г. Москва |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А40-205252/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Локотех-сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2023 по делу N А40-205252/22,
принятое в порядке упрощенного производства по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Локотех-сервис" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Локотех-сервис" о взыскании убытков в сумме 321 033,95 руб.
Решением суда от 16.01.2023 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковое заявление удовлетворено.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ТМХ-Сервис" (исполнитель) 30.04.2014 заключен договор N 285 на сервисное обслуживание локомотивов.
29.09.2017 ООО "ТМХ-Сервис" переименовано в ООО "ЛокоТех-Сервис".
В силу п. 1.2 указанного Договора ОАО "РЖД" (Заказчик) поручает и обязуется оплатить, а ООО "ЛокоТех-Сервис" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании Исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.
Результатом сервисного обслуживания является содержание локомотивов в соответствии с планами (графиками) проведения обслуживания, а также поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям технических условий, руководств и других документов производителей локомотивов, оборудования и нормативных документов Заказчика, и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством, правилами технической эксплуатации и Договором (п. 1.5 Договора).
Целью заключения Договора является постоянное наличие исправного тягового подвижного состава в количестве, необходимом для выполнения ОАО "РЖД" производственных задач.
Согласно п. 4.1.2 Договора Исполнитель обязуется осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов своими силами или с привлечением третьих лиц согласно требованиям, установленным техническими условиями, руководствами и другими нормативными документами производителей локомотивов и оборудования, а также нормативными документами Заказчика.
ООО "ЛокоТех-Сервис" по договору обязан согласно п. 12.1 Договора N 285 возмещать ОАО "РЖД" подтвержденные убытки в виде ущерба и/или упущенной выгоды, возникшие вследствие нарушения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору.
В соответствии с п. 12.7 Договора Исполнитель возмещает наложенные на Заказчика штрафы, пени и неустойки, связанные с деятельностью (действием или бездействием) и возникшие по вине Исполнителя в том числе пени за просрочку доставки грузов.
07 февраля 2020 года по накладной N ЭШ260590 принят к перевозке 51 грузовой вагон со станции отправления Прокопьевск Западно-Сибирской ж.д.
Принятые к перевозке вагоны следовали до станции назначения Мыс Астафьева-эксп. Дальневосточной ж.д.
В период с 09.02.2020 по 21.02.2020 в пути следования вагоны отставлены от движения и простаивали по причине отсутствия локомотива перевозчика из-за недосодержания ООО "ЛокоТех-Сервис" эксплуатируемого парка локомотивов к установленному плану, время задержки вагонов составило 13 суток, что подтверждается актами общей формы от 09.02.2020 N 342, от 21.02.2020 N411.
Вагоны прибыли на станцию 29.02.2020, 01.02.2020 и 10.03.2020.
Просрочка доставки груза составила от 5 до 12 суток, ООО "ГОФ Прокопьевская" начислена пени в размере 1 065 246,50 руб. по накладной ЭШ260590.
статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отношении вагонов 51807774, 52240298, 52940459, 52988532, 53104162, 53390084, 53581476, 53581849, 53846820, 54156450, 54699533, 55115877, 55116321, 55150742, 55189856, 55305098, 55362065, 55588081, 55635684, 55663090, прибывших на станцию назначения 29.02.2020 по накладной ЭШ260590 сумма взысканной пени составила 363 517,30 руб. (89,18% от заявленного размера пени 6% за пять дней нарушения срока доставки по решению суда от суммы требований в размере 407 622,00 руб. по указанным 20 вагонам). Исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 363 517,30 руб. по указанным 20 вагонам рассмотрены в Арбитражном суде города Москвы и удовлетворены в полном объеме по решению от 08.08.2022 по делу А40-90390/2022.
В отношении вагонов 56653058, 57649782, 57881922, 57927337, 58482555, 58498668, 58584947, 59392837, 59397497, 59717033, 59780403, 59904565, 61160800, 62250261, 62261243, 62474713, прибывших на станцию назначения 29.02.2020 по накладной ЭШ260590, и вагон 57903155 прибывший на станцию назначения 11.03.2020 по досылочной ведомости ЭЫ374371 к основной накладной ЭШ260590, сумма взысканной пени составила 321 033,95 руб. (89,18% от заявленного размера пени 6% за пять дней нарушения срока доставки по решению суда от суммы требований в размере 360 065,00 руб. по указанным 17 вагонам).
Списание суммы 3 200 000,00 руб. произведено по решению суда с расчетного счета ОАО "РЖД", что подтверждается инкассовым поручением N 204662 от 6 апреля 2021 г.
В соответствии с пунктом 1.5. Договора. Исполнитель взял на себя обязательство локомотивов в соответствии с планом (графиком) проведения обслуживания, обеспечения заданных показателей по сервисному обслуживанию.
В феврале 2020 года согласно телеграмме ОАО "РЖД" N исх-1477 от 29.01.2020, направленной также в адрес ответчика, для обеспечения предъявляемых объемов перевозок необходимо в среднем в сутки содержать приписных локомотивов в эксплуатируемом и рабочем парке, в соответствии с распоряжением от 29.10.2012 N 2155р согласно установленного плана по Красноярской железной дороге электровозов грузового движения 937 единиц.
По депо Абакан (ТЧЭ-7), обслуживающему станцию простоя спорных вагонов (Бискамжа), согласно ежесуточным отчетам ТО-32ВЦ на 18 часов за каждые сутки простоя на протяжении всего периода простоя вагонов, прослеживается факт недосодержания рабочего парка локомотивов 3-х секционных для грузового движения.
Данная форма отчета утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 14.04.2015 N 975р "Об утверждении внутренних форм статистической отчетности ОАО "РЖД" ТО-32ВЦ и ТО-32ВЦ (сокращенная)" и содержит информацию о планируемом и фактическом количестве локомотивов, находящихся в рабочем парке в конкретные сутки.
Кроме того, между истцом и ответчиком составлены десятидневные графики постановки локомотивов на Сервисное обслуживание (приложение 4 к Регламенту (приложение N 4 к Договору N 285)) на 1,2,3 декады февраля 2020 (прилагаются к настоящему иску. Однако, на сервисном обслуживании находилось большее количество локомотивов, что подтверждается также ежесуточными отчетами ТО-32ВЦ.
Согласно акту общей формы вагоны отставлены от движения по причине отсутствия локомотива перевозчика из-за недосодержания эксплуатируемого парка локомотивов к установленному плану.
Отчеты за каждый день простоя вагонов в ожидании локомотива (с 08.02.2020 по 21.02.2020), являющиеся приложениями к настоящему исковому заявлению, сформированы на основании сведений, указанных Ответчиком в информационной системе АСУТ в соответствии с пунктом 2.4.4. Договора.
В соответствии с пунктом 2.4.4 в редакции дополнительного соглашения N 15 от 09.10.2018 к договору на сервисное обслуживание локомотивов N 285, Ответчик обеспечивает внесение информации для нужд ОАО "РЖД" в информационную систему АСУТ.
Согласно пункту 3 приложения N 19 договора N 285 предусмотрена ответственность ООО "ЛокоТех-Сервис" за предоставление в адрес ОАО "РЖД" недостоверной (заведомо искаженной) отчетной документации в размере 100 000 рублей.
Таким образом, сведения, указанные в отчете ТО-32 ВЦ о наличии и состоянии парка магистральных локомотивов грузовых серий, получены из системы АСУТ, являются достоверными.
В связи с недосодержанием эксплуатируемого парка и по причине невыдачи ООО "Локотех-Сервис" из ремонта необходимого количества локомотивов для осуществления перевозки грузов, ОАО "РЖД" понесло убытки.
Во исполнение п. 13 Договора в адрес Ответчика направлена претензия от 10.11.2021 N ИСХ-13370/КРС ТЦФТО с требованием о возмещении причиненных убытков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ доказаны.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что истцом не представлено доказательств совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 15, 393, 1064 ГК РФ и договором, для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков; истцом пропущен срок исковой давности.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцом доказана противоправность поведения ответчика, незаконность действий (бездействия), вина ответчика, а также наличие прямой причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям отклоняется судом, поскольку ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции соответствующего ходатайства о применении срока исковой давности не заявил, в то время как в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, при этом, как лицо, участвующее в деле, в силу ст. 9 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2023 по делу N А40-205252/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205252/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС"