г. Москва |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А41-1029/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Альфа-Агро" (истец) - Колодин Э.В. по доверенности от 20.05.2022 года, паспорт, диплом;
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области (ответчик) - Голубцова А.Е. по доверенности от 13.09.2022 года, паспорт, диплом; Разина Т.А. по доверенности от 29.12.2022 года, паспорт, диплом;
от УФНС России по Московской области (ответчик) - Разина Т.А. по доверенности от 23.12.2022 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2023 по делу N А41-1029/22, по иску ООО "Альфа-Агро" к Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области, УФНС России по Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" (далее - ООО "Альфа-Агро", заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области; УФНС России по Московской области об обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области произвести возврат земельного налога в размере 761 369 руб., пеней в сумме 104 414 руб. излишне взысканных по решению N 9439 от 01.12.2021; признании недействительными перерасчета земельного налога N 1191760 от 15.10.2021 по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021; решения о взыскании N 9439 от 01.12.2021; решения УФНС России по Московской области от 30.11.2021 N 07-12/090099@ по апелляционной жалобе.
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022, в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2022 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А41-1029/22 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя вышеуказанные судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции указал, что "с учетом положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 31.10.2019 N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области" в 2020 году определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% на территории муниципального образования Пушкинский городской округ МО являлся вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов.
Использование земельных участков в предпринимательской деятельности в силу изменений, внесенных решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 27.08.2020 N 264/21, имеет значение со следующего налогового периода (с 2021 года).
Тот факт, что на земельном участке не осуществлено ИЖС могло явиться основанием для применения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (применение повышающего коэффициента к ставке 0,3%), но не применение ставки 1,5%.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, установить действительное налоговое обязательство; наличие, отсутствие оснований для начисления пени; наличие или отсутствие основания для возврата суммы налога, пени (полностью либо в соответствующей части) и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение".
ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:83, расположенный адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Черноземово.
Заявителем самостоятельно исчислен и уплачен земельный налог за 2020 год платежными поручениями N 20 от 06.05.2020, N 24 от 24.07.2020, N 43 от 19.10.2020, N 1 от 21.01.2021 по налоговой ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области в адрес общества направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040129:83 за 2020 год в размере 1.464.813 руб., содержащее перерасчет земельного налога с учетом ставки 1,5%, произведенный по ранее направленному сообщению от 14.09.2021 N 1191760, в котором налог рассчитан исходя из ставки 0,3%.
Не согласившись с сообщением инспекции N 1217626 от 15.10.2021 о перерасчете земельного налога N 1191760, ООО "Альфа-Агро" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 30.11.2021 N 07-12/090099@ сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021 оставлено без изменения, а жалоба ООО "Альфа-Агро" - без удовлетворения.
В связи с отсутствием уплаты земельного налога за 2020 год в полном объеме налоговым органом заявителю выставлено требование N 79984 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 08.11.2021 со сроком уплаты до 18.11.2021, согласно которому заявителю подлежит уплате земельный налог в размере 761 369 руб., пени по нему в сумме 104 414 руб. 05 коп.
Поскольку ООО "Альфа-Агро" не исполнило требование N 79984 от 08.11.2021, Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств N 9439 от 01.12.2021.
Не согласившись с решением инспекции N 9439 от 01.12.2021, ООО "Альфа-Агро" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2021 N 07-12/097801@ решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области N 9439 от 01.12.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
ООО "Альфа-Агро" просит произвести возврат земельного налога в размере 761 369 руб., пеней в сумме 104.414 руб. излишне взысканных по решению N 9439 от 01.12.2021; признать недействительными перерасчет земельного налога N 1191760 от 15.10.2021 по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021; решение о взыскании N 9439 от 01.12.2021; решение УФНС России по Московской области от 30.11.2021 N 07-12/090099@ по апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", категория земель "Земли населенных пунктов", при расчете земельного налога должна применяться пониженная ставка в размере 0,3%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу п. 2 указанной статьи Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
До 01.01.2010 пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, в отношении земельных участков, которые были приобретены (предоставлены) юридическими и физическими лицами для ИЖС не применялись повышающие коэффициенты.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в пункт 15 статьи 396 Кодекса, указывающее на то, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для индивидуального жилищного строительства организациям или физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) осуществляется с применение повышающих коэффициентов.
Данное изменение вступило в силу с 1 января 2010 года.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2022 N 03-05-05-02/23 и отражено в решении УФНС России по Московской области от 06.09.2021 N 07-12/066831 (том 1, л.д. 38-41).
Учитывая вышеизложенное, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для индивидуального жилищного строительства организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применение повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса должно осуществляться в том случае, если такие земельные участки приобретены (предоставлены) и права собственности на них зарегистрированы после 1 января 2010 года.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:83, расположенный адресу: Московская область, Пушкинский район, Майский с.о., в районе д. Черноземово, зарегистрировано заявителем 15.08.2006.
Таим образом, с учетом вывода суда кассационной инстанции о том, что определяющим является вид разрешенного использования, учитывая дату внесения изменений в ст. 396 НК РФ, а также принимая по внимание дату приобретения земельного участка, отсутствует необходимость исследования вопроса применения повышающих коэффициентов и возведения на спорном земельном участке объекта недвижимости, при том, что оценка в части возведения объекта недвижимости в судом давалась (стр. 6 абз. 5-8 решения суда от 06.04.2022).
При исчислении земельного налога общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" обоснованно применило ставку земельного налога в размере 0.3% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040129:83.
Заявителем самостоятельно исчислен и уплачен земельный налог за 2020 год платежными поручениями N 20 от 06.05.2020, N 24 от 24.07.2020, N 43 от 19.10.2020, N 1 от 21.01.2021 по налоговой ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости в общем размере 292.963 руб.
По решению Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области N 9439 от 01.12.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств с ООО "Альфа-Агро" излишне взыскан земельный налог в размере 761 369 руб., пени в сумме 104 414 руб. (платежные поручения от 01.12.2021 NN 43288, 43287, 43286, 43289).
Налоговым органом сумма уплаченного, а также взысканных земельного налога и пеней не оспаривается.
В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что перерасчет земельного налога N 1191760 от 15.10.2021 по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021 и решение о взыскании N 9439 от 01.12.2021 противоречат нормам действующего законодательства и подлежат признанию недействительным, а излишне взысканный земельный налог и пени - подлежат возврату заявителю.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, инспекцией не представлено доказательств об ином виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040129:83.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2023 по делу N А41-1029/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1029/2022
Истец: ООО "Альфа-Агро"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23229/2022
20.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4350/2023
25.01.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1029/2022
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23229/2022
21.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8320/2022
06.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1029/2022