город Томск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А02-1761/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И. |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Смеречинской Я.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ноэстра" (N 07АП-2352/2023) на решение от 07.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1761/2022 (судья Гуткович Е.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ноэстра" (ОГРН 1197746208219, ИНН 9729282536, ул. Веерная, д. 16, корп. 2, кв. 26, г. Москва) к Министерству экономического развития Республики Алтай (ОГРН 1140411003589, ИНН 0411170520, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск) о признании недействительным отказ Министерства экономического развития РА, выраженный в письме от 12.08.2022 N 07/4728, обязании заключить договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером 04:01:0111707:66
с привлечением в качестве третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ноэстра" (далее - ООО "Ноэстра", общество, арендатор) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным решение Министерства экономического развития Республики Алтай (далее - Министерство, арендодатель) от 12.08.2022 N 07/4728 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Решением от 07.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что земли лесного фонда не пересекаются со спорным земельным участком, категория которого "земли сельскохозяйственного назначения". По данным Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельный участок зарегистрировано 13.08.2015, договор аренды - 19.08.2015. В случае пересечения земельного участка с землями лесного фонда функциональное назначение его остается прежним.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Указанный перечень оснований не содержит такого основания как не осуществление самим землепользователем деятельности "по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". Доказательств использования земельного участка не по целевому назначению, либо неиспользование земельного участка в материалы дела не представлено.
Любое нарушение земельного законодательства, для признания его юридически значимым, должно быть оформлено надлежащим образом. Доказательств такого нарушения Министерством не представлено.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости документального подтверждения надлежащего использования земельного участка для решения вопроса о его выкупе, данное основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованным.
Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечивших явку своих представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что общество на основании договора от 28.06.2019 уступки прав и обязанностей по долгосрочному договору аренды от 19.05.2015 N 251 является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 3 705 942 кв.м. кадастровый номер 04:01:011707:66, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, 14.07.2022 обратилось к арендодателю с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов на основании пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Отказ в предоставлении земельного участка мотивирован статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ, поскольку по сведениям из публичной кадастровой карты границы арендованного земельного участка пересекают границы Майминского лесничества.
Полагая отказ незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
На основании пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Кодекса.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных правовых норм право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено не любому заинтересованному лицу, а только лицу, которое надлежащим образом использовало этот участок в течение трех лет.
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Согласно статье 92 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно материалам дела, на основании распоряжения Минимущества РА от 01.02.2013 N 19 земельный участок, находящийся в государственной собственности Республики Алтай, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:01:000000:68 общей площадью 117 582 343 кв. метров по адресу: Республика Алтай, Майминский район был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Чуйское" в долгосрочную аренду по договору от 01.02.2013 N 71 (запись в ЕГРП 07.03.2013) на срок до 01.02.2062.
Как следует из Лесохозяйственного регламента Майминского участкового лесничества, утвержденного приказом Минприроды РА от 14.01.2019, леса, расположенные на землях лесного фонда в границах лесничества, находятся в собственности Российской Федерации и имеют: кадастровый условный номер 04-02- 02/023/2009-309 и кадастровые номера 04:016000000:471, 04:01:000000:74, поставленные на кадастровый учет без установления границ в 2009 году.
По данным Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай границы земельного участка с кадастровым номером 04:01:011707:66 по материалам лесоустройства, лесохозяйственного регламента, содержатся в государственном лесном реестре и пересекает земли лесного фонда.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничества и лесопарков возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг").
По запросу суда ФГБУ "Рослесинфорг" подготовлены результаты наложений земельного участка с кадастровым номером 04:01:011707:66 на земли лесного фонда, а именно: Майминского лесничества и Манжерокского участкового лесничества. С помощью стандартных средств, в рабочее пространство ГИС Mapinfo были добавлены геопривязанные (система координат МСК-04) реестровые изображения фрагментов картографических материалов лесоустройства Майминского лесничества и координаты поворотных точек земельного участка, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости. После осуществления анализа полученной ситуации, картометрическим способом выявлены наложения земельных участков на земли лесного фонда.
В соответствии с материалами лесоустройства площадь пересекаемой поверхности составляет: 319.4279 га. Площадь определена с помощью координат поворотных точек.
Таким образом, лесной участок имеет наложение в размере 319.4279 га на находящийся в аренде у заявителя земельный участок с кадастровым номером 04:01:011707:66 площадью 370.5942 га.
Учитывая даты постановки на кадастровый учет лесного участка и земельного участка сельскохозяйственного назначения, суд первой инстанции счел доводы представителя заявителя о приоритете постановки на учет земельного участка сельскохозяйственного назначения необоснованными.
Учитывая, что по имеющимся в материалах дела сведениям площадь наложения лесных земель составляет примерно 86% на спорный земельный участок, суд первой инстанции признал обоснованным решение ответчика, изложенное в письме от 12.08.2022.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101- ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор от 23.12.2020), трехлетний срок добросовестного надлежащего использования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства предоставляет право арендатору такого участка обратиться за его приобретением в собственность.
Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 301- ЭС21-27876 по делу NА79-8550/2020).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.09.2021 N 1907-О, такое правовое регулирование, предусматривающее дополнительные права арендаторов земельных участков, имеющих необходимый опыт ведения сельского хозяйства и осуществивших мероприятия по освоению данных участков, одновременно создает предпосылки для их последующего рационального и эффективного использования, что согласуется как с публичными интересами в сфере продовольственной безопасности государства, так и с одним из основных принципов земельного законодательства - о приоритете охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы арендатор добросовестно пользовался участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее 3-х лет, и данный участок использовался в соответствии с его целевым назначением.
Под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Основным видом деятельности общества являлась "покупка и продажа земельных участков".
Изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) относительно основного вида деятельности (разведение пород крупного рогатого скота и буйволов) внесены только 25.11.2022.
Заявитель фактически сам земельный участок не использовал, предоставив его в пользование смежному землепользователю Суховой Д.В. для выпаса скота и сенокошения по договору от 30.06.2019 N 1 в редакции дополнительного соглашения на срок до 01.10.2023.
По смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов предоставлено не любому заинтересованному лицу, а только лицу, которое добросовестно и надлежащим образом использовало этот участок в течение трех лет.
Заявитель не представил доказательств того, что истребуемый в собственность земельный участок с момента заключения договора уступки от 28.06.2019 использовал в своей сельскохозяйственной деятельности, следовательно, не доказал свое право на заключение договора купли продажи земельного участка без проведения торгов.
Из приведенных норм права, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ правом на приобретение без торгов в собственность или новую аренду публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства, обладает только арендатор, добросовестно использующий земельный участок по указанному назначению и не допустивший (устранивший) нарушения законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Данный подход обусловлен спецификой земельных правоотношений, при которых публичному собственнику небезразлична личность покупателя (арендатора) земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи.
Доказательств, подтверждающих осуществление заявителем хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства на земельном участке суду, ответчику не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1761/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ноэстра" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ноэстра" (ОГРН 1197746208219, ИНН 9729282536) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 27.02.2023 N 1.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1761/2022
Истец: ООО "Ноэстра"
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Алтай
Третье лицо: ФГБУ "Рослесинфорг"