвующими в деле, не оспорены.
При этом доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, существенно повлиявших на техническое состояние Автомобиля и его стоимость в сторону уменьшения (участие в ДТП и т. п.), в материалах дела не имеется.
Названный отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности доказательств, установленных статьями 64, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Согласно данному отчету рыночная стоимость спорного Автомобиля по состоянию на 01.10.2021 составляла 218 700 руб.
Доводы о ненадлежащем техническом состоянии Автомобиля на дату совершения спорной сделки в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказаны.
Принимая во внимание то обстоятельство, что по оспариваемому договору Автомобиль отчужден по цене 50 000 руб., лицами, участвующими в споре, о проведении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неравноценности сделки.
Поскольку по договору Автомобиль передан ответчику по цене ниже его рыночной стоимости, в результате совершения оспариваемой сделки причинен вред имущественным правам кредиторов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты ответчиком 50 000 руб., предусмотренных оспариваемым договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Автомобиль находится в собственности ответчика, в связи с чем суд правомерно применил последствия недействительности сделки, обязав Шергину О.Н. возвратить в конкурсную массу должника имущество, полученное по недействительной сделке.
Доводы подателя жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных по делу обстоятельств. Между тем иная оценка имеющихся доказательств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Определением апелляционного суда от 20.03.2023 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы. Поскольку жалоба Шергиной О.Н. оставлена без удовлетворения, с нее в федеральный бюджет надлежит взыскать государственную пошлину по правилам статьи 110 АПК РФ и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2023 года по делу N А05-1232/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шергиной Оксаны Николаевны - без удовлетворения.
Взыскать с Шергиной Оксаны Николаевны в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
Т.Г. Корюкаева |
Судьи |
Н.Г. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1232/2022
Должник: Подойницина Надежда Николаевна
Кредитор: Подойницина Надежда Николаевна
Третье лицо: Агентство записи актов гражданского состояния Архангельской области, Ассоциация "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Зворыкина Яна Юрьевна, Котласский городской суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ООО Коммерческий банк "Ренессанс Кредит", ООО "Феникс", Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области, Отдел судебных приставов по г.Котласу и Котласскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, ПАО Банк ВТБ, ПАО "МТС-Банк", ПАО "Сбербанк России", ПАО "Совкомбанк", Управление ГИБДД УМВД России по Архангельской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФУ Зворыкина Яна Юрьевна, Шергина Оксана Николаевна