г. Киров |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А17-5934/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Панина Н.В., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Серегиной Н.А., действующей на основании доверенности от 01.08.2022, представителя ответчика Филинкова И.Э., действующего на основании доверенности от 26.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 по делу N А17-5934/2021
по иску акционерного общества "Ивгортеплоэнерго" (ОГРН 1143702016006, ИНН 3702733438)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (ОГРН 1103702018529, ИНН 3702624975)
о взыскании 3 218 681 рубля 58 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, 442 815 рублей 27 копеек пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ивгортеплоэнерго" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (далее - ответчик, Компания) о взыскании 3 218 681 рублей 58 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, 442 815 рублей 27 копеек пени.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 по делу N А17-5934/2021 отменить в части взыскания 3 218 681 рублей 58 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца 1 122 899 рублей 05 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, 442 815 рублей 27 копеек пени.
По мнению заявителя жалобы, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией в точке поставки (на вводе подающего трубопровода в многоквартирный дом) коммунального ресурса ненадлежащего качества, управляющая организация вправе требовать от поставщика коммунального ресурса уменьшения оплаты в том порядке, который установлен для перерасчета оплаты за коммунальный ресурс для конечных потребителей; данная позиция находит свое отражение в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2022 N 26685-МС/04, копия которого имеется в материалах дела. Ответчик считает, что отсутствие представителя истца при проведении проверки по заявлению потребителя о нарушения качества коммунальной услуги не может служить основанием для признания представленных актов ненадлежащими, а информации, содержащейся в них, недостоверной; на основании представленных актов конечным потребителям был произведен пересчет платы за горячее водоснабжение, что подтверждается платежными документами (квитанциями). Компания пояснила, что техническая возможность длительности хранения почасовых показаний узла учета тепловой энергии МКД ограничена, что в свою очередь не позволило ответчику представить такие распечатки в период рассмотрения дела N А17-5934/2021; одновременно истцом не представлено в материалы дела доказательств, указывающих на предоставление с его стороны горячей воды надлежащего качества за спорный период.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-5934/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Компании - без удовлетворения; указывает, что ответчик представил платежные документы, выставленные в адрес потребителей, с фиксированным объемом по строке перерасчет; причина такого перерасчета потребителям ответчиком не подтверждена, расчет суммы к перерасчету по факту ненадлежащего качества теплоносителя для нужд горячего водоснабжения не обоснован. Общество обращает внимание, что ответчик указал суммы к уменьшению стоимости ресурса для целей горячего водоснабжения (перерасчет), превышающие суммы стоимости ресурса, выставленные истцом, что необоснованно и нелогично.
Заявленное ответчиком ходатайство о приобщении к материалам дела справки ООО "Энергоучет-М" отклонено судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие доказательств невозможности представления указанных данного доказательства в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по не зависящим от ответчика причинам.
От сторон поступили ходатайства о проведении судебного заседания в форме онлайн-конференции. Данные ходатайства апелляционным судом рассмотрены и удовлетворены.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в процессуальных документах позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу г. Иваново: ул. Кузнецова, д. 124, находящегося в управлении ответчика.
В период с 01.11.2020 по 30.06.2021 истец поставил в многоквартирный дом тепловую энергию и теплоноситель, определив объем поставленных ресурсов на основании данных узла учета в соответствии с ведомостями учета параметров теплопотребления.
Ответчику выставлены счета-фактуры за указанный период (т. 2 л.д. 7-40), однако оплата поставленных ресурсов произведена ответчиком частично (т. 2 л.д. 42-45).
Поскольку ответчик произвел расчет за поставленную тепловую энергию и теплоноситель частично, по расчету истца за ответчиком за период с 01.11.2020 по 30.06.2021 образовалась задолженность в размере 3 218 681 рубль 58 копеек.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 19.05.2021 N 09-13-И1191/ст с требованием об оплате образовавшейся задолженности (т. 2 л.д. 46), которая была оставлена последним без удовлетворения.
В связи с просрочкой оплаты истец на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начислил ответчику пени в размере 442 815 рублей 27 копеек по состоянию на 31.03.2022, за период с 02.10.2022 по 18.01.2023.
Для принудительного взыскания с ответчика задолженности и пени истец обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя в письменной форме сторонами заключен не был, между тем, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Факт поставки истцом тепловой энергии и теплоносителя в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается; расчет объема поставленного ресурса произведен Обществом на основании показаний узла учета спорного МКД.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на необходимости снижения размера платы за горячую воду в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (статья 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Пунктом 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении определено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В силу того, что объектом горячего водоснабжения является многоквартирный жилой дом, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 5 приложения 1 к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00.00 до 5.00 часов) не более чем на пять градусов Цельсия, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) не более чем на три градуса Цельсия. При этом за каждые три градуса Цельсия отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил N 354. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов Цельсия, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утратил силу с 01.03.2021), а также пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21 (введен в действие с 01.03.2021) температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
В соответствии с пунктом 101 раздела IX Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложении 1 к Правилам N354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день, таким образом, снижение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества должно производиться исходя из расчета 0,1% размера платы за каждый час отступления суммарно в течение суток.
Ответчик доводы о поставке ответчиком тепловой энергии ненадлежащего качества обосновывает представленными в материалы дела актами о проверке качества горячего водоснабжения, составленными с участием потребителей в отсутствие представителя истца (т. 5 л.д. 13-51).
Отказывая ответчику в снижении платы в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта предоставления истцом коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен разделом X Правил N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 108 Правил N 354 определено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В рассматриваемом случае ответчиком в качестве нарушения требований к параметрам качества указывается на низкую температуру теплоносителя, при этом имеющийся в МКД узел учета позволяет фиксировать параметры поставляемого теплоносителя, ввиду чего при поступлении жалоб на низкую температуру горячей воды Компания имеет возможность на основании сведений узла учета зафиксировать дату, время начала падения температуры ниже установленных Правилами значений, а также соответствующее время возобновления подачи горячей воды надлежащего качества.
Между тем, ссылаясь на нарушение температурных параметров горячей воды, ответчик доказательства, представление которых в соответствии с приведенными положениями Правил N 354 служило бы надлежащим подтверждением некачественности поставляемой воды (теплоносителя), не представил.
Какие-либо выписки из журналов регистрации поступающих обращений, равно как и иные доказательства, свидетельствующие об обращении граждан в связи с некачественной коммунальной услугой по горячему водоснабжению, в материалах дела отсутствуют; представленные отчеты о суточных параметрах теплоснабжения содержат только среднесуточные показания температуры горячей воды, что с учетом допустимых Правилами N 354 отклонений от установленной температуры в дневное/ночное время не позволяет установить как факт предоставления теплоносителя ненадлежащего качества, так и период отклонений температуры горячей воды от допустимых значений.
Все 78 актов отклонения температуры теплоносителя направлены ответчиком истцу письмом от 24.08.2022 N 1779 (т. 5 л.д. 12), таким образом, Общество было лишено не только права участия в проведении проверки, заявления соответствующий возражений, но и проведения собственных замеров и проверок с целью установления как факта предоставления услуги ненадлежащего качества, так и причин отклонений, если они имели место быть.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства направления спорных актов истцу непосредственно после проведения управляющей организацией соответствующей проверки, доказательства направления ответчиком истцу сведений об обращениях граждан о предоставлении ресурса ненадлежащего качества в спорный период.
Ссылки заявителя на то, что у него отсутствует возможность представления почасовых сведений с узлов учета за спорный период не может быть принята во внимание, так как именно ответчик является лицом, заявляющим соответствующие возражения по качеству, соответственно, на него в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается бремя представления доказательств обоснованности таких возражений. Между тем, какие-либо пояснения относительно невозможности своевременного получения и хранения почасовых данных Компанией с узла учета не представлены, в то время как данные сведения с учетом приведенных норм Правил N 354, регламентирующих порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, с очевидностью должны были быть при условии выявлении соответствующих фактов положены ответчиком в основу перерасчетов как для конечных потребителей, так и в отношениях с истцом.
В рассматриваемом случае порядок снижения размера платы за поставленный коммунальный ресурс, предложенный ответчиком, нормативно не обоснован и не соответствует методике перерасчета, отраженной в Правилах N 354; как указывалось выше, снижение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества должно производиться исходя из расчета 0,1% размера платы за каждый час отступления суммарно в течение суток, а не суммарно в течение календарного месяца, как указано Компанией в представленном расчете размера снижения платы (т. 6 л.д. 8-9); при этом размер снижения платы не может превышать стоимость теплоносителя.
При изложенных обстоятельствах, в отсутствие относимых, допустимых, достоверных доказательств предоставления истцом в спорный период коммунальной услуги ненадлежащего качества, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права, в связи с чем основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения не усматриваются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.01.2023 по делу N А17-5934/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5934/2021
Истец: АО "Ивгортеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Вознесенск"
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд