город Омск |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А46-17709/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Иванова Н.Е., Лотова А.Н..
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-775/2023) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2022 по делу N А46-17709/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Пермякова Владислава Александровича (ОГРНИП 312554303100100, ИНН 550115253211) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32/1), при участии в деле в качестве третьего лица, - Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34), о признании недействительным отказа (письмо от 10.08.2022 N Исх-ОГ-ДАГ09/453) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства склада металлоизделий на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050208:3107 по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска в соответствии с ранее поданным заявлением от 03.08.2022 N ДАГ-МУ/453-ОГ и приложенной к нему проектной документации,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Пермякова Владислава Александровича - Волкова Анастасия Викторовна по доверенности N 55АА2917095 от 25.08.2022 сроком действия 3 года, паспорт, диплом;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна по доверенности N 02-02/767 от 26.01.2023 сроком действия 1 год, удостоверение, диплом;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пермяков Владислав Александрович (далее - заявитель, ИП Пермяков В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент архитектуры) о признании недействительным отказа (письмо от 10.08.2022 N Исх-ОГ-ДАГ09/453) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства склада металлоизделий на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050208:3107 по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска в соответствии с ранее поданным заявлением от 03.08.2022 N ДАГ-МУ/453-ОГ и приложенной к нему проектной документации.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.11.2022 к участию в деле третьим лицом привлечена Администрация города Омска (далее - треть лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.12.2022 по делу N А46-17709/2022 суд признал недействительны отказ Департамента архитектуры в выдаче ИП Пермякову В.А. разрешения на строительство объекта капитального строительства склада металлоизделий на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050208:3107 по проспекту Мира в Советском административном округе города Омска в соответствии с ранее поданным заявлением от 03.08.2022 N ДАГ-МУ/453-ОГ и приложенной к нему проектной документации.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал заинтересованное лицо в течение пяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу принять по заявлению предпринимателя от 03.08.2022 N ДАГ-МУ/453-ОГ соответствующее градостроительному законодательству решение.
Кроме того, суд взыскал с Департамента архитектуры в пользу ИП Пермякова В.А. 300 рублей судебных расходов.
В обоснование судебного акта была указано на то, что в соответствии с представленной проектной документацией на земельном участке предполагается строительство склада, что соответствует виду разрешенного использования, указанному в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3107; проект планировки территории устанавливает границы территорий общего пользования, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определяет характеристики и очередность планируемого развития территории и, в отличие от правил землепользования и застройки, не определяет виды разрешенного использования земельных участков, входящих в эту территорию; то, что в территориальной зоне общественно-делового назначения согласно проекту планировки территории, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - про спект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска, находится зона планируемого размещения объектов дошкольного и школьного образования (объект местного значения), не меняет видов разрешенного строительства данной зоны и, как следствие, не исключает возможность возведения в этой зоне склада, на что и указано в градостроительном плане.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что разрешение на строительство может быть выдано только в том случае, когда проектная документация соответствует требованиям к строительству, в том числе, градостроительным регламентам, проекту планировки территории и проекту межевания территории; в действующем проекте планировки территории в районе спорного земельного участка, на котором предполагается строительство, предусмотрено планируемое размещение объектов дошкольного и школьного образования (объектов местного значения), что исключает возможность строительства объектов иного назначения для предпринимательской деятельности заявителя; строительство склада металлоизделий нарушит основные технико-экономические показатели проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры N N 135, 2-1, ИТ110, ИТ110.2 планировочного района III, указанные в Таблице N 2 Постановления Администрации города Омска от 10.03.2017 N 120-п и лишит жителей площадки для занятия спортом.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ИП Пермяков В.А. указывает на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3107, видами разрешенного использования которого является бытовое обслуживание, пищевая промышленность, общественное питание, магазины, строительная промышленность, склад, что подтверждается выпиской из ЕГРН; земельное законодательство допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны; территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, таким образом на спорном земельном участке разрешено размещение склада металлоконструкций, что соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ОД-2.
