город Омск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А46-13070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2562/2023) общества с ограниченной ответственностью "ГК "ИНТЕР" на решение от 02.02.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13070/2022 (судья Малыгина Е.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГК "ИНТЕР" (ИНН 6686092116, ОГРН 1176658022265) к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Омской области (ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Нахимова" (ИНН 5504038612, ОГРН 1155543005420), общества с ограниченной ответственностью "Консультационно-депозитарный центр" (ИНН 5503100346, ОГРН 1065503056915) о взыскании 6 595 239 руб. 17 коп.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя общества с ограниченной ответственностью "ГК "ИНТЕР" - Кузьминой О.В. по доверенности от 18.05.2022,
при участии в судебном заседании представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов - Савченко В.В. по доверенности от 07.04.2023 N 43,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГК "ИНТЕР" (далее - ООО "ГК "ИНТЕР", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд, ответчик) о взыскании 6 443 278 руб.
98 коп. задолженности, 151 960 руб. 19 коп. неустойки, неустойки на сумму задолженности коп. по день фактического исполнения обязательства.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.09.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Нахимова" (далее - ООО "УК на Нахимова"), общество с ограниченной ответственностью "Консультационно-депозитарный центр" (далее - ООО "КДЦ").
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2023 с Фонда в пользу ООО "ГК "ИНТЕР" взыскано 3 456 732 руб. 30 коп. задолженности, также удовлетворено требование о начислении неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты неустойки за каждый день просрочки, начиная со 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства, а также 29 338 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГК "ИНТЕР" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано следующее: предписание УФК от 09.11.2021 имеет отношения к спорным правоотношениям, так как работы завершены в 2021 году, а проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2020, договор от 09.10.2019 N 2019/070/ЭА в рамках контрольного мероприятия не исследовался. При применении в расчётах за выполненные работы коэффициента 1,5 "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения" следует исходить из того, что при производстве работ по адресам: г. Омск ул.27-я - Северная д. 94, ул. Челюскинцев д. 91, расселение многоквартирных жилых домов не производилось. Ответственность за ошибки и неточности в сметной документации подрядчик не несёт. Вывод суда о том, что при окончательном расчёте подлежат применению индексы изменения сметной стоимости по состоянию на 2 квартал 2018 года (момент подготовки локального сметного расчёта), а не на момент окончания работ 4 квартала 2020, противоречит условиям договора и аукциона. Кроме этого, применение судом к требованию о взыскании договорной неустойки положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" неправомерно в связи тем, что мораторий введён по основаниям и с целью помощи субъектам, находящимся на грани банкротства, к которым Фонд не относится.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда, назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.04.2023.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель ответчика просил в ее удовлетворении отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц, извещённых о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции путём размещения информации на сайте суда, в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно.
Между ООО "КДЦ" (подрядчик) и некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (заказчик), по итогам проведения электронного аукциона N 080050000061900093 заключен договор от 09.10.2019 N 2019/070/ЭА, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества (крыш, инженерных систем, фасада) в многоквартирных домах, расположенных по адресам, предусмотренным адресным перечнем многоквартирных домов (Приложение N 1 к договору) в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 2 к договору), включая выполнение строительно-монтажных работ на объектах, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу каждого объекта после выполнения работ по капитальному ремонту по акту о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (далее - Акт приемки работ по объекту), выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных неразрывно связанных с объектом работ, а заказчик принимает надлежащим образом выполненные подрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Общая стоимость выполнения работ по договору составляет 59 325 089 руб. 89 коп. НДС не облагается (пункт 2.1 договора).
Дополнительным соглашением от 27.01.2020 N 1 цена договора уменьшена до 55 647 руб. 711 руб. 91 коп.
Цена договора включает все затраты подрядчика, так или иначе связанные с выполнением работ на объекте в соответствии с условиями настоящего договора, в том числе, но не только:
- затраты на производство строительно-монтажных работ с учетом стоимости материалов, конструкций, изделий, систем и оборудования, а также прочие затраты (в том числе на демонтажные работы, пуско-наладочные работы);
- затраты, связанные с мобилизацией строительной техники и персонала подрядчика, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования, необходимых для начала производства работ;
- затраты на вывоз мусора и утилизацию отходов, транспортные расходы, содержание и уборку строительной площадки/ремонтной площадки на объекте;
- оплату налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором;
- затраты, связанные с обеспечением подрядчика персоналом, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование;
- затраты, связанные с получением подрядчиком всех свидетельств, лицензий, разрешений, допусков, необходимых для выполнения им обязательств по договору;
- риски удорожания материалов, ресурсов;
- иные затраты, напрямую или косвенно связанные с выполнением работ, предусмотренных настоящим договором (пункт 2.2 договора от 09.10.2019).
Пунктом 2.6 договора предусмотрено, что приемке и оплате подлежат фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы, но не выше предельной стоимости работ, утверждённой постановлением Правительства Омской области от 09.06.2015 N 143-п.
В случае снижения подрядчиком начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, оплате подлежат фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы с учётом коэффициента снижения начальной максимальной цены договора.
Заказчик вправе произвести промежуточную оплату по договору за фактически выполненные работы на объекте на основании подписанного комиссией акта приёмки работ по объекту и счета, выставленного подрядчиком в размере до 30% от стоимости работ по объекту, указанному в адресном перечне многоквартирных домов (Приложение N 1 к настоящему договору).
Окончательная стоимость работ по договору определяется на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3, исходя из фактически выполненных объемов и видов работ по каждому объекту договора. С целью осуществления окончательных расчётов по настоящему договору подрядчик представляет заказчику акты формы N КС-2 и справки формы N КС-3, в 2 (двух) экземплярах, с приложением исполнительной документации, акта о приёмке объекта, а также счёта. Акт по форме КС-2, согласованный в порядке, предусмотренном пунктом 2.8. настоящего договора, прошедший проверку достоверности определения сметной стоимости выполненного капитального ремонта, и справка по форме КС-3 должны быть оформлены в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов, с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации и коэффициента снижения начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, и согласованы с заказчиком. Документы с пометками, исправлениями, подчистками юридической силы не имеют. Оплата непредвиденных затрат, учтенных в сметной документации, производится только после подтверждения подрядчиком понесенных затрат (пункт 2.7 договора от 09.10.2019).
Пунктом 2.8 договора от 09.10.2019 предусмотрено, что заказчик производит оплату выполненных подрядчиком работ при условии согласования подрядчиком акта приёмки работ по объекту, акта формы КС-2, прошедшего проверку достоверности определения сметной стоимости выполненного капитального ремонта - органом местного самоуправления; - представителем собственников помещений объекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; - организацией, осуществляющей строительный контроль по объекту (при наличии).
Оплата выполненных по настоящему договору работ производится заказчиком в размере фактических расходов с учётом системы налогообложения, применяемой Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (специальных налоговых режимов) в течение 12 месяцев с даты выставления подрядчиком счета и предоставления заказчику документов, указанных в пункте 2.7 договора и согласования в соответствии с пунктом 2.8 договора за вычетом промежуточной оплаты, произведённой в соответствии с пунктом 2.6 договора (пункт 2.10 договора).
Сроки выполнения работ по договору согласованы сторонами в пункте 3.2 договора:
- дата начала: с момента заключения договора;
- дата окончания: не позднее 15.09.2020.
Начальные и конечные сроки выполнения работ по каждому из объектов, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, указываются в Графике с учетом положений, предусмотренных пунктом 3.2. договора (пункт 3.3 договора от 09.10.2019).
Фактической датой выполнения работ по каждому объекту является дата подписания акта формы КС-2 по объекту в порядке, предусмотренном пунктом 2.8 договора (пункт 3.4 договора от 09.10.2019).
Конечной (предельной) датой окончания выполнения работ по договору в полном объёме (по всем объектам договора) является дата подписания акта формы КС-2 на последнем объекте, с учётом положений, предусмотренных пунктом 2.8 договора.
Согласно пункту 10.2 договора от 09.10.2019 в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по оплате подрядчик вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства по оплате.
Размер неустойки устанавливается в размере 1/300 (одной трехсотой) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации действующей на день уплаты неустойки.
Для обеспечения выполнения работ по договору подрядной организации ООО "КДЦ", ООО "ФТ-Капитал" выдан авансовый факторинг на сумму 6 525 759 руб. 89 коп., без учёта распределения суммы авансирования по конкретным многоквартирным домам, указанным в адресном перечне, ремонт которых проведен в рамках договора.
30.06.2020 между ООО "КДЦ" и ООО "ГК "ИНТЕР" заключен договор субподряда N 30/06-20 о проведении капитального ремонта на сумму 12 612 956 руб. 47 коп.
01.09.2020 между ООО "КДЦ" (цедент) и ООО "ГК "ИНТЕР" (цессионарий) заключен договор N 05/ц уступки права требования (цессии) к НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по оплате работ (оказание услуг) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на объектах расположенных в городе Омск по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 94 (Капитальный ремонт системы электроснабжения, теплоснабжения) и г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91 (Капитальный ремонт системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации, узлов учета ХВС, тепловой энергии и теплоносителя) по договору от 09.10.2019.
Цена уступаемого требования согласно пункту 1.2 договора цессии равна общей стоимости выполнения работ по договору от 09.10.2019, и на момент заключения составляет 13 208 845 руб. 05 коп. Цена уступаемого требования может измениться в связи с изменением объема выполненных работ по договору от 09.10.2019. Окончательная цена уступаемого требования равна окончательной стоимости работ по договору от 09.10.2019, которая определяется на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3, исходя из фактически выполненных работ.
Пунктом 1.3 договора цессии предусмотрено, что цессионарию также уступаются права, связанные с передаваемым требованием.
Как указал истец, 14.01.2021 ООО "КДЦ" в адрес ответчика направлено уведомление о заключение договора цессии с требованием произвести оплату по договору от 09.10.2019 субподрядчику - ООО "ГК "ИНТЕР".
Факторинговая компания - ООО "ФТ-Капитал" перечислила денежные средства в размере 6 525 769 руб. 89 коп., из которых: 5 943 980 руб. 27 коп. были перечислены ООО "КДЦ" в качестве оплаты выполнения работ по МКД г. Омск, ул. Челюскинцев д. 91, ул. 27-Северная, д. 94.
Как указал истец, 26.01.2021 ООО "КДЦ" произвело частичную оплату по договору субподряда в размере 5 209 142 руб. 44 коп., о чём письмом от 01.02.2021 был извещён ответчик.
19.05.2021 ООО "КДЦ" в адрес ответчика письмом N 119 направлены, а ответчиком 19.05.2021 получены:
- акты о приёмке выполненных работ N N 1,2,3, справки о стоимости выполненных работ и затрат NN 1,2, акт выверки в количестве 2 шт. - по адресу:
г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 34,
- программа производства пусконаладочных работ АТУ, УУТЭ, АНС, акты о приемке выполненных работ N N 1,2,3,4,5,6, 7 справки о стоимости выполненных работ и затрат NN 1,2,3,4,5,6, акт выверки в количестве 2 шт. - по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91.
01.06.2021 ООО "КДЦ" повторно в адрес ответчика письмом N 120 направлены, а ответчиком 01.06.2021 получены:
- справка о стоимости выполненных работ N 1а (3 эк), N 2а (3 эк), 2б (3 эк), акт о приёмке выполненных работ N 1а (3 эк), N 2а (3 эк), N 2б (3 эк) - по адресу г. Омск, ул. 27 (3эк), Северная, 94;
- положительное заключение экспертизы 1(эк) - по адресу г. Омск, ул. 27-я Северная, 94;
- программа производства пусконаладочных работ электрика 1 (эк) - по адресу г. Омск, ул. 27-я Северная, 94;
- приложение N 1: изменения в проект N 0159-2018/243/ЭА/2-ЭОМ (2экз), N 0159- 2018/243/ЭА/2-ОВ (2экз), N 0159-2018/243/ЭА/2-ЭОМ (2 экз);
- акт выверки объёмов электроснабжение, отопление - по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, 94;
- программу производства пусконаладочных работ электрика 1 (эк), АИС, УУТЭ - по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, 91;
- акт выверки объёмов электроснабжение, отопление, УУХВС, УУТЭ, водоотведения, водоснабжения;
- приложение N 1: изменения в проект N 002-11-2018-ВК (2 экз), N 002-11-2018-ОВ (2 экз), N 002-11-2018-ИТП (2 экз), N 002-11-2018-ВК (2 экз), N 002-11-2018-ВК (2 экз), N 002-11-2018-ЭОМ(2 экз),
- справка о стоимости выполненных работ N 1а (3 эк), N 1б (3 эк), N 2а (3 эк), N 3а (3 эк), N 4а (3 эк), N 4б (3 эк), N 5а (3 эк), N 6а (3 эк) N 6б (З эк). Акт о приёмке выполненных работ N1а (3 эк), N 1б (3 эк), N 2а (3 эк), N 3а (3 эк), N 4а (3 эк) N 4б (3 эк), N 5а (3 эк), N 6а (3 эк), N 6б (3 эк) - по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, 91,
- счёт-фактура от 07.07.2020 N 126.
Ссылаясь на необоснованный отказа ответчика от подписания актов и их оплаты, ООО "ГК "ИНТЕР" обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности за выполненные работ в сумме сумму 6 668 976 руб. 20 коп.
24.06.2022 ответчик произвёл частичную оплату задолженности в размере 225 697 руб. 02 коп., в связи с чем задолженность по расчету истца составила 6 443 279 руб. 18 коп.
Как указал истец, с учётом заключенного сторонами дополнительного соглашения N 1 о перерасчёте стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д.94, стоимость выполненных работ составила 5 139 414 руб. 18 коп., с учётом заключенного сторонами дополнительного соглашения N 1 о перерасчёте стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д.91, стоимость выполненных работ составила 8 069 430 руб. 87 коп.
27.04.2021 сторонами по договору от 09.10.2019 подписаны акты по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д.94, на общую сумму 5 067 716 руб. 63 коп. (согласно фактически выполненным работам).
В дальнейшем, как пояснил ответчик и подтвердило третье лицо, УФК Омской области на основании приказа от 05.07.2021 проведена проверка, по результатам которой в отношении Фонда вынесено представление в связи с установленными нарушениями в части завышения стоимости выполненных работ по договорам капитального ремонта многоквартирных домов в 2019-2020 годах.
Согласно содержанию акта проверки УФК Омской области нарушение обусловлено составлением актов выполненных работ по унифицированной форме КС-2 с учетом индекса изменения сметной стоимости, соответствующего периоду окончания выполнения работ по договорам.
Кроме этого, в спорных актах выполненных работ по форме КС-2 применен повышающий коэффициент "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения", что завышает стоимость выполненных работ в 1,5 раза.
Вместе с тем, применение данного коэффициента не предусмотрено в локальном сметном расчёте, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем указанного дома.
В связи с чем, Фонд известил подрядчика о необходимости произвести перерасчёт стоимости выполненных работ по договору от 09.10.2019 с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации.
16.11.2021 ответчик направил, в том числе в ООО "КДЦ", уведомление N 08/7524 о необходимости предоставления заказчику актов по форме КС-2 и справки по форме КС-3, оформленных с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации.
Вместе с тем, откорректированные акты выполненных работ по форме КС-2 направлены не были, в связи с чем Фондом самостоятельно произведен перерасчёт стоимости выполненных работ.
В целях исполнения обязательств по возврату денежных средств по договору факторинга, региональным фондом оплачен остаток задолженности по возврату уступленных денежных средств по договору факторинга в размере 5 875 849 руб. 41 коп. из суммы оплаты работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах по адресу:
- г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, в размере 41,19 % от общей стоимости работ на МКД, что составляет 2 420 829 руб. 26 коп.;
- г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 94, в размере 93,87 % от общей стоимости работ на МКД, что составляет 3 455 020 руб. 15 коп.
24.06.2022 региональный фонд произвёл оплату задолженности по объекту расположенному по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 94, на сумму 225 697 руб. 02 коп., что подтверждается платёжным поручением от 24.06.2022 N 2891.
Таким образом, ответчик полагает, что задолженность по оплате работ по капитальному ремонту МКД по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 94, у регионального фонда отсутствует.
Как указал истец, 19.05.2021, а затем 01.06.2021 в адрес регионального фонда были направлены акты по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д.91, на общую сумму 7 497 772 руб. (согласно фактически выполненным работам).
Ответчик от подписания актов о приёмке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат уклонился, в нарушение условий договора обязательства по оплате выполненных работ в полном объёме не исполнил.
При этом ответчик указал о необходимости предоставления заказчику актов по форме КС-2 и справки по форме КС-3, оформленных с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации.
Кроме того, в актах выполненных работ КС-2, представленных истцом по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, применён коэффициент "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения", что завышает стоимость выполненных работ в 1,5 раза. Коэффициент расселения не предусмотрен в проектных данных, локальном сметном расчете, составленном во 2 квартале 2018 года, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем указанного дома, в связи с чем ответчик полагает, что стоимость выполненных работ по объекту: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, составляет 5 877 561 руб. 56 коп.
Одновременно ответчик указал, что направленные в адрес Фонда акты выполненных работ по форме КС-2 по МКД, расположенному по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, заказчиком не подписаны ввиду того, что подрядчиком не предоставлен акт допуска в эксплуатацию автоматизированного теплового узла.
Принимая во внимание, что ранее Фондом произведена оплата задолженности по возврату уступленных денежных средств по договору факторинга, задолженность по оплате выполненных работ по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, составляет 3 456 732 руб. 30 коп.
Истец, полагая, что перерасчёт стоимости выполненных работ по актам формы КС-2 является необоснованным, просит взыскать задолженность в размере 6 443 279 руб. 18 коп.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
Факт выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД по договору от 09.10.2019 подтверждается представленными в материалы дела актами о приёмке выполненных работ по форме КС-2 от 27.04.2021 N 1а, N 2а, N 2б, справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 27.04.2021 N 1а по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, д.94, подписанными заказчиком.
Акты о приемке работ по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, от 01.06.2021 N 2а, N 7, N 1а, N 5а, N 3а, N 6а, N 4а, подписанные подрядчиком в одностороннем порядке.
Вместе с тем, наличие акта приёмки работ, подписанного сторонами, не лишает их права представить суду возражения по объёму и стоимости работ.
Указанное разъяснение в совокупности с статьями 753 - 756 ГК РФ направлено на защиту заказчика и не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объёму и стоимости работ.
При этом баланс интересов сторон спорных отношений соблюдается и не несет для ответчика чрезмерное бремя - добросовестный исполнитель всегда имеет возможность доказать законность и добросовестность своих действий: соразмерность стоимости работ их объему, обоснованность/экономность (по смыслу законодательства о государственных закупках) стоимости работ и материалов, соответствие качества выполненных работ согласованным условиям, а значит соответствие полученных средств согласованным сторонами требованиям к качеству, соответствие оплаты фактически достигнутому качеству, равно как и иные обстоятельства, опровергающие чрезмерность расходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2021 N 305-ЭС21-5987).
Возражая против удовлетворения иска, Фонд, указывает на то, что в представленных истцом актах выполненных работ по форме N КС-2 применён коэффициент "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения", что завышает стоимость выполненных работ в 1,5 раза, и вместо индекса изменения сметной стоимости на 2 квартал 2018 года, указанного в проектно-сметной документации, подрядчиком в актах выполненных работ по форме N КС-2 применён индекс изменения сметной стоимости на 4 квартал 2020 года.
