город Томск |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А03-18300/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 г.
В полном объеме постановление изготовлено 21 апреля 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-2305/2023) Министерства финансов Алтайского края на решение от 06.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18300/2022 (судья О.В.Ланда) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" (ОГРН 1052201009794 ИНН 2205009865 659100, Алтайский край, город Заринск, ул. 25 Партсъезда, д.15) к субъекту Российской Федерации Алтайский край в лице Министерства финансов Алтайского края (ОГРН 1022200912029 ИНН 2221020369 656049, Алтайский край, город Барнаул, пр-кт Ленина, д. 59) о взыскании убытков,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления социальной защиты населения по г. Заринску,
без участия представителей сторон в судебном заседании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края (далее - ответчик, министерство) о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации Алтайский край убытков в размере 508 506 рублей 82 копейки за период с августа 2021 года по июнь 2022 года.
Решением от 06.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своих требований апеллянт указывает, что денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот в 2021-2022 годах из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Алтайского края не направлялись; спорные убытки не относятся к расходным обязательствам субъекта и не подлежат взысканию за счет казны Алтайского края; управляющей организаций не представлено доказательств невозможности приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций по ценам уже с учетом льгот предоставляемых многодетным семьям, проживающим в многоквартирных домах, которые находятся у нее в управлении; выводы суда противоречат принципу самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.03.2008 между Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом и обществом заключены и зарегистрированы в установленном порядке договоры на временное пользование объектами тепло-, водоснабжения и канализации.
В период с августа 2021 по июнь 2022 года общество осуществляло подачу горячего и холодного водоснабжения, отопления, оказывало услуги по водоотведению, а также производило начисления за указанные ресурсы как ресурсоснабжающая организация потребителям коммунальных услуг на территории города Заринска.
При начислении платы за коммунальные услуги обществом учитывались требования Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее - Указ N 431), согласно которым многодетным семьям предоставляется скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
По расчетам ежемесячных реестров и предъявленных в адрес ответчика счет - фактур, сумма затрат, понесенных обществом в связи с предоставлением льгот за период августа 2021 по июнь 2022 года, составила 508 506 рублей 82 копейки.
Полагая, что сумма убытков подлежит возмещению за счет казны Алтайского края, общество обратилось в суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Пунктом 3 Указа N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период предоставления льгот) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В связи с изложенным правомерным является вывод судов о том, что вопросы социальной поддержки многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Российской Федерации - Алтайского края.
Для реализации порядка предоставления льгот в Закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что во исполнение Указа N 431 общество предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% от установленной платы за пользование коммунальными услугами в период с августа 2021 года по июнь 2022 года.
Принимая во внимание, что к предмету ведения субъекта Российской Федерации - Алтайского края относятся вопросы социальной поддержки многодетных семей, предоставленная скидка на оплату коммунальных услуг льготным категориям, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования общества о взыскании с Алтайского края в лице Министерства за счет казны 508 506 рублей 82 копейки убытков.
Довод подателя жалобы о том, что льгота по оплате коммунальных услуг многодетным семьям установлена федеральным законодательством (Указ N 431), однако источник ее компенсации не определен, не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании норм, регулирующих предоставление льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
Ссылка ответчика о непредоставлении истцом доказательств, подтверждающих факт причинения ему убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот многодетным семьям, проживающим в вышеуказанных многоквартирных домах, является несостоятельной, поскольку истцом в материалы дела были представлены списки многодетных семей, пользующихся указанными льготами, счет-фактуры, реестры, платежные документы.
Обстоятельства предоставления льготы и размер убытков ответчиком по существу не оспорены.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18300/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18300/2022
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное управление"
Ответчик: Администрация Алтайского края.
Третье лицо: Управление социальной защиты населения по г.Заринску, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, Управление Федерального казначейства по Томской обл