г. Москва |
|
20 апреля 2023 г. |
Дело N А40-134936/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве и Федеральной налоговой службы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-134936/22
по заявлению ООО "БИ ЭНД БИ"
к 1. Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве
2. Федеральной налоговой службе
о признании недействительным (незаконным) требований,
при участии:
от заявителя: |
Кононов В.С. по доверенности от 14.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
1. Лебедев И.А. по доверенности от 29.03.2023 2. Смирнова А.С. по доверенности от 19.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ" (далее - Заявитель, ООО "БИ ЭНД БИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-1, ИФНС N 13 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган), Федеральной налоговой службе (далее - Заинтересованное лицо-2, ФНС России) о признании незаконными требований ИФНС N 13 по г. Москве N 3185 от 23.03.2022, N 16195 от 15.06.2022 и обязании устранить незаконной исключение из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, восстановив ООО "БИ ЭНД БИ" в указанном реестре с 10.07.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023 заявление ООО "БИ ЭНД БИ" удовлетворено частично: суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве в установленном порядке допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ", обязал ФНС России восстановить сведения об общества с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 10 июля 2021 года, в удовлетворении остальных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС N 13 по г. Москве и ФНС России обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда в части удовлетворения требований Общества отменить.
В судебном заседании представитель ИФНС N 13 по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель ФНС России доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части; при непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений относительно проверки судом апелляционной инстанции только части судебного акта, от сторон по делу не поступило, в связи с чем, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в обжалуемой части.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 10 июля 2021 ИФНС N 13 по г. Москве исключила ООО "БИ ЭНД БИ" из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по причине отсутствия данных о среднесписочной численности за 2020 год.
04.10.2021 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в Реестре и возвращении статуса малого предприятия.
Инспекция вынесла требования N 3185 от 23.03.2022 и N 16195 от 15.06.2022 (копии представлены в материалы дела), которые обязали ООО "БИ ЭНД БИ" "внести соответствующие исправления" в расчеты по страховым взносам за 9 и 12 месяцев 2021 года и за 3 месяца 2022 г.
Согласно статье 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщик производит исчисление и уплату страховых взносов. Заявитель уплатил за 2021 год следующие суммы: Фонд социального страхования (ФСС) - 11 596,01 руб., Пенсионный фонд (ПФ) - 1 111 110,06 руб., Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - 526801,03 руб. За пять месяцев 2022 года: ФСС - 4 028,1 руб., ПФР - 203 568 руб., ФОМС - 93 588,9 руб.
В требованиях N 3185 от 23.03.2022 и N 16195 от 15.06.2022 Заинтересованное лицо указало, что применение Заявителем пониженных тарифов страховых вносов в периоды с июля по декабрь 2021 года и с января по март 2022 года неправомерно. Поэтому в требованиях было указано на внесение исправлений в расчеты страховых взносов.
Заявитель был вынужден в июне 2022 года доплатить суммы: ФСС - 63 519,72 руб., ПФР - 411 397,12 руб., ФОМС - 25 461,49 руб. Общая сумма доплат составила 500 378,33 руб. Требования Заинтересованного лица носят обязательный характер, исполнение их привело к тому, что Заинтересованное лицо вынесло решения об отказе в привлечении Заявителя к ответственности (решения N 4192 от 26.08.2022, N 4194 от 26.08.2022).
Таким образом, Общество указало, что оспариваемые требования N 3185 от 23.03.2022 и N 16195 от 15.06.2022 нарушают право Заявителя на применение пониженных тарифов (подпункт 17 пункт 1 статьи 427 НК РФ), право Заявителя было нарушено требованиями Заинтересованного лица о внесении изменений в расчет по страховым взносам за 2021 год и за январь - март 2022 года.
В указанных требованиях Заинтересованное лицо ссылается на исключение Заявителя из реестра малого и среднего предпринимательства (реестр МСП) 10.07.2021. Этим обосновывается утверждение Заинтересованного лица о нарушении Заявителем законодательства - применение пониженных тарифов.
Заявитель направил, и Заинтересованное лицо получило 30.12.2020 (в 12:39) сведения о среднесписочной численности работников за 2020 год по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, которая действовала на день подачи документа. Заявитель также представил Заинтересованному лицу расчет по страховым взносам за 2020 год, в приложении 1 которого указана численность застрахованных лиц.
В апреле 2022 года Заявитель неоднократно направлял через сервис https://ofd.tialog.ru/ запросы об основаниях исключения из реестра МСП, однако в ответах отсутствуют сведения о решении об исключении Заявителя из реестра МСП.
В ответ на заявление налоговый орган в решении Управления ФНС по г. Москве (исх. N 21-10/086670 от 20.07.2022) сообщается, что в предоставленном Заявителем расчете по страховым взносам за 2020 год нет сведений среднесписочной численности работников.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@ Федеральная налоговая служба является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 статьи 4.1 Закона 209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
В силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона 209-ФЗ.
Согласно части 1 и пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 указанной статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах в Реестр.
В информационно-телекоммуникационной сети Интернет создан специальный ресурс "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" (URL:https://rmsp.nalog.ru/), где отражены все необходимые аспекты, связанные с функционированием данного реестра.
Согласно подпункту 7 пункта 7 статьи 80 НК РФ (в ред. ФЗ от 28.01.2020 N 5-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением: сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.
Начиная с расчета по страховым взносам за 2020 год, сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (статья 1 Федерального закона от 28.01.2020 N 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 7 статьи 431 НК РФ).
Из материалов дела следует, что 30.12.2020 ООО "БИ ЭНД БИ" предоставило в ИФНС России N 13 по г. Москве сведения о среднесписочной численности работников за 2020 и расчет по страховым взносам, которые были приняты Инспекцией 30.12.2020, что сторонами не оспаривается.
Принимая во внимание, что Обществом сведения о среднесписочной численности работников за 2020 год представлены в установленный законом срок в соответствии с регламентированной формой, действовавшей на момент предоставления отчетности, а также принятия налоговым органом отчетности без замечаний, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности исключения Общества из Реестра.
Поправки в статью 80 НК РФ вступили в силу 01.01.2021 в соответствии с приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/752@ и подлежали применению с 01.01.2021, обратной силы данный нормативно-правовой акт не имеет.
Следовательно, сдавая 30.12.2020 отчетность за 2020 год, Общество правомерно применяло форму, действующую на указанную дату.
Таким образом, как на момент подачи отчетности, так и после ее обработки - 30.12.2020, налоговым органом не было обнаружено никаких нарушений в поданных документах по их форме или содержанию, каких-либо уведомлений, сообщений об имеющихся нарушениях, недостатках в указанных документах, налоговым органом Обществу не направлялось.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.10.2022 N Ф03-5004/2022.
Оценивая доводы налогового органа о том, что Инспекция не совершала действия по исключению из Реестра ООО "БИ ЭНД БИ" и не нарушала права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ИФНС России N 13 по г. Москве не наделено полномочиями по ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а действия по включению и исключению из реестра в автоматизированной системе производятся ФНС России, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
ИФНС России N 13 по г. Москве является именно тем подразделением в системе налоговых органов, в адрес которого, как налогового органа по месту нахождения организации, Обществом в силу закона была представлена отчетность по установленной форме, являющаяся основанием для включения в Реестр.
ИФНС России N 13 по г. Москве является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Поскольку действия по включению и исключению из реестра в автоматизированной системе производятся ФНС России, суд первой инстанции правомерно возложил на ФНС России обязанность по восстановлению сведений об обществе с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на период с 10 июля 2021 года и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве в установленном порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ".
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежали удовлетворению; в действиях Общества отсутствуют какие-либо виновные действия и нарушения при подаче рассматриваемых документов, являющиеся основанием для исключения из Реестра, в связи с чем действия по исключению общества из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.07.2021 нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и не соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (часть 7 статьи 201 АПК РФ).
Пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Удовлетворяя требование Заявителя, суд первой инстанции в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязал Инспекцию ФНС N 13 по г. Москве устранить в установленном порядке допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БИ ЭНД БИ".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о частичном заявления ООО "БИ ЭНД БИ".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-134936/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134936/2022
Истец: ООО "БИ ЭНД БИ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА