г. Владимир |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А39-10413/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.04.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 по делу N А39-10413/2022, принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" (ОГРН 1021300657399, ИНН 1308079647) о признании недействительным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выраженного в письме от 07.10.2022 N13/13634.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексту - Управление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 13:08:0417001:1150 общей площадью 2105 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Леплей, ул. Советская, д. 13 с "Для содержания и обслуживания семейного общежития" на вид разрешенного использования "Многоквартирный жилой дом".
Управление письмом от 07.10.2022 N 13/13634 отказало Учреждению в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, публично-правовая компания "Роскадастр".
Решением от 21.02.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что полномочия по изменению вида разрешенного использования земельных участков Положением об Управлении не предусмотрены, в связи с чем принять соответствующий распорядительный акт не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2, 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 9 статьи 1, пунктов 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (часть 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из содержания приведенных норм суд следует, что в целях использования земельного участка в соответствии с установленным для них целевым назначением собственнику земельного участка надлежит предпринимать меры по изменению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 13:08:0417001:1150 площадью 2105 кв.м, местоположение: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Леплей, ул. Советская, дом 13, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для содержания и обслуживания семейного общежития. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 01.11.2021 сделана запись регистрации N 13:08:0417001:1150-13/065/2021-1.
Участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 17.11.2021, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N 13:08:0417001:1150-13/035/2021-2.
На вышеуказанном участке расположено здание "Общежитие" для сотрудников и работников Учреждения, в котором производится капитальный ремонт, а также планируется произвести газораспределение. Учитывая, что собственником земельного участка является Российская Федерация, Учреждением 05.09.2022 исх-14/ТО/49/2-6748 в Управление было направлено письмо об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "Для содержания и обслуживания семейного общежития" на вид разрешенного использования "Многоквартирный жилой дом".
Управление письмом от 07.10.2022 N 13/13634 отказало Учреждению в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указав, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительного строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Росреестром высказано мнение о том, что органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются. В адрес Управления Управлением Росреестра по Республике Мордовия исх N01-31/7099 от 07.09.2021 была направлена информация о необходимости предоставления правового акта, изданного уполномоченным органом для изменения вида разрешенного использования объекта. В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N460, у Управления отсутствуют функции по принятию решений об изменении вида разрешенного использования, в связи с чем до внесения изменений в вышеуказанное положение, у Управления нет правовых оснований для издания правовых актов, изменяющих вид разрешенного использования объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Абзацем первым пункта 1 Положения о Росимуществе установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по управлению федеральным имуществом.
К полномочиям Росимущества относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Пунктом 4 раздела II Положения о МТУ Росимущества, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 460, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.
Согласно пункту 1 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.01.2014 N 08 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, с учетом названных положений именно Управление, осуществляя полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 13:08:0417001:1150, издает соответствующий акт об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, который в соответствии с требованиями указанной нормы он обязан направить в регистрирующий орган.
Доводы Управления об отсутствии у него полномочий на изменение вида разрешенного использования земельного участка правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 по делу N А39-10413/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10413/2022
Истец: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области
Третье лицо: Администрация Леплейского Сельского Поселения Зубово-Полянского Муниципального района, ППК "Роскадастр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографи по Республики Мордовия, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Филиал ППК "Роскадастр" по РМ