г. Чита |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А10-407/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 года по делу N А10-407/2022 по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании незаконным и отмене решения от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021 в части признания жалобы ООО "Церера" обоснованной; о признании недействительным и отмене предписания от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Лесмашэкспорт" (ОГРН 1093847000884, ИНН 3834014528), общество с ограниченной ответственностью "Церера" (ОГРН 1163850063717, ИНН 3810063251),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от УФАС по Республике Бурятия: Владимирова О.Г.- представитель по доверенности от 12.10.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от Республиканского агентства лесного хозяйства: Кривобокова В.В.- представитель по доверенности от 01.01.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - заявитель, РАЛХ, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, Бурятское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения по результатам рассмотрения жалобы от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021 в части признания жалобы ООО "Церера" обоснованной, о признании недействительным и отмене предписания от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021.
Определением суда от 31.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лесмашэкспорт" (далее - ООО "Лесмашэкспорт"), общество с ограниченной ответственностью "Церера" (далее - ООО "Церера").
Лесного кодекса Российской Федерации. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 года по делу N А10-407/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что организатор торгов нарушил требования части 4 статьи 80.1 ЛK РФ, установив излишние требования к составу заявки. За участником конкурса не закреплена обязанность по предоставлению данных федерального статистического наблюдения о производстве продукции. Следовательно, непредставление участником конкурса указанных данных не может являться основанием для отклонения заявки.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.03.2023.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц.
Представитель УФАС в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 сентября 2021 года руководителем РАЛХ издан приказ N 1037 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины.
Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение N 011021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс).
Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 07.12.2021 в 13 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило два предложения: ООО "Лесмашэкспорт" и ООО "Церера".
Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 09.12.2021 конкурсной комиссией в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что ООО "Церера" единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО "Лесмашэкспорт".
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 07.12.2021 открытого конкурса, ООО "Церера" обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия Агентства при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. от 16.12.2021 N 8057).
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Церера" Бурятским УФАС России 12.01.2022 вынесено решение N 003/01/18.1-1182/2021, в соответствии с которым жалоба ООО "Церера" признана обоснованной; конкурсная комиссия РАЛХ признана нарушившей пункты 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ; РАЛХ признан нарушившим часть 4 статьи 80.1 ЛК РФ; решено выдать обязательное для исполнения предписание, передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Бурятским УФАС на основании решения от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021 выдано Агентству предписание от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021 об устранении нарушения, в соответствии с которым предписано:
1. РАЛХ, конкурсной комиссии в срок не позднее 27.01.2022 устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
- вернуть поданные заявки;
- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 N 003/01/18.1-1182/2021;
- продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"):
- противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,
- нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, конкурсной комиссией, в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 07.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что ООО "Церера" конкурсной комиссией единогласно было отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе была допущена одна заявка ООО "Лесмашэкспорт".
Согласно указанному Протоколу заседания конкурсной комиссии от 07.12.2021 заявка ООО "Церера" отклонена по следующим основаниям:
- отсутствуют копии технических документов и оборудования, содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, позволяющих установить производственную мощность, что является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктами 1, 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
- к пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет. Данное требование установлено Извещением о проведении конкурса, Конкурсной документацией и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
- согласно пункту 3.3 Договора купли-продажи оборудования N О-10 от 11.10.2021 право собственности на оборудование переходит к покупателю с момента получения оборудования по акту приема-передачи. Акт приема-передачи оборудования по договору купли-продажи NО-10 от 11.10.2021, документ об оплате заявителем представлены не были, поэтому установить возникновение права собственности на объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры не представляется возможным. Данное требование установлено Извещением о проведении конкурса, Конкурсной документацией и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины) (часть 2 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Согласно пункту 5 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;
2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;
3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;
4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявка ООО "Церера" отклонена конкурсной комиссией на основании пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
В частности, одним из оснований отклонения заявки ООО "Церера" послужил вывод Комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе подана лицом, несоответствующим требованиям части 2 статьи 80.1 ЛК РФ, а также, что лесной участок не может быть предоставлен в аренду данному заявителю.
Суд первой инстанции, признавая неправомерными выводы антимонопольного органа об установлении в конкурсной документации излишних требований к составу заявки, правильно исходил из следующего.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 N 303 "Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа" утвержден Порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Порядок N 303) и Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Требования N 303).
Согласно пункту 1 Порядка N 303 заявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - открытый конкурс) подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - заявитель) в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка N 303 предусмотрено, что в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В пункте 3 Порядка N 303 указано, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Согласно пункту 4 Порядка N 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт "г").
Требованиями N 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475 утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине" (далее - Постановление N1475, Правила рассмотрения заявления, Методика оценки дополнительной потребности).