Рассмотрение дела откладывалось судом апелляционной инстанции. ИП Пермякову В.А. было предложено представить первичные документы, подтверждающие право собственности на объекты, которые уже построены на спорном земельном участке, а также представить письменные пояснения о возможности возведения объекта, не предусмотренного градостроительным регламентом (проектом планирования территории). Департаменту архитектуры было предложено представить письменные пояснения по вопросу о том каким образом может быть реализовано право муниципалитета на возведение объекта недвижимого имущества, предусмотренного в проекте территориального планирования, при условии, что земельный участок находится в частной собственности; почему в градостроительном плане земельного участка указаны все разрешенные виды использования в данной территориальной зоне, а не только те, которые предусмотрены проектом планировки.
В материалы дела от заявителя представлены письменные пояснения по делу с приложением копий свидетельств о государственной регистрации права на объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050208:3107, которые приобщены к материалам дела.
От Департамента архитектуры представлены пояснения, в которых заинтересованное лицо обосновывает возможность использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для строительства муниципального объекта в порядке обмена земельными участками; указывает на то, что утверждение проекта планировки, предполагающего развитие территории является элементом градостроительной деятельности, который не должен обеспечивать приоритет прав собственника объекта в ущерб иным интересам, а согласовывать эти интересы и права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ИП Пермякова В.А. поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, письменных пояснений, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания третье лицо явку своего представителя в процесс не обеспечило. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие данного лица по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Пермякову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3107, общей площадью 4 391 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Мира, дом 69.
Виды разрешённого использования участка - бытовое обслуживание (код 3.3), пищевая промышленность (код 6.4), общественное питание (код 4.6), магазины (4.4), строительная промышленность (код 6.6), склад (6.9).
На указанном участке находятся и в ЕГРН зарегистрированы следующие объекты: нежилое помещение площадью 218, 5 кв.м., нежилое помещение площадью 1237, 1 кв.м., гараж-стоянка, назначение нежилое площадью 580,9 кв.м. приобретенные на основании договора купли-продажи от 24.10.2011, о чем в ЕГРН сделана запись от 27.03.2013; сооружения электроэнергетики ЛЭП - 10 кВт, год ввода в эксплуатацию 2019, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕРГН.
На земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3107 выдан 17.09.2021 градостроительный план участка, согласно которому участок располагается в зоне ОД-2 - зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
В целях осуществления строительства на указанном земельном участке ИП Пермяков В.А. обратился в Департамент архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - склада металлоизделий.
В письме от 10.08.2022 N Исх-ОГ-ДАГ09/453 Департамент архитектуры со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) отказал в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 04.10.2021 N РФ-55-2-36-0-00- 2021-1894 земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3107, в части соблюдения требований, установленных в проекте планировки территории.
Считая данный отказ незаконным, ИП Пермяков В.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 12.12.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации и др.
По правилам части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, осуществив проверку, представленных документов, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 статьи 51 ГрК РФ или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела, Департамент архитектуры отказал в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, в части соблюдения требований, установленных в проекте планировки территории.
Действительно, как было выше сказано из смысла части 1 статьи 51 ГрК РФ следует, что обязательным условием выдачи разрешения на строительство является соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства может являться, в том числе, нарушение градостроительного законодательства.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности имеет цель обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В силу пункта 9 пункт 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В свою очередь, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Соответственно правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) (пункт 3.1 статьи 31 ГрК РФ).
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (пункт 4 статьи 41 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее также - Правила землепользования и застройки).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу указания этих видов деятельности и объектов в разделе 3 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам.
Глава 4 Правил землепользования и застройки предусматривает "Градостроительные регламенты. Общественно-деловые зоны".
В силу статьи 43 Правил землепользования и застройки зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОД-2), включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов торгового, административного назначения, логистических и многофункциональных комплексов, производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон более 100 м.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены пунктом 2 данной статьи: хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); бытовое обслуживание (код 3.3); объекты культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1); общественное управление (код 3.8); обеспечение научной деятельности (код 3.9); ветеринарное обслуживание (код 3.10); деловое управление (код 4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); рынки (код 4.3); магазины (код 4.4); банковская и страховая деятельность (код 4.5); общественное питание (код 4.6); гостиничное обслуживание (код 4.7); развлекательные мероприятия (код 4.8.1); проведение азартных игр (код 4.8.2); служебные гаражи (код 4.9); объекты дорожного сервиса (код 4.9.1); стоянка транспортных средств (код 4.9.2); обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2); площадки для занятий спортом (код 5.1.3); пищевая промышленность (код 6.4); строительная промышленность (код 6.6); склад (код 6.9); научно-производственная деятельность (код 6.12); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3); охрана природных территорий (код 9.1).
