г. Пермь |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А50-32568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Терехин В.А. паспорт, приказ от 20.04.2018;
от заинтересованного лица: Соболева Е.А. удостоверение, по доверенности от 12.01.2023, диплом;
в качестве слушателя: Рюмина Ю.П. предъявлен паспорт.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 марта 2023 года
по делу N А50-32568/2022
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1065917001105, ИНН 5917593135)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
об отмене решения по протоколу проверки от 08.11.2022 N 48,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, страхователь, Учреждение, Станция скорой помощи) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 08.11.2022 N 48 по результатам проверки, вынесенного государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение от 08.11.2022 N 48, вынесенное государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части предложения возместить расходы в сумме 324 322, 43 руб. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить в части признания недействительным решения от 08.11.2022 N 48 и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Учреждения отказать полностью.
Заинтересованное лицо считает, что решение суда в обжалуемой части принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, указывая положения Правил осуществления Фондом в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, считает, что если работник не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (количество дней работы, в которых имелся контакт, равно 0), то результат подсчета фактического числа нормативных смен всегда будет 0. Указание в реестре сведений в отношении работника, который не контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, любого числа больше 0 является нарушением п. 3 Правил. Настаивает на том, что начисление и оплата специальной социальной выплаты производится только при наличии контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с представленным отзывам Учреждение просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 12), а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Отделением в отношении заявителя проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам.
По итогам проверки составлен акт 04.10.2022 N 48, в котором отражено в том числе, что Учреждение предоставило недостоверные сведения для получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальных социальных выплат, установленных Постановлением N 1762.
По мнению Фонда, в результате предоставления Учреждением недостоверных сведений Фонд понес излишние расходы на специальную социальную выплату в общей сумме 331 308, 68 руб., в том числе Усолкиной Т.Л. в сумме 324 322, 43 руб., Поповой М.И. в сумме 2 328, 80 руб., Сулеймановой Э.К. в сумме 4 657, 45 руб., Юдиной В.В. в сумме 4 750, 66 руб.
08.11.2022 по результатам рассмотрения материалов проверки и представленных страхователем возражений, Фондом вынесено решение от 08.11.2022 N 48, которым Учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на социальную специальную выплату за период с ноября 2020 по май 2022 в размере 331 308, 68 руб.
Считая, что решение от 08.11.2022 N 48 не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано несоответствие законодательству Российской Федерации оспариваемого ненормативного акта в части неправомерного получения Усолкиной Т.Л. социальных выплат. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19.03.2020 N198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, как врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; так и фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, как обоснованно заключил суд первой инстанции, Правилами N 1762 фельдшера (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи выделены в отдельную категорию работников, имеющих право на специальную социальную выплату, установленную указанным постановлением, как медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи.
При этом вопреки доводам Фонда право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Предлагаемое Фондом толкование условий получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи специальной социальной выплаты основано на неверном толковании норм права, прямо противоречит подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 и не отвечает целям законодательного регулирования спорных правоотношений.
Вопреки мнению Фонда, суд апелляционной инстанции оснований прийти к иным суждениям не усматривает.
Верховный суд Российской Федерации также в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 разъяснил, что правом на получение ССВ наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним, в том числе, относятся фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи подлежат включению в реестр на основании табелей учета использования рабочего времени фельдшеров (медицинских сестер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи за период с 01.11.2020 в соответствии с Постановлением N 1762.
Принимая во внимание изложенное, учреждением здравоохранения правомерно произведены ССВ указанной категории работников.
При таких обстоятельствах, позиция фонда об излишне понесенных расходах признается необоснованной.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на иную оценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого в части судебного акта.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ Фонд от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года по делу N А50-32568/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32568/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "КУНГУРСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ГУ ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю