г. Вологда |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А44-7117/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодские карьеры" Барашковой Н.С. по доверенности от 14.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 января 2023 года по делу N А44-7117/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодские карьеры" (адрес: 162603, Вологодская область, город Череповец, улица Боршодская, дом 48, офис 2; ИНН 3528264575, ОГРН 1163525101178; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области иском к министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (адрес: 173005, Новгородская область, город Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, офис 575; ИНН 5321198947, ОГРН 1195321002414; далее - министерство) о признании недействительным приказа министерства от 12.10.2022 N 2526 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" и о возложении на ответчика обязанности осуществить перевод следующих земельных участков: с кадастровым номером 53:14:1000201:153, площадью 26,8 га, расположенного на территории Быковского сельского поселения Пестовского муниципального района Новгородской области, земельный участок 3, для добычи полезных ископаемых на участке недр "Искриха-2"; с кадастровым номером 53:14:0513301:214, площадью 9,5657 га, расположенного на территории Богословского сельского поселения Пестовского муниципального района, Новгородской области, для добычи полезных ископаемых на участке недр "Токарево", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - министерство природных ресурсов), администрации Пестовского муниципального района, администрации Быковского сельского поселения, администрации Богословского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26.01.2023 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу министерством природных ресурсов предоставлены следующие лицензии:
лицензия на пользование недрами НВГ 53753 TP, выдана 23.01.2019 с целью геологического изучения (поиска и оценки), разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр "Искриха-2", расположенном в 0,3 км на юго-восток от д. Искриха, в 2,2 км на северо-запад от д. Возгриха, в 4,56 км на север от д. Катешево Пестовского района Новгородской области, сроком действия до 29.02.2024 (в настоящее время приостановлена по заявлению недропользователя с 04.10.2022 по 03.10.2024);
лицензия на пользование недрами НВГ 53805 TP, выдана 15.11.2019 с целью геологического изучения (поиска и оценки), разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр "Токарево", расположенном вблизи д. Токарево, Пестовского муниципального района Новгородской области, сроком действия до 31.12.2025 (в настоящее время приостановлена по заявлению недропользователя с 04.10.2022 по 03.10.2024) (т. 1, л. 55, 72).
Участок недр "Искриха-2" расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 53:14:1000201:153 площадью 26,8 га, расположенного по адресу: Новгородская область, Пестовский муниципальный район, Быковское сельское поселение, территория сельскохозяйственного назначения, земельный участок 3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. Участок недр "Токарево" частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 53:14:0513301:214 площадью 9,5657 га, расположенного по адресу: Новгородская область, Пестовский муниципальный район, Богословское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: недропользование (т. 1, л. 79-82).
Земельный участок с кадастровым номером 53:14:1000201:153 образован 10.09.2018, земельный участок с кадастровым номером 53:14:0513301:214 - 28.06.2021. Данные участки относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена и сформированы и поставлены на кадастровый учет администрацией Пестовского муниципального района.
В министерство 17.08.2022 поступили ходатайства общества о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи полезных ископаемых (т. 1, л. 108-109, т. 2, л. 69-70).
Министерство приказом от 12.10.2022 N 2526 отказало обществу в переводе данных земельных участков из категории - "земли сельскохозяйственного назначения", в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (т. 1, л. 9).
Согласно письму заинтересованного лица от 14.10.2022 N СЛ-7803-И причиной отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую явилась нецелесообразность перевода указанных земельных участков ввиду необходимости устранения противоречивой и недостоверной информации в отношении земельных участков, испрашиваемых к переводу, в документах территориального планирования Быковского сельского поселения и Богословского сельского поселения (существующее и планируемое), а также исключения наложения санитарно-защитной зоны объекта местного значения (карьера) на населенный пункт д. Искриха (т. 1, л. 12).
Посчитав, что приказ от 12.10.2022 N 2526 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В данном случае оспариваемый приказ издан ответчиком в пределах его компетенции согласно положениям пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Закон N 172-ФЗ), пункта 3.97 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 N 332.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3).
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
На основании пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Соответственно, сельскохозяйственными угодьями являются только те земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для вышеуказанных целей.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
С учетом вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к верному заключению о возможности использования земельных участков исключительно в соответствии с их целевым назначением. При этом законодатель предусмотрел возможность перевода земельного участка из одной категории в другую на основании решения соответствующего уполномоченного органа.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в статье 2 Закона N 172-ФЗ.
В силу части 1 приведенной нормы Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Необходимые сведения, подлежащие отражению в ходатайстве, и перечень документов, подлежащих приложению к названному ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В статье 4 Закона N 172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. К таким случаям отнесены: 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3)установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как установлено судом, следует из материалов дела и подателем жалобы не оспаривается, обществу выданы лицензии: серии НВГ N 53753 TP (дата выдачи - 23.01.2019) с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр "Искриха-2" (срок действия лицензии до 29.02.2024); серии НВГ N 53805 TP (дата выдачи - 15.11.2019) с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр "Токарёво" (срок действия лицензии до 31.12.2025). Обществу Министерством природных ресурсов предоставлены горноотводные акты от 02.08.2021 (срок действия до 29.02.2024) и от 17.08.2021 (срок действия до 31.12.2035) соответственно (т. 1, л. 124-125, т.2, л. 72-73).
В составе документов, приложенных к ходатайствам о переводе земельных участков из одной категории в другую, обществом помимо документов на земельные участки приложены: протоколы согласования проектной документации разработки месторождений от 15.02.2021, 31.03.2021, согласованные проекты рекультивации земель месторождений; лицензии на пользования недрами; горноотводные акты и иные документы (т. 1, л. 110-159, т. 2, л. 1-166).
Общество мотивировало перевод земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 из одной категории в другую связан с нахождением на них месторождений песчано-гравийной смеси "Искриха-2" и "Токарёво", а также с отсутствием возможности использования земельных участков в соответствии с категорией - земли сельскохозяйственного назначения, поскольку спорные земельные участки обладают признаками неиспользования земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
Действительно, представленные в материалы дела акты подтверждают тот факт, что земельные участки, о смене категории которых ходатайствует общество, длительное время не используются в сельскохозяйственных целях, заняты сорной растительностью и кустарником (т. 1, л. 21-34).
Данное обстоятельство подателем жалобы не опровергается и не оспаривается.
Судом первой инстанции также принято во внимание то, что администрация Пестовского муниципального района, администрации Быковского и Богословского сельских поселений не заявили возражений относительно перевода земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 в иную категорию. Соответствующих возражений в суде апелляционной инстанции указанные органы местного самоуправления также не заявили.
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель может служить основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, как верно указано судом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
В данном случае, право пользования участками недр "Искриха-2" и "Токарёво" предоставлено обществу на основании приказов министерства природных ресурсов от 11.01.2019 N 16 и от 15.10.2019 N 1068 соответственно (т. 1, л. 66, 73).
При этом судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки министерства на положения части 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, как несостоятельные, в силу следующего.
Действительно, указанная норма исключает перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В рассматриваемом случае, основанием для отказа обществу в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную явилось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, а именно - генеральным планам Быковского сельского поселения и Богословского сельского поселения.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции вопреки доводам, приведенным в жалобе, при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельных участков действующим документам территориального планирования следовало руководствоваться не генеральными планами муниципальных образований, а документами территориального планирования субъекта Российской Федерации - Новгородской области.
Так, пункт 19 статьи 1 ГрК РФ к объектам регионального значения относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Часть 3 статьи 14 ГрК РФ предусматривает, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся также к областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
В пункте 20 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Однако в силу положений статьи 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статьях 2.1 и 2.3 Закона о недрах перечислено, какие участки относятся к недрам федерального или местного значения.
Так, в статье 2.3 Закона о недрах указано, что подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях согласно пунктам 7-7.2 статьи 4 Закона о недрах относятся: распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; подготовка и утверждение совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.
Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Новгородской области, утвержденный распоряжением Минприроды России N 63-р, администрацией Новгородской области N 243-рг от 02.11.2009, включает гальку, гравий, валуны; пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) в перечни региональных полезных ископаемых.
Соответственно с учетом вышеизложенного следует, что при решении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию по исключительному случаю, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, обязательным документом территориального планирования является схема территориального планирования Новгородской области исходя из статуса объекта недропользования как объекта регионального значения.
Однако, отказывая в удовлетворении заявления о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 из одной категории в другую, министерство не установило несоответствие испрашиваемой категории земель утвержденным документам территориального планирования Новгородской области в отношении спорных земельных участков. О наличии таких обстоятельств в апелляционной жалобе также не ссылается.
Вместе с тем, доказательств пересечения границ д. Искриха с установленной санитарно-защитной зоной горного отвода, наложения границ горного отвода с территорией д. Искриха, иного нарушения прав смежных землепользователей в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства подтверждены материалами топографической съемки выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Земельно-проектное бюро" в мае 2021 года для разработки "Проекта рекультивации месторождения песчано-гравийной смеси "Искриха-2" в Пестовском районе Новгородской области". Жилые дома ближайшего населенного пункта находятся на расстоянии 160 м от санитарно-защитной зоны. Также размер санитарно-защитной зоны месторождения "Искриха-2" обоснован в разделе "Охрана недр и окружающей среды" Технического проекта разработки месторождения "Искриха-2" и согласован с Министерством природных ресурсов.
Судом правомерно прията во внимание правоприменительная практика (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2022 по делу N А11-10874/2021, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2020 по делу N А46-14903/2019, определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 N 304-ЭС20-10956).
Следовательно, с учетом вышеизложенного, учитывая длительное отсутствие сельскохозяйственного производства на спорных участках, расположение на их территории месторождений "Искриха-2" и "Токарево", наличие у общества лицензий на пользование недрами, осуществление обществом деятельности по добыче полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у министерства отсутствовали правовые основания для отказа обществу в удовлетворении заявления о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:1000201:153 и 53:14:0513301:214 из одной категории в другую, что свидетельствует о необоснованности, а соответственно, о незаконности обжалованного приказа министерства от 12.10.2022 N 2526.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 января 2023 года по делу N А44-7117/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7117/2022
Истец: ООО "Вологодские Карьеры"
Ответчик: Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области
Третье лицо: Администрация Богословского сельского поселения, Администрация Быковского сельского поселения, Администрация Пестовского муниципального района, Министерство природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Новгородской области, Министерство строительства , архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд