г. Челябинск |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А76-21506/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный камень" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 января 2023 года по делу N А76-21506/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Строительный камень" - Крохин О.А. (удостоверение адвоката, доверенность от 01.03.2022);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Челябинской области - Горбунова Е.В. (служебное удостоверение, доверенность от 20.12.2022, диплом); Седин А.Г. (паспорт, доверенность от 10.01.2023, диплом); Бекеева Г.Г. (паспорт, доверенность от 10.01.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Строительный камень" (далее - заявитель, ООО "Строительный камень", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС РФ N 19 по Челябинской области, инспекция) о признании недействительным решения от 14.01.2022 N 1 в части доначисления НДПИ в сумме 9 858 420 руб., пени в сумме 4 176 938 руб. 05 коп., штрафа в сумме 346 791 руб. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "М-Гео" (далее - ООО "М-Гео"), Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее также - Минпром Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 24.01.2023) по делу N А76-21506/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Строительный камень" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неправомерность включения в объём добытого полезного ископаемого по актам маркшейдерских замеров вскрышных пород, негабарита, а также о неправомерном определении в качестве полезного ископаемого песков-отсевов фр. 0-5 мм. Количество полезного ископаемого - щебня за налоговые периоды определено налоговым органом на основании актов маркшейдерских замеров за вычетом потерь при транспортировке, потерь при буровзрывных работах. По мнению апеллянта, суд первой инстанции, установив, что налоговым органом для подсчета фактически добытого полезного ископаемого, по актам маркшейдерских замеров, был осуществлен перевод из м3 в тонны полезного ископаемого исходя из плотности 3,1 т/м указанной в пункте 2.4. "Характеристика полезного ископаемого" Плана развития горных работ на 2017-2019 года, не привел мотивов, по которым он бы отклонил довод общества о том, что плотность щебня соответствующего ГОСТ более точно указано в пункте 2.4 Протокола заседания научно-технического совета Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 17.06.2017 N 42 "О согласовании проектной документации "Технический проект разработки Карталинского месторождения строительного камня в Челябинской области". Апеллянт считает верным приведённый им расчёт НДПИ за 2017-2019 года, согласно которому обязательные платежи подлежат отплате в бюджет. Указывает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
До начала судебного заседания от МИФНС РФ N 19 по Челябинской области через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные МИФНС РФ N 19 по Челябинской области документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Строительный камень" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
МИФНС РФ N 19 по Челябинской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании отклонили изложенные в ней доводы и просили арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Вместе с апелляционной жалобой в адрес апелляционного суда поступило ходатайство о назначении судебной технической экспертизы, которое представитель общества поддержал в судебном заседании.
Представители инспекции возражали против ходатайства ответчика о назначении технической экспертизы, указывая, что оснований для ее назначения не имеется, процессуальные действия общества направлены исключительно на необоснованное затягивание судебного разбирательства.
Рассмотрев ходатайство ответчика о назначении по делу технической экспертизы, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Данная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения о его удовлетворении либо отклонении. При этом удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" указано, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик 22.11.2022 заявлял ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции. При этом просил поставить перед экспертом следующие вопросы:
1. Установить фактическую плотность щебня по фракциям, размещенным на складах ООО Строительный камень;
2. Установить фактическую плотность песков отсевов фр. 0-5 мм и смеси щебеночной не соответствующей ГОСТ размещенной в отвалах ООО "Строительный камень";
3. Установить соответствует ли требованиям гост пески-отсевы, смеси щебеночные размещенные в отвалах ООО Строительный камень требованиям ГОСТ.
Суд первой инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отклонил его, поскольку заявителем не приведено доказательств, подтверждающих наличие оснований для применения судом положений статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поставленные заявителем вопросы об установлении фактической плотности щебня по фракциям, размещенным на складах ООО "Строительный камень" и фактической плотности песков отсевов фр. 0-5 мм и смеси щебеночной не соответствующей ГОСТ размещенной в отвалах ООО "Строительный камень" с учетом спорного периода проверки (2017-2019) к существу настоящего спора не имеют отношения.
Также 24.01.2023 обществом заявлено ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы для разрешения следующих вопросов:
1. Установить фактическую плотность щебня по фракциям, размещенным на складах ООО Строительный камень;
2. Установить фактическую плотность песков отсевов фр. 0-5 мм и смеси щебеночной не соответствующей ГОСТ размещенной в отвалах ООО "Строительный камень";
3. Установить соответствует ли требованиям гост пески-отсевы, смеси щебеночные размещенные в отвалах ООО Строительный камень требованиям ГОСТ;
4. Судебно-техническую экспертизу прошу назначить путем отпора проб на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области;
5. Установить верно ли за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 ООО "М-Гео" проведены маркшейдерские замеры на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области;
6. Установить фактические потери ООО "Строительный Камень" на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 полезного ископаемого при его полной переработки до Щебня соответствующего ГОСТ разных фракций;
7. Установить фактически извлеченное полезное ископаемое ООО "Строительный Камень" на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Названная экспертиза, по мнению общества, подтвердит фактические потери ООО "Строительный камень" при производстве щебня на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области, а также фактически извлеченное полезное ископаемое ООО "Строительный камень" на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области за период с 01.01.2017 по 31.12. года.
Суд первой инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отклонил его, посчитав, что материалы дела содержат доказательства, позволяющие установить все фактические обстоятельства по делу и доказательства, подтверждающие фактические потери ООО "Строительный камень" при производстве щебня на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области, а также фактически извлеченное полезное ископаемое ООО "Строительный камень" на Карталинском месторождении Габбро Челябинской области за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в связи с чем вопросов, требующих специальных познаний, для разрешения вопроса о законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что проведение экспертизы путём отбора проб на Карталинском месторождении в ходе рассмотрения настоящего дела установить обстоятельства дела, возникшие в спорный период - 2017-2019 годы, не позволит. Верность определения ООО "М-Гео" произведенных им маркшейдерских замеров в спорный период предметом настоящего спора не является.
Суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство общества, заявленное в суде апелляционной инстанции, о проведении судебной технической экспертизы по вопросам определения фактически добываемого обществом полезного ископаемого за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 также подлежит отклонению, поскольку разрешение указанного вопроса не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, судом первой инстанции правильно определён объект налогообложения, для чего не требуется проведение технической экспертизы.
Более того, фактические потери полезного ископаемого в рассматриваемом случае являются сверхнормативными (ввиду отсутствия их утверждения в составе проектной документации) и подлежат обложению налогом на добычу полезных ископаемых по общеустановленной ставке - 5,5 %, в связи с чем выяснение самого факта их несения (является целью проведения экспертизы исходя из ходатайства заявителя о ее назначении) не может влиять на выводы инспекции, сделанные по результатам выездной налоговой проверки, о том, что в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке нормативов потерь полезных ископаемых в составе проектной документации, налогообложению подлежит все количество добытого полезного ископаемого, по общеустановленной ставке, соответственно, не является необходимым для разрешения настоящего спора по существу.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, оснований для удовлетворения ходатайства о проведении судебной технической экспертизы апелляционный суд не усматривает.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, выездной налоговой проверкой установлена неуплата заявителем НДПИ за периоды: январь 2017 года - декабрь 2019 года в общей сумме 22 130 657 руб. в результате занижения налоговой базы в связи с неправильным определением полезного ископаемого для целей налогообложения, и, соответственно, способа оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого, установленного пунктом 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании выездной налоговой проверки МИФНС РФ N 19 по Челябинской области вынесено решение 14.01.2011 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением УФНС РФ по Челябинской области от 28.04.2022 N 16-07/002563 оспариваемое решение инспекции изменено путем отмены подпункта 2 пункта 4.1.1 в части доначисления штрафа в сумме 403 214 руб.
ООО "Строительный камень", не согласившись с решением от 14.01.2022 N 1 в части доначисления НДПИ в сумме 9 858 420 руб., пени в сумме 4 176 938 руб. 05 коп., штрафа в сумме 346 791 руб., обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что добываемое обществом полезное ископаемое соответствует требованиям и качественным характеристикам, предусмотренным ГОСТ 8267-93, и, принимая во внимание его последующую реализацию покупателям, налоговый орган обоснованно определил налоговую базу по НДПИ в отношении полезного ископаемого Карталинского месторождения в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации щебня.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ (за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи) признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Также объектами налогообложения указанным налогом признаются полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 НК РФ (пункты 3, 4 статьи 338 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.
В силу пункта 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" (далее - Постановление N 64), судам надлежит исходить из следующего. Положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим при определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Пунктами 1, 2 статьи 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7 статьи 339 НК РФ).
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными с установленном порядке техническими проектами.
В техническом проекте разработки конкретного месторождения определяется технологический процесс по добыче соответствующего полезного ископаемого, который включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.
В настоящем случае основанием для вынесения решения послужил вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по НДПИ по причине неправильного определения налогоплательщиком вида и стоимости единицы добываемого полезного ископаемого (налогоплательщиком в качестве полезного ископаемого определен строительный камень, тогда как, по мнению инспекции, полезным ископаемым является полученный в результате дальнейшей обработки строительного камня щебень).
В частности, инспекцией установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ, налогоплательщиком заявлен основной вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 08.11 "Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев", который включает дробление и измельчение строительного камня и относится к группе вида деятельности 08 "Добыча прочих полезных ископаемых".
Согласно положениям "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОК 029-2014), щебень, наряду с камнем строительным, отнесен к продукции горнодобывающих производств, а виды работ, относящиеся к добыче полезных ископаемых, и работы обрабатывающих производств регламентированы разными разделами (разделы "B" и "C" соответственно).
Так, раздел "B" ОК 029-2014 "Добыча полезных ископаемых" включает добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка.
Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление строительного камня относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией. В случае же, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения), процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.
Группировка вида экономической деятельности 08.11 не включает резку, обработку и отделку камня за пределами карьеров (23.70).
При этом группировка 23.70 "Резка, обработка и отделка камня"" относится к группе вида деятельности 23 "Производство прочей неметаллической минеральной продукции", которые указаны в разделе С "Обрабатывающие производства".
Группировка 23.70 "Резка, обработка и отделка камня"" не включает производство грубо насеченного камня.
Согласно группировке 8.11 ОКВЭД ОК 029-2014 деятельность налогоплательщика по извлечению из недр, селективной выборке, дроблению негабаритов до размеров, позволяющих погрузить их в дробилку, погрузке на автосамосвалы, доставке на ДСУ, дроблению, грохочению, сортировке на фракции относится к деятельности по добыче полезных ископаемых.
В силу пункта 9 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76), при пользовании недрами под первичной обработкой твердых полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандарта и технических условий качества, предусмотренные проектной документацией ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).
Понятие первичной обработки введено в указанные Методические указания с целью обозначить процесс доведения изъятого из недр сырья до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренного проектом разработки месторождения.
Таким образом, в случае, если организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче, процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены к видам добычных работ, а в случае, если дробление строительного камня не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией, оно относится к обрабатывающему производству.
В рассматриваемой ситуации заявитель осуществляет добычу полезных ископаемых (строительного камня), его дробление и сортировку в целях доведение сырья до стандарта качества, соответствующего ГОСТ 8267-93. Дробление включено в общий технологический процесс разработки месторождения, что позволяет его отнести к операциям по добыче полезных ископаемых.
Разработка Карталинского месторождения габбро ведется ООО "Строительный камень" на основании лицензии на право пользования недрами серии ЧЕЛ N 80152 ТЭ, выданной 03.02.2009 (срок действия до 05.08.2028) Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области, с целевым назначением: добыча строительного камня на Карталинском месторождении габбро.
ООО "Строительный камень" утвержден Технический проект разработки Карталинского месторождения строительного камня от 2017 года (далее - Технический проект), согласно которому:
- фракционированный щебень получен путем дробления исходного материала на лабораторной щековой дробилке СМ-165А при разгрузочной щели 35 мм с последующим рассевом на стандартные фракции - 5 мм (песок), 5-10 мм, 10-20 мм, 20-40 мм. Качество щебня изучено по следующим показателям: фракционный состав, содержание лещадных зерен, зерен слабых пород, пылевидных и глинистых частиц, глины в комках, средняя насыпная плотность, дробимость при сжатии в цилиндре, истираемость в полочном барабане, морозостойкость, сопротивление удару на копре ПМ. Качество щебня из плотных габбро, затронутых выветриванием габбро и плотных серпентинитов, соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 по всем показателям во всех фракциях. Щебень фракций 5-10 мм и 10-20 мм (в том числе и средневзвешенное значение) из затронутых выветриванием серпентинитов не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 по содержанию пылевидных и глинистых частиц, но может использоваться для изготовления готовых смесей для оснований автомобильных дорог по ГОСТ 25607-2009. Марки щебня по месторождению стабильны, на всю глубину изучения. Некоторые вариации связаны с резкими изменениями мощности вскрышных пород. Таким образом, технологические свойства щебня северного и южного участка Карталинского месторождения одинаковы для габбро и соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93 (подраздел 2.5.3 "Технологические свойства" раздела 2 "Геологическое строение карьерного поля");
- горнотехнические условия месторождения являются благоприятными для добычи полезного ископаемого открытым способом.
В соответствии с подразделом 4.10 "Технологический комплекс на поверхности" Технического проекта основным видом товарной продукции Карталинского месторождения является фракционированный щебень. Для определения оптимальной технологии переработки исходного сырья и оценки качества намечаемой к выпуску товарной продукции (фракционированного щебня) в 2014 года проведены лабораторные испытания 13 проб, которые показали, что продуктивные породы могут использоваться для производства щебня, соответствующего требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
Технологический комплекс производительностью 400 тыс. м3 в год представлен дробильно-сортировочной установкой (ДСУ), предназначенной для работы по дроблению и сортировке сырья из недр - строительного камня Карталинского месторождения. Основной задачей ДСУ является производство щебня по ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
В соответствии с подразделом 5.3 "Контроль качества добываемой и отгружаемой продукции" раздела 5 "Качество полезного ископаемого" Технического проекта контроль качества добываемой и отгружаемой продукции должен осуществляется в соответствии с пунктом 5 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
Таким образом, технологический процесс на карьере по добыче строительного камня включает выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы от карьера до дробильно-сортировочного оборудования, дробление горной массы на дробильно-сортировочном комплексе и получение щебня, соответствующего ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Следовательно, Техническим проектом ООО "Строительный камень" определено, что продукцией, первой по качеству, соответствующей ГОСТу 8267-93, и, соответственно, являющейся полезным ископаемым для целей налогообложения, является щебень.
Балансовые запасы Карталииского месторождения строительного камня утверждены заключением государственной экспертизы запасов ОПИ от 19.12.2014 N 15 по состоянию на 01.01.2014 по категориям А+В+С1 в количестве 14188,1 тыс.м3, в том числе, по категориям: А -2437,3 тыс.м., В - 2105,2 тыс.м., по категории С1 - 9645,6 тыс.м.
Согласно заключению государственной экспертизы запасов утверждены для подсчета запасов следующие параметры кондиций:
исходные горные породы в недрах должны обеспечивать получение фракционного щебня, по качеству отвечающего требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия";
подсчет запасов произвести в контуре проектного карьера, принятого в ТЭО кондиций, на глубину разведочных запасов - до горизонта +270 м.;
слабые разности пород из подсчета запасов исключить статистически.
Согласно Планам развития горных работ по Карталинскому месторождению габбро на 2017, 2018, 2019 годы (далее - Планы), добытая в карьере горная масса перерабатывается на фракционный щебень на ДСУ. Технологический процесс переработки щебня предусматривает одностадийное дробление исходного материала. Технологическая линия выпускает щебень, соответствующий ГОСТ 8267-93.
Планами предусмотрена технологическая схема производственного процесса:
- перевозка горной массы (строительного камня) с размером куска до 500 мм из карьера авто самосвалами КрАЗ-65 03 2 на дробильно - сортировочный комплекс;
- крупное дробление строительного камня;
- после первичного дробления промпродукт крупностью 0-250 мм по ленточному конвейеру подается в агрегат сортировки N 1 ГИС-63 с трехситовым (150x150мм, 100x100 мм, 70x70 мм) грохотом для товарного грохочения щебня на фракции +150 мм, 70-100 мм, 100-150 мм. После сортировки фракционный щебень и отсев по ленточным конвейерам СМД-151 поступает в конусные склады готовой продукции;
- транспортирование по ленточному конвейеру СМД-151 нижнего промпродукта грохота N 1 (ГИС-33) крупностью 0-70 мм на агрегат сортировки N 2 (ГИС-63) с трехситовым (20x20 мм, 40-40 мм, 5x5 мм) грохотом для товарного грохочения щебня на фракции 5-20 мм, 20-40 мм, 40-70 мм и отсев 0-5 мм;
Таким образом, учитывая технологические операции по переработке строительного камня на дробильно-сортировочном комплексе с выходом товарной продукции - щебня, соответствующего ГОСТ 8267-93, признаются первичной обработкой твердых полезных ископаемых.
Судебной коллегией рассмотрены доводы апелляционной жалобы общества о неправомерном включении в объем добытого НДПИ по актам маркшейдерских замеров вскрышных пород, негабарита, а также о неправомерном определении в качестве полезного ископаемого песков-отсевов фр. 0-5 мм.
Как указывалось ранее, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в том числе, полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод (пункт 2 статьи 339 НК РФ).
При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого (пункт 3 статьи 339 НК РФ).
Фактическими потерями полезного ископаемого (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной) признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
Согласно статье 2 Правил N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Нормативы потерь полезных ископаемых уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) (статья 3 Правил N 921).
Нормативы потерь полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Нормативы потерь полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Техническим проектом разработки Карталинского месторождения строительного камня в Челябинской области (2017 года) утвержден следующий Расчет потерь и разубоживания полезного ископаемого (Раздел 12.1.2).
Потери при добыче строительного и блочного камня, как нерудного материала, открытым способом согласно "Отраслевой инструкции по определению и учету потерь нерудных строительных материалов при добыче", подразделяются на два класса:
1. Общекарьерные потери.
2. Эксплуатационные потери.
Под общекарьерными потерями понимаются балансовые запасы в различные рода целиках, которые запроектированы, чтобы поддерживать нормальную деятельность предприятия по добыче, и которые остаются в недрах после ликвидации предприятия.
Общекарьерные потери исчисляются в объемных единицах и в процентах от общих балансовых запасов месторождения.
К эксплуатационным относятся потери, образующиеся непосредственно в процессе эксплуатации карьера при добыче камня. Они вычисляются в объемных единицах и в процентах от погашаемых балансовых запасов.
Эксплуатационные потери подразделяются на две группы:
Группа 1. Эксплуатационные потери в массиве:
- в целиках в верхней и нижней границах массива;
- в целиках в почве или лежачем боку залежи;
Группа 2. Эксплуатационные потери отделенного от массива полезного ископаемого.
Настоящим техническим проектом предусмотрена полная отработка балансовых запасов месторождения, следовательно, общекарьерные потери отсутствуют.
Согласно принятой технологии разработки, предусматривающей полное извлечение балансовых запасов строительного камня, исключены и эксплуатационные потери в массиве (1 группа).
При разработке Карталинского месторождения строительного камня будут иметь место только эксплуатационные потери II группы.
Потери строительного камня складываются из потерь при зачистке кровли, при ведении ББР, а также при транспортировке:
- потери полезного ископаемого в кровле залежи образованы при зачистке кровли на площади распространения запасов строительного камня. Они зависят от конструкции применяемого оборудования и по мощности имеют минимальную величину, равную 0,2 м (ОНТП 18-85);
- потери полезного ископаемого при ББР нормируются согласно ОНТП 18-85 и составляют: на первом горизонте - 0,5 %; на втором и третьем - 0,25 %; с четвертого горизонта - 0 %;
- потери полезного ископаемого при транспортировании регламентируются "Общесоюзными нормами..." ОНТП 18-85 и составят при добыче строительного камня 0,3 %.
Вышеуказанные утвержденные нормативы потерь соответствуют сведениям, содержащимся в актах маркшейдерского замера горной массы на Карталинском карьере габбро, представленных обществом в ходе проверки.
Так, согласно акту маркшейдерского замера за январь 2017 года, проведенного главным маркшейдером ООО "М-Гео" Попковой О.А., потери полезного ископаемого (ПИ) при транспортировке составили 0,3 %, потери при БВР составили 0,25 %.
Указанные потери (при транспортировке, потери при БВР), указанные в актах маркшейдерских замеров, учтены (исключены) налоговым органом при определении количества добытого полезного ископаемого и соответственно при расчете подлежащего уплате ООО "Строительный камень" в бюджет налога на добычу полезных ископаемых.
Иные нормативы потерь при разработке Карталинского месторождения строительного камня в Челябинской области Техническим проектом не установлены и не утверждены.
При этом при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь добычи полезного ископаемого, фактические потери считаются сверхнормативными и подлежат налогообложению по ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 НК РФ.
Так, ООО "Строительный камень" согласовало только нормативные эксплуатационные потери добычи полезного ископаемого, утвержденные в составе проектной документации (II группы, при БВР и транспортировании); иные потери, в том числе, нормативы технологических потерь Обществом не согласованы и не утверждены в составе проектной документации. При этом в Техническом проекте содержатся описание Технологического комплекса на поверхности (Раздел 4.10), в том числе, технологической схемы производства щебня.
Балансовые запасы Карталинского месторождения строительного камня утверждены Заключением государственной экспертизы запасов ОПИ от 19.12.2014 N 15 по состоянию на 01.01.2014 по категориям А+В+С1 в количестве 14 188,1 тыс. м3; по состоянию на 01.01.2017 Государственным балансом полезных ископаемых РФ на Карталинском месторождении запасы строительного камня учитывается по категориям А+В+С1 в количестве 13 747,4 тыс. м3, что соответствует количеству балансовых запасов строительного камня по категориям А+В+С1 на 01.01.2017, отраженному в форме 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2017 год, представленному обществом.
При этом общее количество балансовых запасов строительного камня по категориям А+В+С1 (тип полезного ископаемого - строительный камень габбро) согласно форме 5-ГР за 2017 год уменьшается только в результате добычи (131,4 тыс. м3) и потерь при добыче (0,7 тыс. м3), по состоянию на 31.12.2017 запасы составляют 13 615,3 тыс. м3 (13 747,4 - 131,4 - 0,7).
Согласно форме 5-ГР за 2018 год по состоянию на 01.01.2018 запасы составляют 13 615,3 тыс. м3, уменьшается в результате добычи (195,9 тыс. м3) и потерь при добыче (8,2 тыс. м3), по состоянию на 31.12.2018 составляют 13 411,2 тыс. м3.
Согласно форме 5-ГР за 2019 год по состоянию на 01.01.2019 запасы составляют 13 411,2 тыс. м3, уменьшается в результате добычи (212,4 тыс. м3) и потерь при добыче (4,7 тыс. м3), по состоянию на 31.12.2019 составляют 13 228,3 тыс. м3.
Оценка и уменьшение балансовых запасов месторождения производится по типу полезного ископаемого - строительный камень габбро, а не по количеству горной массы, которая помимо добытого полезного ископаемого (строительный камень габбро) включает в себя вскрышу.
Определенное налоговым органом по результатам проверки количество добытого полезного ископаемого, например, в 2018 году - 188,77 тыс. м3 соответствует количеству погашенных балансовых запасов строительного камня по категориям А+В+С1, отраженному в форме 5-ГР (за 2018 год добыча составляет 195,9 тыс. м3, потери при добыче - 8,2 тыс. м3) и соответствует количеству добытого полезного ископаемого, заявленного налогоплательщиком самостоятельно в налоговых декларациях по НДПИ в проверяемых периодах.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом излишне на основании актов маркшейдерских замеров за полезное ископаемое приняты вскрышные породы, которые не являются добытым полезным ископаемым, подлежит отклонению как несоответствующий и противоречащий материалам дела.
Указанное подтверждается сведениями из формы 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых" за 2017, 2018, 2019 годы.
Согласно форме 70-тп за 2017 год добыто (извлечено) из недр 131,4 тыс. м3, потери при добыче: нормативные - 0,7 тыс. м3, фактические - 0,7 тыс. м3; за 2018 год добыто (извлечено) из недр 195,9 тыс. м3, потери при добыче: нормативные - 8,2 тыс. м3, фактические - 8,2 тыс. м3; за 2019 год добыто (извлечено) из недр 212,4 тыс. м3, потери при добыче: нормативные - 6,5 тыс. м3, фактические - 4,7 тыс. м3.
Согласно сведениям, содержащимся в форме 71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства":
- за 2017 год фактически переработано строительного камня - 131,4 тыс. м3, то есть весь объем добычи, получено продуктов обогащения, извлечено полезных компонентов, а именно, щебня в количестве 223 тыс. м3, в графе "Потеряно полезных компонентов в хвостах обогатительных фабрик (отходах производства)" сведения отсутствуют;
- за 2018 год фактически переработано строительного камня - 195,9 тыс. м3, то есть весь объем добычи, получено продуктов обогащения, извлечено полезных компонентов, а именно, щебня в количестве 293,85 тыс. м3, в графе "Потеряно полезных компонентов в хвостах обогатительных фабрик (отходах производства)" сведения отсутствуют;
- за 2019 год фактически переработано строительного камня - 212,4 тыс. м3, то есть весь объем добычи; получено полезных компонентов в товарную продукцию (щебень) - 531,6 тыс. м3 (в том числе, фр.250 - 12,4 тыс. м3, фр.180 - 114,7 тыс. м3, фр.120 - 120,7 тыс. м3, фр.40-70 - 56,5 тыс. м3, фр. 0-40 - тыс. м3, фр. 0-40 - тыс. м3); в графе "Потеряно полезных компонентов в хвостах обогатительных фабрик (отходах производства)" сведения отсутствуют.
Согласно форме 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых", основное полезное ископаемое: песчано-гравийная смесь, за 2017 год фактическое выполнение за отчетный период - 131,4 тыс. м3, потери в недрах - 0,8 %, потери при переработке отсутствуют; за 2018 год фактическое выполнение за отчетный период - 195,9 тыс. м3, потери в недрах - 4,0 %, потери при переработке отсутствуют; аналогично за 2019 год.
Таким образом, отсутствие у ООО "Строительный камень" фактических потерь при добыче полезного ископаемого подтверждается также данными отчетности налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, налогообложению подлежит все количество добытого полезного ископаемого, подтвержденное актами маркшейдерского замера, по общеустановленной ставке - 5,5 %.
Довод апелляционной жалобы о том, что инспекцией неправомерно в количестве добытого полезного ископаемого учтён негабарит, который представляет собой неразорвавшуюся породу, не извлечённую из недр в силу невозможности переработки из горной массы, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно разделу 4.3.5.5 Технического проекта при взрывной подготовке горной массы к выемке будут иметь место негабариты. При этом разделом 4.3.7.3 Технического проекта предусмотрено дробление негабарита, для чего применяется гидромолот типа Delta F35 на базе экскаватора Hyundai 290 LC-7 "обратная" лопата. С учётом годовой производительности гидромолота, максимального объёма выемки руды и скальных вмещающих вскрыши согласно календарному плану, выхода негабарита (4 %), определено, что для дробления требуемого объёма негабарита будет достаточно одного гидромолота.
Следует учитывать, что по вопросу отнесения к потерям полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых продуктов отсева дробления при производстве щебня Минприроды России в письме от 23.12.2022 N 08-11-30/50397 выражена следующая позиция, доведенная письмом Минфин России от 30.12.2022 N 03-06-05-01/130110.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования).
В случае подготовки недропользователем технологической схемы переработки минерального сырья данная проектная документация должна в соответствии с пунктами 1.3, 1.4 и 2.2 Раздела 3 Требований содержать качественные показатели продуктов обогащения, извлечение металлов, ценных минералов в готовую продукцию и их распределение по продуктам обогащения, обоснование выбора технологической схемы обогащения и оборудования, предполагать комплексное использование минерального сырья и отходов с указанием технологических показателей и режимных параметров.
Показатель технологических потерь может подлежать нормированию и является производной величиной от объема добытого строительного камня и выражается в процентах.
Если образуемые отходы первичной переработки сами являются товарными продуктами (отсев, щебеночно-песчаная смесь, песок и др.) и пользователь недр планирует осуществлять их реализацию, следует суммировать объем их извлечения с основным товарным продуктом - щебнем.
Отсев фр. 0-5 мм, смесь щебеночная фр. 0-40 мм является товарной продукцией для ООО "Строительный камень", что подтверждается представленными Обществом оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 43 за 2017-2019 годы, в которых отражено оприходование (принятие к учету) данной товарной продукции.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.
Апелляционным судом рассмотрены доводы апелляционной жалобы о неверном определении плотности полезного ископаемого.
Сведения о плотности добытого полезного ископаемого содержатся в Планах развития горных пород на 2017-2019 годы, утвержденных обществом, в частности, на 2017 год:
- раздел 2.1. "Горнотехнологические условия разработки": объемная масса пород полезной толщи составляет 3,1 т/м3;
- раздел 2.2. "Режим работы и производственные мощности карьера".
Объёмы полезной толщи, разрабатываемой в карьере в год с учетом потерь (погашаемые запасы) - 251,7 тыс. м3 рассчитаны обществом исходя из веса горной массы в плотном теле, поставляемой на переработку (775 тыс.т), переведенной с использованием показателя средней плотности полезной толщи (3,1 т/м3) в объемное значение, которое будет равно - 250 тыс. м3 (775 тыс.т /3,1 т/м3) и с учетом потерь при взрывных работах и потерях сырья при транспортировке (250+0,937+0,75=251,687), что подтверждает правомерность примененного налоговым органом по результатам проверки расчета.
Расчет потерь содержится в разделе 3.2. "Потери и разубоживание полезного ископаемого", а именно, потерь при производстве взрывных работ и потерь при транспортировке.
Заявителем также указывается о том, что при переводе количества щебеночной смеси фр. 0-40 мм из метров кубических (единица измерения объема) в тонны (единица измерения массы) необходимо использовать плотность 1,8 г/см3.
Вместе с тем, указанная объёмная плотность установлена Техническим проектом для горной массы в отвалах и вскрышных пород, при этом щебёночная смесь к таковым не относится.
Таким образом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы осуществляется либо, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, либо, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.
В проверяемом периоде обществом осуществлялась реализация щебня, в связи с чем оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы произведена налоговым органом, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого - щебня.
С учётом изложенного доначисление заявителю НДПИ, а также начисление соответствующих сумм пеней и налоговых санкций произведено налоговым органом при наличии законных оснований.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ООО "Строительный камень" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании квитанции от 22.02.2023 N 12970810170711.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
Учитывая изложенное, ООО "Строительный камень" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 января 2023 года по делу N А76-21506/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный камень" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительный камень" (ОГРН 1087407000560, ИНН 7407009970) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по квитанции N 12970810170711 от 22 февраля 2023 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21506/2022
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, ООО "М-ГЕО"