Таким образом, предполагаемое к строительству здание соответствует требованиям Правил землепользования и застройки.
На территории города Омска также принят Проект планировки территории, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска, утверждённый постановлением Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п. В границы отведенной данным проектом территории входит и земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3107.
Как следует из выкипировки из технико-экономических показателей проекта планировки территории, расположенной в границах элементов планировочной структуры N N 135, 2-1, ИТ110, ИТ110.2 планировочного района III, указанных в Таблице N 2 Постановления Администрации города Омска от 10.03.2017 N 120-п и графической части данного документа в месте расположения спорного участка находится зона планируемого размещения объектов дошкольного и школьного образования (объект местного значения).
Однако, каких либо проектных решений о том, на каких условиях планируется возведение объекта местного значения на земельном участке, находящемся в частной собственности, Постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 N 120-п не указывает. Проекта межевания территории, в котором содержались бы подобные проектные решения Департаментом архитектуры суду также не представлено.
Рассмотрение дела откладывалось. Департаменту архитектуры было предложено представить письменные пояснения по вопросу о том, каким образом может быть реализовано право муниципалитета на возведение объекта недвижимого имущества, предусмотренного в проекте территориального планирования, при условии, что земельный участок находится в частной собственности.
От Департамента архитектуры представлены пояснения, в которых заинтересованное лицо обосновывает возможность использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для строительства муниципального объекта в порядке обмена земельными участками.
На вопрос суда апелляционной инстанции о то, не имеет ли заявитель намерение оспаривания нормативного акта, предусматривающего возведение на его земельном участке объекта муниципального значения, представитель последнего ответил отказом.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции исходит из того, что статьей 6 АПК РФ предусмотрено, что законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно абзацу 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Таким образом, реализовать документы территориального планирования возможно, в том числе, путем принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд либо других аналогичных проектных решений.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ).
Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд и т.д. (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
Вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентируются земельным законодательством.
Так, согласно пунктам 2 и 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям среди прочего, связанным со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами (пункты 2 и 3 статьи 49 ЗК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20 статьи 1 ГрК РФ).
В числу таких объектов пункт 1 части 3 статьи 19 и пункт 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ относит и объекты образования.
Таким образом, возведение школы и пришкольного стадиона являются объектами местного значения.
Однако, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории, то вопреки убеждению Департамента архитектуры, возведение объектов муниципального значения, предусмотренных проектом планировки, может быть реализовано только в том случае, если возможность изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрена данными проектами.
Аналогичная позиция изложена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2022 N 48-КАД22-11-К7.
Как было выше сказано проект планировки территории каких-либо проектных решений о том, на каких условиях планируется возведение объекта местного значения (изъятие, разделение, перераспределние и т.д) на земельном участке, находящемся в частной собственности не указывает. Проекта межевания территории, в котором содержались бы подобные проектные решения Департаментом архитектуры суду также не представлено.
Ссылка заинтересованного лица на то, что возможность использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для строительства муниципального объекта может быть реализована в порядке обмена земельными участками, судом апелляционной инстанции не принимается.
Действительно, в силу пункта 1 статьи 39.21 ЗК РФ обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Согласно пункту 6 статьи 39.21 ЗК РФ в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.
Таким образом, такое проектное решение как обмен реализуется с согласия собственника земельного участка и тоже должно быть предусмотрено проектом планировки территории.
Следовательно, вывод Департамента архитектуры о том, что действующий проект планировки является препятствием для возведения заявителем на своем земельном участке объекта, соответствующего по целевому назначению проекту планировки территории, градостроительному плану участка и виду разрешенного использования земельного участка, не соответствует действующим нормам права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела судебные расходы не подлежат распределению, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2022 по делу N А46-17709/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17709/2022
Истец: ИП ПЕРМЯКОВ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Администрация города Омска