В соответствии с пунктом 2 Правил рассмотрения заявления заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил рассмотрения заявления к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ.
Согласно пункту 7 Правил N 1475 рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 N 1475.
Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно - древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Методики).
Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - заявление), поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (далее - заявитель), осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики размер дополнительной потребности в древесине (Wд) определяется по формуле:
Wд = Wоб - Wфакт, где:
Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении;
Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
Согласно пункту 5 Методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.
Пунктом 6 Методики установлено, что фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.
На основании пункта 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Из приведенных выше норм лесного законодательства следует, что за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
ООО "Церера", фактически глубокую переработку древесины не осуществляло, следовательно, дополнительная потребность в древесине у заявителя не установлена.
В составе заявки третьим лицом приложены документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, а именно каталог объектов и оборудования глубокой переработки древесины, перечень прилагаемых копий технических документов объектов и оборудования, договор купли-продажи оборудования и предварительный договор купли-продажи, заключенные Обществом в октябре-ноябре 2021 года.
Согласно каталогу объектов и оборудования глубокой переработки древесины ООО "Церера" имеет следующее оборудование:
1. Станок бревнопильный MJ-F7-350-120,
2. Станок бревнопильный MJ-F7-450-120-5D,
3. Дисковый станок для распиловки бревен LAIMET,
4. Многопильный деревообрабатывающий станок TANEL,
5. Станок многопильный круглопильный "Илья Муромец-125",
6. Кромкообрезной трепильный станок ДКО-55,
7. Кромкообрезной многопильный деревообрабатывающий станок KAMI,
8. Здание лесоцеха,
9. Здание сушильной камеры,
10. Земельный участок.
ООО "Церера" в подтверждение права владения оборудованием: дисковый станок для распиловки бревен LAIMET, многопильный деревообрабатывающий станок TANEL, станок многопильный круглопильный "Илья Муромец-125", кромкообрезной трепильный станок ДКО-55, кромкообрезной многопильный деревообрабатывающий станок KAMI, станок бревнопильный MJ-F7-350-120, станок бревнопильный MJ-F7-450-120-5D, представил договор купли-продажи оборудования от 11.10.2021 N О-10. На здание лесоцеха, здание сушильной камеры, земельный участок в подтверждение права владения обществом представлен предварительный договор купли-продажи от 20.10.2021.
Из анализа представленных документов следует, что ООО "Церера" переработка приобретенной древесины не производилась, сделки с продукцией переработки древесины (пиломатериалы) не осуществлялись. Дополнительная потребность в древесине не установлена.
Исходя из представленной РАЛХ конкурсной документации потребность ООО "Церера" в дополнительных объемах древесины оценить не представляется возможным.
При этом в силу положений ЛК РФ за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
Кроме того, согласно пункту 3.3 договора купли-продажи оборудования от 11.10.2021 N О-10, заключенного между ООО "Уоянстройресурс" (продавец) и ООО "Церера" (покупатель) право собственности на оборудование возникает у покупателя с момента получения оборудования по акту приема-передачи. При этом акт приема-передачи оборудования к заявке на участие в конкурсе ООО "Церера" не представлен.
Пунктом 2.2 договора купли-продажи оборудования от 11.10.2021 N О-10 установлено, что покупатель должен произвести оплату оборудования в полном объеме не позднее 90 календарных дней с момента подписания сторонами настоящего договора купли-продажи оборудования. В составе заявки ООО "Церера" не представлен документ об оплате приобретаемого оборудования по данному договору, что также указывает на не исполнение сторонами договора.
Из предварительного договора купли-продажи от 20.10.2021, заключенного между Пилишвили Г.Д. (продавец) и ООО "Церера" (покупатель) на приобретение здания лесоцеха, железнодорожного подъездного пути, здание сушильной камеры, земельного участка следует, что основной договор должен быть составлен и подписан сторонами до 20 декабря 2021 года, то есть после окончания конкурса.
Поскольку договор купли-продажи оборудования от 11.10.2021 N О-10 представлен без обязательного приложения в виде акта приема-передачи оборудования, а также в отсутствие документа, подтверждающего оплату приобретаемого оборудования, учитывая отсутствие основного договора купли-продажи недвижимого имущества установить факт владения на праве собственности или ином законном основании ООО "Церера" объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, зданиями и земельным участком указанными в каталоге объектов и оборудования глубокой переработки древесины не представляется возможным.
На основании установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований у Агентства для допуска ООО "Церера" к участию в конкурсе.
При этом суд принял во внимание, что из представленной заявки ООО "Церера" не следует, что общество производило переработку древесины, в том числе глубокую переработку древесины, что является обязательным условием для обращения за дополнительным объемом древесины.
Суд первой инстанции также признал обоснованным отклонение заявки по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, а именно представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи, так как ООО "Церера" в составе заявки на участие в конкурсе не представило документ, подтверждающий владение на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Требование о предоставлении документов, подтверждающих право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, с перечнем указанных документов обусловлено положениями части 2 статьи 80.1 ЛК РФ. В соответствии с указанной нормой с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
Из буквального толкования данной нормы следует, что хозяйствующий субъект, претендующий на право аренды участка лесного фонда для целей заготовки древесины, должен владеть на законном основании необходимым для рассматриваемого вида предпринимательской деятельности оборудованием на момент подачи заявки на участие в конкурсе.
При ином подходе, в условиях, когда отсутствуют объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, рациональное использование участка лесного фонда не может быть гарантировано.
Кроме того, данное требование соответствует пункту 1 Порядка и способов подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (Приложение N 1 к приказу N 303), пункту "a" Требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (Приложение N 2 к приказу N 303), пункту 2 Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475, пункту 3 Методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов, в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475.
Как установлено судом первой инстанции, в оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Агентством требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, в виде установления излишних требований к составу заявки, а именно: в части представления участниками конкурса сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года. Антимонопольный орган указал на то, что пунктом 4 Порядка N 303 предусмотрено право заявителя представлять сведения статистической отчетности, а не обязанность. Вследствие чего заявка ООО "Церера", по мнению антимонопольного органа, отклонена необоснованно. РАЛХ имел возможность запросить указанные документы в Росстате путем межведомственного информационного взаимодействия для рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе ООО "Церера".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в том числе, данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт "г").
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
Агентство, возражая относительно указанного вывода антимонопольного органа, указало, что ранее обращалось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции за период 2018-2020 годы лицом, которое обратилось с заявлением об организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия письмом от 03.12.2021 N АС-04-05/317-ИС отказано в предоставлении такой информации, ссылаясь на конфиденциальность первичных статистических данных, получаемых от респондентов (статьи 4, 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").
Суд первой инстанции пришел к выводу, что РАЛХ обоснованно включило в конкурсную документацию требование о предоставлении участниками данных федерального статистического наблюдения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункту 4 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 (далее - Положение N 420), Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росстат осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации; разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики; утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами; представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям (пункты 5.1, 5.2, 5.5, 5.8 Положения N 420).
Официальный статистический учет и система государственной статистики базируются на таких принципах как полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации; обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных (пункты 1, 5, 8 статьи 4 Закона N 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ закреплено, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации, целях.
Заявитель представил в материалы дела письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 03.12.2021 N АС-04-05/317-ИС, в соответствии с котором РАЛХ обратилось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции ООО "Рассвет" за 2018-2020 годы, однако Агентству было отказано в предоставлении такой информации в связи с тем, что Бурятстат не вправе предоставлять информацию ограниченного доступа.
Более того, РАЛХ обратился в Бурятстат с запросом о предоставлении данных федерального статистического наблюдения для оценки дополнительной потребности в древесине путем межведомственного взаимодействия. Однако письмом от 01.04.2022 N ДБ04-05/72-ис Агентству отказано в предоставлении такой информации с указанием на неправомерность использования статистических данных в контрольных, надзорных, фискальных и других целях.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что РАЛХ обоснованно включил в конкурсную документацию требование о предоставлении участниками конкурса данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет, поскольку самостоятельно Агентство указанные данные получить не могло.
При этом данные федерального статистического наблюдения необходимы заявителю для рассмотрения заявки в части определения необходимости в дополнительном объеме заготовки древесины.
Судом первой инстанции учтено, что положения Федерального закона N 282-ФЗ обладают более высокой юридической силой по отношению к Порядку N303, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем, предоставление Агентству сведений статистической отчетности, подтверждающих средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года, путем межведомственного взаимодействия с территориальным органом государственной статистики невозможно ввиду ограниченного доступа к таким сведениям.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом Агентства, что заявка ООО "Церера" составлена с нарушением пункта 5 требований конкурсной документации, поскольку к пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет.
Данное требование установлено конкурсной документацией и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы антимонопольного органа об установлении организатором торгов излишних требований в документации к составу заявки, а именно о включении в заявку соглашения о задатке в 2 экземплярах согласно приложению N 9 к Конкурсной документации также рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 9 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками конкурса и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета конкурса.
Согласно пункту 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
С учетом содержания названных правовых норм суд пришел к выводу о том, что содержащееся в конкурсной документации условие о заключении участником конкурса с организатором торгов договора о задатке, является правомерным.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что Агентством как организатором конкурса не было допущено нарушений действующего законодательства.
В связи с чем, суд обоснованно признал, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Агентства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 года по делу N А10-407/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-407/2022
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО Лесмашэкспорт