город Воронеж |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А64-8516/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго": Злобина К.Е. - представитель по доверенности от 31.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт, диплом.
от УФАС по Тамбовской области: Кабанкин А.А. - представитель по доверенности от 17.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлено судебное удостоверение.
от Данилкиной Г.А.: представитель не явился, извещен надлежавшим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2023 по делу N А64-8516/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) от 21.10.2022 г. N 068/04/9.21-443/2022,
третье лицо: Данилкина Галина Александровна,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) о признании незаконным постановления от 21.10.2022 г. N 068/04/9.21-443/2022.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Данилкиной Г.А. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Ссылается на допущении технической ошибке в установлении размера платы. После обнаружения технической ошибки, стоимость договора на осуществление технологического присоединения незамедлительно была скорректирована и составляет 550 рулей.
Считает, что должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Кроме того, выявленные нарушения, устранены. Кроме того, являлись формальными, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не представляли.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Тамбовской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Тамбовской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данилкина Г.А. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
20.06.2022 Данилкина Г.А. посредством портала сетевой организации https://пoрталтп.рф подала заявку в ПАО "Россети Центр" на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Донской сельсовет, д. Красненькая, мкр. "Майский", ул. Имени Э.Д. Нарышкина/ул. Счастливая, КН 68:20:3660002:2469, к электрическим сетям с максимальной мощностью 15 кВт.
По состоянию на 04.08.2022 года со стороны сетевой организации никаких действий не выполнено, ответ на заявку не получен. Кроме того, заявителю сотрудниками Общества было указано, что заявка от 20.06.2022 будет отклонена по причине изменения стоимости технологического присоединения с 01.07.2022, вместо льготных 550 рублей, размер платы за подключение к электрическим сетям будет составлять 45 000 рублей.
08.08.2022 ПАО "Россети Центр" письмом (исх. N МР1-ТБ/18-03/6000) уведомило заявителя о предоставлении недостающих сведений - уточнение места установки вводного распределительного устройства (ВРУ-0,4 кВ) на границе земельного участка.
28.08.2022 письмом Данилкина Г.А. сообщила, что сетевой организацией направлен договор N 42267672 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вышеуказанного объекта. Пунктом 10 данного договора установлена плата за технологическое присоединение в размере 43 929 рублей.
04.08.2022 Данилкина Г.А. обратилась в Тамбовское УФАС России с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям.
Определением от 26.07.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россетти Центр" возбуждено дело возбудил дело N 068/04/9.21-443/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
09.09.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества Злобина К.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 068/04/9.21-443/2022 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 17 Правил технологического присоединения N 861, так как в установленные сроки договор с надлежащей стоимостью не был направлен заявителю.
24.10.2022 постановлением УФАС по Тамбовской области по делу об административном правонарушении N 068/04/9.21-443/2022 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным в части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Существенные условия договора указаны в 17 Правил ТП.
К ним, в частности, относится стоимость осуществления мероприятий по технологическому присоединению, объектов указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден новый порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Как усматривается из материалов дела, 20.06.2022 Данилкина Г.А. подала заявку в ПАО "Россети Центр" на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома.
08.08.2022 ПАО "Россети Центр" письмом уведомило заявителя о предоставлении недостающих сведений.
28.08.2022 письмом Данилкина Г.А. сообщила, что сетевой организацией направлен договор N 42267672 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вышеуказанного объекта при этом плата за технологическое присоединение в размере 43 929 рублей.
Однако, ПАО "Россети Центр" направило в адрес Данилкиной Г.А. новый договор N 42267672 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с размером платы за подключение - 550 рублей.
Согласно абз. 1 п. 17 Правил N 861 в случае технологического присоединения объектов указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;
стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.
Заявка Данилкиной Г.А. на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома подана 20.06.2022. т.е. до вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178.
В соответствии с п. 17 Правил N 861 (в редакции действующей на момент подачи заявки) плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с абзацем 14 пункта 15 Правил ТП N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Поступившая заявка не была рассмотрена Обществом в течение установленного срока, договор с указанием стоимости услуги по технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома не был направлен стороне.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что ПАО "Россети Центр" заявка Данилкиной Г.А. была рассмотрена не своевременно с изначально установленной неправомерной ценой за технологическое присоединение жилого дома по заявке от 20.06.2022 N 5101270, что привело к нарушению установленные требования п. 17 Правил N 861.
Факт нарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.08.2022 N 068/04/9.21-443/2022, протоколом об административном правонарушении от 09.09.2022 N068/04/9.21-443/2022; Информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
Суд приходит к выводу, что в настоящем деле антимонопольным органом при рассмотрении административного дела правомерно установлено наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения.
ПАО "Россети Центр" постановлением Тамбовского УФАС России по делу N 069/04/9.21-178/2021 привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 13.01.2022.
Таким образом, на момент совершения данного правонарушения, общество считалось подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административный штраф назначен обществу правомерно в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для его уменьшения не имеется.
Довод заявителя на положения пункта 9 Постановления правительства от 10.03.22022г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) является несостоятельным.
Пунктом 1 Постановление N 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением гражданки на основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25 Закона N 135-ФЗ Тамбовским УФАС России была истребована у Общества информация в отношении исполнения договора, заключенного с гражданкой Данилкиной Г.А., по результатам рассмотрения которой уполномоченное должностное лицо управления установило наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
При этом поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу пункта 3 части 1 и части 3 статьи 28.1 КоАП РФ являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В настоящем деле УФАС по тамбовской области не проводил мероприятия по контролю установленные Федеральными законами N 248-ФЗ и N 294-ФЗ. Административном правонарушение возбуждено на основании обращения Данилкиной Г.А., в рамках исполнения полномочий, предусмотренных статьей 23.48 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности является законным.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.01.2023 по делу N А64-8516/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8516/2022
Истец: ПАО " "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: Данилкина Г.А., 19 Арбитражный апелляционный суд