Также мотивом для отказа в оплате работ выполненных в МКД, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91 (односторонних актов), Фонд указал на отсутствие акта допуска в эксплуатацию автоматизированного теплового узла по указанному дому.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 5 Положения установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Омской области распоряжением Правительства Омской области от 12.12.2012 N 196-рп создана некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Омской области от 24.07.2013 N 156-п "О мерах по реализации Закона Омской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" Фонд наделён статусом регионального оператора.
Основной целью деятельности Регионального оператора является формирование на территории Омской области долгосрочной региональной системы капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД) на территории Омской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в функции Фонда входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте (счетах) Фонда.
В силу статьи 182 ЖК региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор ведет учёт средств, поступивших на счёт, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учёт ведётся отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учёта может осуществляться в электронной форме (пункт 1 статьи 183 ЖК).
Объём средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объёма взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (пункт 2 статьи 185 ЖК).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора (пункт 2 статьи 186 ЖК).
Таким образом, УФК по Омской области как орган, осуществляющий полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномочено на проведение мероприятий по контролю за использованием Фондом средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора.
Так, в ходе проверки установлено, что приемке работ и их оплате выявлены случаи неправомерного завышения стоимости выполненных работ, не связанные с увеличением их объёма, а за счёт применения индекса изменения сметной стоимости на момент выполнения работ.
Применительно к спорным правоотношениям судом установлено:
1) по объекту: г. Омск, ул. 27-я Северная, д. 94:
- стоимость работ по теплоснабжению в ценах по состоянию на 2 квартал 2018 года - 2 896 010 руб. 13 коп., подрядчик представил акт выполненных работ в ценах по состоянию на 4 квартал 2020 года - 4 111 246 руб. 65 коп.
В пунктах 55 расценка ТЕРр65-14-3 "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях: на сварке диаметром до 50 мм", 58 расценка ТЕР 16-04-002-02 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 25 мм", 64 расценка ТЕР 16-04-002-01 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 20 мм", 69 расценка ТЕР 16-04-002-03 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 32 мм" Фондом исключён коэффициент ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения", так как коэффициент не учтён в ЛСР НМЦ.
- стоимость работ по электроснабжению с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года составляет 764 487 руб. 27 коп., подрядчиком составлен акт выполненных работ на сумму 931 088 руб. 48 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
- стоимость работ по электроснабжению (пусконаладочные работы) составляет 20 219 руб. 77 коп. с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года, подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму -25 381 руб. 5 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
2) По объекту расположенному по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91:
- стоимость выполненных работ по водоснабжению с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 1 221 864 руб. 46 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 492 656 руб. 13 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
В пунктах 40 расценка ТЕРр65-1-1 "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 32 мм", 41 расценка ТЕРр65-1-2 "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 63 мм", 42 расценка ТЕР 16-04-002-05 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 50 мм", 45 расценка ТЕР 16-04-002-01 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 20 мм", 53 расценка ТЕР 16-04-002-05 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 50 мм", 59 расценка ТЕР 16-04-002-01 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 20 мм", Фондом исключён коэффициент ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения", так как коэффициент не учтен в ЛСР НМЦ
В пункте 59 расценка ТЕР 16-04-002-01 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 20 мм" необходимо учесть к=0,79 на прямые затраты, как в смете ЛСР НМЦ пункте 59.
- стоимость выполненных работ по водоотведению с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года составляет 164 445 руб. 45 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 211 205 руб. 17 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
В пунктах 22 расценка ТЕРр65-2-2 "Разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром: 100 мм", 23 расценка ТЕР 16-04-004-02 "Прокладка внутренних трубопроводов канализации из полипропиленовых труб диаметром: 110 мм", Фондом исключён коэффициент ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения", так как коэффициент не учтён в ЛСР НМЦ пункте 23.
- стоимость выполненных работ по теплоснабжению с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 2 233 509 руб. 90 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 3 285 729 руб. 21 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
В пункте 56 расценка ТЕРр65-14-3 "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях: на сварке диаметром до 50 мм", 57 ТЕР 16-04-002-03 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 32 мм", 65 расценка ТЕР 16-04-002-02 "Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром: 25 мм" Фондом исключён коэффициент ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения", так как коэффициент не учтён в ЛСР НМЦ.
- стоимость выполненных работ на ХВС с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 55 885 руб. 08 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 58 231 руб. 70 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
- стоимость выполненных работ по электроснабжению с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 831 416 руб. 62 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 1 040 150 руб. 68 коп., исходя из индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
- стоимость выполненных работ по электроснабжению (пусконаладочные работы) с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 12 083 руб. 32 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 15 167 руб. 86 коп., с применением индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
- стоимость выполненных работ на автоматизированный узел управления с индексом перерасчёта по состоянию на 2 квартал 2018 года - 1 349 634 руб. 38 коп., подрядчиком представлен акт выполненных работ на сумму 1 394 630 руб. 82 коп., с применением индекса по состоянию на 4 квартал 2020 года.
Доводы истца о необходимости применения при определении стоимости работ индексов изменения сметной стоимости по состоянию на момент окончания работ в 4 квартале 2020 года, суд считает необоснованными.
В силу положений пунктов 4, 5, 6 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твёрдой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твёрдой.
На основании пункта 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путём составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения её заказчиком.
Согласно части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения Региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учётом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов регламентирован положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, направленных на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-Ф (далее - Закон N 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения N 615, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения N 615.
Согласно пункту 2 Положения N 615 электронный аукцион представляет собой аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора. При этом НМКЦ предельное значение цены договора о проведении капитального ремонта, определяемое заказчиком на основании сметной документации в случаях, если подготовка проектной документации не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или рассчитываемое заказчиком нормативным или проектно-сметным методом в соответствии с частями 7 и 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, или иным способом в случаях, установленных Положением N 615.
Из материалов дела следует, что спорный договор от 09.10.2019 заключен по результатам электронного аукциона о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД расположенных по адресам, предусмотренным адресным перечнем МКД (Приложение N 1 к договору), цена договора в редакции дополнительного соглашения N1 от 27.01.2020 составила 55 647 руб. 711 руб. 91 коп.
Согласно пункту 222 Положения N 615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 проценте в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Таким образом, цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена (не более чем на 15 процентов) или уменьшена только в связи с пропорциональным увеличением или уменьшением объёма работ.
В силу положений пункта 2.7 договора окончательная стоимость работ по договору определяется на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3, оформленных в строгом соответствии с действующими требованиями к оформлению указанных документов, с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации и коэффициента снижения начальной максимальной цены договора при проведении процедуры электронного аукциона, и согласованы с заказчиком.
Таким образом, по условиям договора цена работ подлежит определению с учётом индекса изменения сметной стоимости, указанного в проектно-сметной документации.
Однако, в нарушение пункта 2.7 договора в актах выполненных работ применён индекс изменения сметной стоимости в текущих расценках, а не указанного в проектно-сметной документации.
В связи с чем, стоимость фактически выполненных работ определена истцом с нарушением условий договора.
Относительно доводов истца о необходимости применения коэффициента 1,5 "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения" в связи с тем, что многоквартирные дома фактически не были расселены ответчиком, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ для определения начальной (максимальной) цены контракта определены в числе прочих нормативный и проектно-сметный методы.
Проектно-сметный метод заключается в определении цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 4 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 N 421/пр установлено, что сметная стоимость строительства определяется сметой на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, на работы по сохранению объектов культурного наследия, разрабатываемой в составе проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
При разработке локальных сметных расчётов (смет) для учёта усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим (раздел 3 пункт 56 Методики).
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (действовавшая на момент заключения спорного договора).
Пунктом 3.15 данной Методики определено, что для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчётов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты (пункт 3.17 Методики).
При составлении локальных сметных расчётов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы - коэффициенты, учитывающие условия производства работ, и усложняющие факторы.
Таким образом, именно в локальных сметах отражаются все необходимые к применению коэффициенты.
В данном случае судом установлено, что коэффициент ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения" локальными сметными расчётами не предусмотрен, виды и стоимость каждого вида работ отражены в локальных сметных расчётах без учёта коэффициента стесненности - 1,5.
При этом изменения по спорным объектам в локальные сметные расчёты не вносились, дополнительные соглашения к договору от 09.10.2019 в соответствующей части не заключались.
С учётом изложенного, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене, рассчитанной с учётом тех коэффициентов, которые применены в локальных сметных расчётах проектной документации, то есть без применения коэффициента ОЗП=1,5 ЭМ=1,5 "Производство ремонтно-строительных работ осуществляется в жилых помещениях без расселения".
Указание истца на обоснованность применения индексов изменения сметной стоимости работ и коэффициентов со ссылкой на экспертные заключения ООО "Экспертиза и Консультирование" от 27.04.2021 N 77-2-1-2-2774-21, N 77-2-1-2-2775-21 не может быть принята судом во внимание, так как региональный оператор обязан рассматривать и пописывать акты N КС-2 и справки N КС-3 в соответствии с условиями договора (пункт 4.1.5 договора) и оплачивать выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями договора (пункт 4.1.6 договора).
Вопреки доводам истца то обстоятельство, что стоимость выполненных работ не превысила общую цену договора, не свидетельствует о правомерности применения повышающего коэффициента.
Как разъяснено в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019, по смыслу статьи 710 ГК РФ не может рассматриваться как экономия подрядчика арифметическая разница между ценой договора и стоимостью фактически выполненных работ, образовавшаяся за счет уменьшения объемов работ по сравнению с объёмом, предусмотренным договором, использования меньшего, чем предусмотрено договором подряда.
Таким образом, предъявление истцом к оплате стоимости работ с учётом применения коэффициента "Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения", индекса изменения сметной стоимости на 4 квартал 2020 года, не предусмотренных проектно-сметной документацией, является неправомерным.
При этом мотивы отказа Фонда от подписания актов выполненных работ в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 91, признаны судом необоснованными, учитывая, что дом введен в эксплуатацию и согласно акту о приемке от 24.12.2020 исполнительная документация была передана подрядчиком эксплуатирующей организации.
Наличие недостатков в выполненных работах, имеющих существенный и неустранимый характер, что исключает для ответчика потребительскую ценность результата выполненных работ и возможность использования результата работ по назначению, Фондом не доказано.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ в полном объёме, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования о взыскании задолженности в размере 3 456 732 руб. 30 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также истцом заявлено требование о взыскании 151 960 руб.
19 коп. неустойки, с дальнейшим начислением неустойки на сумму задолженности в размере 6 595 239 руб. 17 коп. по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истцом в соответствии с пунктом 10.2 договора от 09.10.2019 произведено начисление договорной неустойки на сумму 6 668 976 руб. за период с 20.05.2022 по 25.07.2022.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку факт нарушения Фондом сроков оплаты работ подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для применения к ответчику гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки.
При этом судом первой инстанции учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) на территории Российской Федерации с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
С учётом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44), в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
По смыслу норм действующего законодательства этот же правовой режим распространяется и на меры гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в период действия указанного моратория неустойка не подлежит начислению.
В этой связи, с учётом установленного постановлением N 497 с 01.04.2022 на шесть месяцев моратория на начисление финансовых санкций на неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии основания для начисления неустойки на сумму задолженности - 3 456 732 руб. 30 коп., по день фактического исполнения обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты неустойки за каждый день просрочки, начиная со 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Отклоняя доводы истца о необоснованном применении положений постановления N 497, суд апелляционной инстанции учитывает, что мораторий применяется не только при подаче заявления о банкротстве, но и в гражданско-правовых спорах, когда ответчик не признан банкротом и им не подано соответствующее заявление, на что прямо указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В данном случае меры государственной поддержки применяются не в связи с фактическим банкротством ответчика, а в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 28.03.2022 N 497, направленным на оказание мер государственной поддержки.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относятся на её подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.02.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-13070/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13070/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ГК "ИНТЕР"
Ответчик: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Третье лицо: ООО "Консультационно-депозитарный центр", ООО "Управляющая компания на Нахимова", Управление федерального казначейства по Омской области