город Томск |
|
22 апреля 2023 г. |
Дело N А27-1147/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смолиной Т.Д. (до перерыва), помощником судьи Воронецкой В.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (07АП-10511/2022) на статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
третье лицо: региональная энергетическая комиссия Кузбасса, (г.Кемерово, ОГРН: 1144205012808, ИНН: 4207044509; Председатель Правления ТСН СНТ "Ферросплавщик" - Тимофеева Ноиля Сагитовна;
без участия представителей лиц, участвующих в деле (надлежаще извещены);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - истец, ООО "Экологические технологии") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к товариществу собственников недвижимости садоводческому некоммерческому товариществу "Ферросплавщик" (далее - ТСН СНТ "Ферросплавщик") о взыскании 351 344,79 руб. за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.09.2020 (с учетом принятого судом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены региональная энергетическая комиссия Кузбасса, и Председатель Правления ТСН СНТ "Ферросплавщик" - Тимофеева Ноиля Сагитовна.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2022 иск удовлетворен частично, взыскано с товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Ферросплавщик" (ИНН: 4238010757) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН: 4238010757) 21 437,89 руб. долга, 611,81 руб. расходов от уплаты государственной пошлины по иску, всего 22 049,70 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Экологические технологии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, иск удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, в том числе на то, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих факт оказания услуг; ответчик, образуя ТКО, складировал их на неустановленной контейнерной площадке и тем самым причинял убытки истцу вследствие вывоза последним завышенных объемов ТКО с других площадок; суд неправомерно применил в расчете норматив 0,144 из расчетной единицы "1 участок"; Ответчик, как юридическое лицо в процессе своей деятельности образует ТКО ежемесячно в объёме 27,336 мЗ, расчет которого определяется по формуле 2,360 мЗ * 169/12 месяцев., где 169 - общее количество членов товарищества; отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности оплачивать фактически оказанные услуги по обращению с ТКО.
Отсутствие у ответчика собственной контейнерной площадки не опровергает факт оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, поскольку ответчик не лишен возможности складировать отходы, образующиеся в результате осуществления им деятельности, на ближайшей контейнерной площадке.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает вынесенное решение законным и обоснованным.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, судом были истребованы доказательства от РЭК Кузбасса сведения и документы относительно исходных данных, использованных при определении норматива, установленного для СНТ постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265 (2,360 куб.м/1 участник (член) в год), в частности был ли установлен норматив в среднем за весь год, какие результаты замеров, произведенных при установлении актуального норматива для СНТ постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265, были учтены, по определению суда от РЭК Кузбасса поступили пояснения, информация о результатах замеров ТКО по Кемеровской области за 2019-2020 годы с ведомостями наблюдений по муниципальным образованиям.
Также, судом было предложено представить истцу - какими доказательствами подтверждается факт оказания ответчику услуг при отсутствии объекта ответчика в схеме; представить информацию о том, сколько членов СНТ заключили прямые договоры с региональным оператором и каково число членов товарищества, от которого будет определяться объем накопления ТКО при расчете размера обязательства СНТ по оплате услуг регионального оператора; информацию о составе объектов недвижимости, расположенных на территории СНТ (земельные участки, садовые дома, жилые дома), и о государственной регистрации вещных прав на них, представить доказательства регистрации прав на объекты как на жилые дома либо как на садовые дома; доказательства, позволяющие определить экономически обоснованный норматив накопления ТКО (путем получения консультации специалиста, изучения тарифного дела и пр.) в отношении садовых земельных участков с незарегистрированными в ЕГРН правами на строения, используемые гражданами для целей отдыха и проживания, а также в отношении подобных строений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН как на садовые дома; ответчику - информацию о том, был ли включен объект ответчика в Территориальную схему в качестве места накопления отходов (в заявленный спорный период), было иным образом урегулировано условие об ином способе складирования отходов; сколько членов СНТ заключили прямые договоры с региональным оператором и каково число членов товарищества, от которого будет определяться объем накопления ТКО при расчете размера обязательства СНТ по оплате услуг регионального оператора; информацию о составе объектов недвижимости, расположенных на территории СНТ (земельные участки, садовые дома, жилые дома), и о государственной регистрации вещных прав на них, представить доказательства регистрации прав на объекты как на жилые дома либо как на садовые дома; доказательства, позволяющие определить экономически обоснованный норматив накопления ТКО (путем получения консультации специалиста, изучения тарифного дела и пр.) в отношении садовых земельных участков с незарегистрированными в ЕГРН правами на строения, используемые гражданами для целей отдыха и проживания, а также в отношении подобных строений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН как на садовые дома. Документально подтвердить количество членов СНТ в спорный период.
