г. Киров |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А28-11269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя истца Казаковой М.В. по доверенности от 26.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2023 по делу
N А28-11269/2022
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вятка"
(ИНН: 4310001202, ОГРН: 1194350001889)
о взыскании долга и пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куприт" (далее - истец, общество "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вятка" (далее - ответчик, общество "Вятка") о взыскании 34 232 рублей 21 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 21.05.2019 по 31.12.2020, 12 374 рублей 40 копеек неустойки за период с 11.06.2019 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что истцом не представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО, ТКО вывозили машины поставщика общества "Вятка" - ООО "Ангара".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию по делу.
Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Куприт" на территории Кировской области наделено статусом регионального оператора, который оказывает услуги по обращению с ТКО и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 24.04.2018, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, начиная с 01.01.2019.
В 2020 году общество "Вятка" направило обществу "Куприт" заявку на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении арендуемого объекта (без указания на наличие собственной контейнерной площадки и контейнера).
Общество "Куприт" по электронной почте 08.04.2020 направило обществу "Вятка" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 08.04.2020 N 12178-2019/ТКО (далее - договор).
В проекта договора указано, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019 года, в случае если право собственности на помещение возникло после 01.01.2019 - датой начала оказания услуг является дата возникновения права собственности ли иного владения (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.2 договора потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. В случае неполучения по каким-либо причинам до 10 числа месяца, следующего за расчетным, платежного документа потребитель обязан для надлежащего исполнения обязательства по оплате получить дубликат платежного документа путем обращения в адрес регионального оператора. В случае отсутствия обращения потребителя, платежный документ считается полученным им в необходимый для оплаты в соответствии с условиями договора срок (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 4.1 договора учет объема ТКО производится в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, согласно приложению N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору указаны способ учета ТКО: по нормативам накопления ТКО (1,20000 куб.м в год), расчетная единица (1 кв. м площади), место накопления ТКО: Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Советская, д. 94.
Проект договора ответчиком не подписан.
В письме от 19.06.2020 общество "Вятка" просило внести изменения в договор (с указанием на реквизиты договора N 12178-2019/ТКО) в связи с установкой контейнера по адресу: Кировская область, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8Б.
Площадка с контейнером общества "Вятка" внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО постановлением Администрации Кильмезского городского поселения Кировской области от 13.04.2020 N 84.
10.02.2021 по электронной почте истец направил ответчику проект дополнительного соглашения от 10.02.2021 N 12178-2019/ТКО-1, в котором изменен способ учета ТКО - с нормативов на количество и объем контейнеров, указано место накопления ТКО: Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8Б.
Проект дополнительного соглашения к договору Обществом не подписан.
Полагая, что ответчик необоснованно уклоняется от оплаты задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 21.05.2019 по 31.12.2020, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 330, пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Кировской области удовлетворил исковые требования.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Постановлением N 1156.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Как следует из материалов дела, в установленный пунктом 8 (12) Правил N 1156 срок ответчик не направил истцу подписанный проект договора, либо мотивированный отказ от подписания проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений.
Проект дополнительного соглашения от 10.02.2021 к договору, которым изменен способ учета ТКО - с нормативов накопления ТКО на количество и объем контейнеров, и место накопления ТКО (Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8Б), ответчиком также не подписан.
При таких обстоятельствах договор между сторонами на оказание услуг по обращению с ТКО признается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Услуги по обращению с ТКО подлежат оплате по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу, исходя из нормативов накопления ТКО.
Истец правильно произвел расчет платы, применив норматив накопления ТКО, установленный для продовольственных магазинов, в размере 0,1510 куб. м в год, и расчетную единицу 1 кв. м общей площади.
Указанный норматив накопления ТКО утвержден распоряжением Министерства охраны окружающей среды от 10.12.2020 N 28. Нормативы накопления ТКО, установленные в спорный период, применению не подлежат, поскольку решениями Кировского областного суда от 27.03.2019 по делу N 3а-13/2019, от 17.02.2020 по делу N 3а-12/2020 признаны недействующими.
Доводы ответчика о том, что истец не вывозил ТКО с контейнерной площадки по адресу: Кировская область, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8б, подлежат отклонению, поскольку в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, с определенным в проекте типового договора местом накопления ТКО: Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Советская, д. 94.
Направленный истцом проект дополнительного соглашения от 10.02.2021 N 12178-2019/ТКО-1, в котором определено место накопления ТКО: Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8Б, ответчик не подписал.
При этом ответчик не представил доказательств, что вывоз ТКО с контейнерной площадки по указанному адресу осуществлялся самим ответчиком, или иным лицом для ответчика, что у ответчика имеется в собственности или на ином праве полигон для размещения ТКО.
Ссылка ответчика на договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 16.05.2019 N ТКО0004665, заключенный между ООО "Спецавтохозяйство" (региональный оператор) и ООО "Ангара", не принимается, поскольку предметом указанного договора является оказание услуг по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики; Общество стороной договора не является.
Письмо ООО "Ангара" от 21.11.2022 о том, что после выгрузки товара обществу "Вятка" по адресу: Кировская область, Кильмезский район, пгт Кильмезь, ул. Первомайская, д. 8Б, машина забирает из данной точки ТКО и увозит в свои контейнеры, расположенные в Удмуртской Республики, подлежат отклонению, поскольку правомерность позиции общества "Вятка" не подтверждают. Кроме того, услуги по обращению с ТКО оказываются региональными операторами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 34 232 рублей 21 копеек задолженности по оплате стоимости услуг по обращению с ТКО за период с 21.05.2019 по 31.12.2020, 12 374 рублей 40 копеек неустойки за период с 11.06.2019 по 31.03.2022.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области подлежат оставлению без изменения, а апелляционная жалоба общества "Вятка" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2023 по делу N А28-11269/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11269/2022
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: ООО "Вятка"