г. Москва |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А40-68206/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казенного предприятия города Москвы "Выставка достижений народного хозяйства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-68206/22
по заявлению Казенного предприятия города Москвы "Выставка достижений народного хозяйства"
к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Кодылева С.А. по доверенности от 22.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Муза Ю.А. по доверенности от 10.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований Казенному предприятию города Москвы "Выставка достижений народного хозяйства" (далее - Заявитель) к МТУ Ростехнадзора о признании незаконным и отмене постановления МТУ Ростехнадзора от 24.03.2022 N 2.1/70/Г-17 о привлечении к административной ответственности и отмене представления МТУ Ростехнадзора от 24.03.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения отказано.
Не согласившись с решением, Заявителем подана апелляционная жалоба на решение суда, в котором указывается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, материалам дела.
МТУ Ростехнадзора считает жалобу необоснованной, а решение суда законным.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
Предметом оспаривания является постановление МТУ Ростехнадзора от 24.03.2022 N 2.1/70/Г-17 о привлечении Казенного предприятия города Москвы "Выставка достижений народного хозяйства" к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей и представление МТУ Ростехнадзора от 24.03.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Статьей 9.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление эксплуатации опасного объекта в случае несоблюдения его владельцем обязательного положения о том, чтобы на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом N 225-ФЗ от 27.07.2010 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", за свой счет застраховать (выступить в качестве страхователя) имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
Таким образом, для квалификации действий по ст. 9.19 КоАП РФ административному органу необходимо установить факт осуществления эксплуатации опасного объекта в отсутствие договора обязательного страхования.
Как следует из материалов дела, в отношении КП "ВДНХ" в период с 10.01.2022 по 20.01.2022 на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки КП "ВДНХ", утвержденного заместителем руководителя Телегиным Н.В. от 6 декабря 2021 г. N Р-200-727, согласованной с прокуратурой города Москвы 07.12.2021, проведена внеплановая выездная проверка ГТС каскада прудов на территории "ВДНХ" по адресу: 129223, г. Москва, территория "ВДНХ", в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
В ходе проверки выявлено 12 нарушений обязательных норм и правил.
По результатам проверки составлен акт и выдано предписание на устранение выявленных нарушений от 20.01.2022 N Р-200-727 (далее - предписание).
Установлено, что согласно п. 5.4 распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 4 сентября 2017 г. N 28679 "О закреплении на праве оперативного управления за КП "ВДНХ" объектов недвижимого имущества - пруд N 1, пруд N 2, пруд N 3, пруд N 4, расположенные по адресу г. Москва, просп. Мира, д. 119, литер 1" и актам приема передачи между КП ВДНХ и ДГИ г. Москвы от 12 октября 2017 г. N 00-01229/17, от 12 октября 2017 г. N 00-01230/17, от 12 октября 2017 г. N 00-01231/17, от 12 октября 2017 г. N 00-01232/17, КП "ВДНХ" обеспечивает целевое использование, сохранность и надлежащую эксплуатацию объектов недвижимого имущества (по приложению 1), а именно: сооружений - пруд N 1, пруд N 2, пруд N 3, пруд N 4.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2022 предписание МТУ Ростехнадзора на устранение выявленных нарушений от 20.01.2022
N Р-200-727, выданное заявителю, признано законным и обоснованным.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2023 N 305-ЭС23-4017 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
В дальнейшем распоряжением Департамента городского имущества города Москвы выдано аналогичное распоряжение от 20 февраля 2020 г. N 5912 "О закреплении на праве оперативного управления за КП "ВДНХ" сооружения - пруд N 5, расположенного по адресу г. Москва, просп. Мира, литера 5" и акта приема передачи между КП ВДНХ и ДГИ г. Москвы от 19 марта 2020 г. N 00-00585/20, КП "ВДНХ" обеспечивает целевое использование, сохранность и надлежащую эксплуатацию сооружения пруда N 5 (п.5.2 распоряжения).
Согласно техническим паспортам на сооружения: пруд N 1, пруд N 2, пруд N 3, пруд N 4, пруд N 5 в п.7 (инвентарная карточка сооружения) КП "ВДНХ" переданы элементы сооружения в составе: котлован, выемка и насыпь, крепления дна и стенок, железобетонные перекрытия. Все эти элементы сооружения являются гидротехническими сооружениями исходя из определения гидротехнического сооружения, содержащегося в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которому гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования; здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
Согласно п. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В п.7. предписания указано выявленное нарушение - отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы), в нарушение ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 117-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
Данные действия попадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 КоАП РФ - несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте:
Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 9.19 КоАП РФ. На основании представленных материалов 24 марта 2022 года начальником отдела по надзору за системами теплоснабжения и гидротехническими сооружениями МТУ Ростехнадзора Моисеевой А.С, в пределах своих полномочий, дело рассмотрено, заявленное ходатайство рассмотрено, приобщено к материалам дела.
По результатам рассмотрения вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 2.1/70/Г-17 по ст.9.19 КоАП РФ в отношении заявителя и назначено наказание в виде штрафа размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Размер штрафа МТУ Ростехнадзора определен в соответствии с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ.
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка привлечения администрации к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Податель апелляционной жалобы указывает, что штрафа, назначенный Обществу, может быть заменен предупреждением на основании статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом того, сам по себе факт отсутствия полиса не создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, правонарушение совершено впервые.
На основании части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ст. 9.19 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.
Административным органом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Основания квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
В рассматриваемом случае, административный штраф в размере 300 000 рублей, наложенный на Общество и являющийся минимальным размером санкции статьи, является необходимым, достаточным и актуальным для достижения главной цели административного наказания, предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и не противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Заявителем оспаривается представление об устранение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
24.03.2021 по результатам рассмотрения дела заявителю выдано представление об устранение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения под роспись. В установленный законом месячный срок заявитель не рассмотрел указанное представление и о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление, не сообщил.
09 июня 2022 года государственным инспектором МТУ Ростехнадзора в отношении Шогурова С.Ю., и.о. генерального директора КП "ВДНХ" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.6 КоАП РФ (Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения). Материалы дела направлены Мировому судье судебного участка N 412 района Останкинский города Москвы 10.06.2022 для рассмотрения по существу. 19.07.2022 дело рассмотрено с привлечением должностного лица к административной ответственности.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости выданного представления отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-68206/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68206/2022
Истец: КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