13.03.2023 в апелляционный суд поступила от истца копия ответа Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 03.03.2023 N 1-04/ЖК-933 о подтверждении наличия СНТ "Ферросплавщик" в Приложении "А1. Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления и распечатки из Приложения А1. Реестр источников ТКО.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3.,1.4. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий муниципальный район.
Таким образом, ООО "ЭкоТек" является региональным оператором по обращению с отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, с которым собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае образования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований включенных в зону "Юг".
В рассматриваемом случае между сторонами письменный текст договора на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан, следовательно, услуги оказывались на условиях Типового договора утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Исходя из того, что с 01.07.2018 истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны "Юг" Кемеровской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, следовательно, действующим законодательством установлена обязанность Ответчика оплачивать услуги Истца по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления.
Тарифы на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлены Постановлениями РЭК Кемеровской области: на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3, с 01.01.2021 - 542,61 руб./м3., с 01.07.2021 - 566,37 руб/м3.
В отсутствии подписанного договора расчёт стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В данном случае истец, ссылаясь на выписку из протокола общего собрания членов ТСН СНТ "Ферросплавщик" от 25.09.2018 N 119, в расчете учитывает количество участников 169 человек, применил норматив накопления ТКО, установленный РЭК КО Постановлением от 05.08.2021 N 265, в размере 2,360куб.м на одного участника в год. Ссылаясь на оказание услуг в соответствии с условиями типового договора истец указывает, что за период с 01.01.2019 по 30.09.2020 ответчик не производил оплату услуг по обращению с ТКО, у ответчика образовалась задолженность за указанный период, которая по расчетам истца составила 351 344,79 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части по расчету, представленному ответчиком, суд первой инстанции исходил из необходимости оплаты услуг по условиям типового договора, из доказанности факта их оказания в заявленный период, поскольку СНТ "Ферросплавщик" указано в Приложении "А1. Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления и распечатки из Приложения А1. Реестр источников ТКО, не представлено доказательств того, что транспортировку истец не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться к иному лицу, при этом признал обоснованным применение норматива образования ТКО 0,144 куб.м., пришел к выводу о том, что уточненные требования с учетом необходимости соблюдения претензионного порядка урегулирования спора заявлены в пределах исковой давности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, при этом приходит к выводу о том, что отказ в иске в рассматриваемой части являлся верным по существу.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением отдельных случаев.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно п.2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Тарифы на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлены Постановлениями РЭК Кемеровской области: на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3, с 01.01.2021 - 542,61 руб./м3., с 01.07.2021 - 566,37 руб/м3.
В отсутствие подписанного договора расчёт стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
На территории Кемеровской области норматив накопления ТКО установлен Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Расчет заявленной суммы иска за весь период истцом произведен по нормативу СНТ 2,360 руб. на одного члена товарищества в год.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в спорный период времени не был определен нормативный объем отходообразования на категорию потребителей - садовые товарищества и общества и отходы, образуемые в указанных обществах.
Постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", для СНТ был установлен норматив накопления ТКО в размере 2,360 м.куб. на 1 участника (члена) в год. Данное постановление в силу пункта 3 вступило в силу с момента официального опубликования, опубликовано 05.08.2021.
По общему правилу тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 14158/06, определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993), то есть действует исключительно на будущее, а не на прошлое (проспективно, а не ретроспективно). Исходя из существа такого показателя как норматив накопления ТКО, определяющего нормативный объем отходообразования, участвующий при определении объема оказанных услуг по вывозу ТКО, приведенная выше позиция может быть распространена не только на сам тариф, но и на норматив образования ТКО.
В данном случае казанный норматив в отношении садовых товариществ был установлен постановлением от 05.08.2021, при этом не имеется оснований для оценки его установления как замещающего ранее отсутствовавший норматив, также нет оснований для его ретроактивного действия, поскольку такого не было предусмотрено в постановлении РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 при установлении норматива.
В связи с отсутствием установленного имеющим соответствующие полномочия органом норматива в периодах, истекших до вступления в силу указанного постановления, суду следовало предпринять меры по установлению экономически обоснованного размера норматива, который подлежал бы применению в расчете в случае наличия оснований для взыскания платы за услуги регионального оператора.
Такие меры были предприняты апелляционным судом, истребованы соответствующие документы. На основании поступивших от РЭК Кемеровской области информации и результатов замеров, с учетом представленного письменного мнения РЭК от 08.02.2023 N М-3-71/332-01, от 10.03.2023 N М-3-71/528-01, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исходя из методики определения нормативов, предполагающей проведение замеров в течение разных сезонов, анализа этих результатов, экономически обоснованной величиной нормативов в отношении заявленного ко взысканию периода для садовых товариществ может являться та же величина в размере 2,360 м.куб. на 1 участника (члена) в год (за исключением расположения на территории СНТ жилых домов, право на которые зарегистрировано, а также за исключением случаев заключения прямых договоров), при этом следует учесть, что при определении норматива РЭК Кемеровской области использовались информация и результаты замеров, проведенных в 2019 - 2020 годах, что соответствует части заявленного ко взысканию периода.
Апелляционный суд отмечает, что в материалы дела не представлены доказательства заключения прямых договоров членов СНТ с региональным оператором.
Особенности установления норматива, изложенные в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр, заключаются в том, что нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре). Таким образом, сама методика расчета нормативов предполагает осуществление замеров в разные сезоны года, включая и зимний сезон, в связи с чем, величина норматива уже учитывает особенности деятельности СНТ в зимний период.
Поскольку региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - территориальная схема), комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2026 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением, суд первой инстанции посчитал возможным применение указанного в разделе 2.4. "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" Территориальной схемы в таблице N12 по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки" норматива (за год) 0,144 из расчетной единицы "1 участок" и произвел самостоятельно расчет по такому нормативу.
Судом при этом не учтено, что указанный норматив был определен для иных целей, а не для осуществления расчетов за вывозимые ТКО. Также не учтено, что в соответствии с таблицей 10 Территориальной схемы данный норматив приведен по массе (тонн в год).
Более того, данный норматив был установлен другим органом, оснований для вывода о том, что при его расчете были соблюдены указанные выше правила, по которым производится определение норматива, подлежащего использованию в расчетах между региональным оператором и абонентом, из текста судебного акта и из материалов дела не имеется. В этой связи апелляционный суд не считает обоснованным применение в расчетах между региональным оператором и абонентом подобного норматива, определенного другим органом и для иных целей. В данной ситуации следовало определять экономически обоснованную величину норматива путем сбора соответствующих доказательств.
Вместе с тем, с истцом был представлен акт осмотра контейнерной площадки от 09.11.2020 в отношении ТСН СНТ "Ферросплавщик" (Кемеровская область, Новокузнецкий район), где указано, что ближайшая общественная контейнерная площадка для сбора ТКО расположена в г. Новокузнецке, ул. Мундыбашская 15, собственником является Администрация города Новокузнецка. Указанный акт составлен уже после истечения заявленного ко взысканию периода. Документов о наличии контейнерной площадки в месте осуществления деятельности ТСН СНТ представлено не было.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие у ответчика контейнерной площадки не опровергает факт оказания услуг по обращению ТКО, поскольку как уже указал суд апелляционной инстанции плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами).
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность предоставления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг.
Основанных на объективных обстоятельствах заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, следовательно, услуги в спорный период фактически были оказаны и, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Однако ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств того, что в спорный период от его деятельности не образовывались ТКО, а истец не оказывал услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора.
Материалы дела не содержат доказательств того, каким законным способом ответчик распоряжался ТКО в период 01.01.2019 по 30.09.2020.
При этом из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Постановка иных выводов создавала бы предпосылки для нарушения собственниками ТКО экологических требований, установленных Законом N 89-ФЗ, путем уклонения от оформления договорных отношений с региональным оператором, как единственно возможным субъектом по сбору, транспортированию и захоронению ТКО.
В этой связи заявленные требования не подлежали удовлетворению в сумме, превышающей указанную судом. С учетом отсутствия у ответчика возражений в отношении взысканной судом суммы апелляционный суд считает, что фактически в данной части ответчик согласился с требованиям, что является его правом и не противоречит закону, при этом в рамках рассмотрения апелляционной жалобы истца у суда не имеется оснований для отмена судебного акта в данной части.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает возможным оставить без изменения верное по существу решение суда первой инстанции, восполнив в ходе рассмотрения дела допущенные судом первой инстанции недостатки.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, кроме того, доводы апеллянта не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выполнены обязательные указания суда кассационной инстанции, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1147/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1147/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Ферросплавщик"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области