г. Воронеж |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А64-7717/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.04.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2023 по делу N А64-7717/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2022 N 068/04/9.21-410/2022,
третье лицо: Попов Владимир Сергеевич (г. Тамбов),
в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - административный орган, Управление, Тамбовское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-410/2022 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2023 по делу N А64-7717/2022 заявление ПАО "Россети Центр" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Россети Центр" указывает, что увеличение сроков выполнения мероприятий по договору от 30.12.2021 N 42179892 обусловлено необходимостью проведения дополнительных строительных работ для присоединения энергопринимающего устройства Попова В.С.
При этом Управлением дело об административном правонарушении в отношении Общества возбуждено и рассмотрено в нарушение п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" без проведения каких-либо контрольных (надзорных) мероприятий.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Тамбовское УФАС России просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное. Управление отмечает, что в данном случае дело об административном правонарушении возбуждено в связи с поступлением обращения Попова В.С., по результатам рассмотрения которого Тамбовское УФАС России пришло к выводу о достаточности сведений, указывающих на наличие в действиях ПАО "Россети Центр" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Попов В.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2021 между Поповым Владимиром Сергеевичем и ПАО "Россети Центр" на условиях типового был заключен договор N 42179892 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район. КН 68:20:3132001; 154.
В силу п. 5 договора технические условия являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п. 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с п. 24 договора N 42179892 договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Пунктами 10.1, 10.7 Технических условий N 20704716 к договору N 42179892 предусмотрено, что сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры N 10 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 2, КТП-10/0,4 кВ N 419 до границы участка заявителя, протяженностью 310 м. Точка присоединения не может располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя; проектирование и строительство ответвления от концевой опоры проектируемой ВЛИ-0,4 кВ до ВПУ; реконструкцию объектов электросетевого хозяйства: монтаж дополнительной арматуры на опоре N 10 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 2, КТП-10/0,4 кВ N 419.
К договору об осуществлении технологического присоединения N 42179892 ПАО "Россети Центр" также было составлено дополнительное соглашение N 1, согласно п. 1.1 которого в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно: неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, срок начала выполнения обязательств сторон по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям перенесен на период ограничения трудовой деятельности в Российской Федерации, установленный в целях реализации Указов Президента РФ N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020 и принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке их исполнения распоряжений.
Обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Попова В.С. в установленные сроки - не позднее 6 месяцев с даты заключения договора N 42179892, т.е. до 30.06.2022, выполнены не были, что явилось основанием для его обращения 18.07.2022 с заявлением в Тамбовское УФАС России.
Определением Тамбовского УФАС России от 25.07.2022 в отношении ПАО "Россети Центр" было возбуждено дело N 068/04/9.21-410/2022 об административном правонарушении и проведении административного расследования. Данным определением законный представитель Общества был вызван для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении на 16.08.2022.
Согласно протоколу N 068/04/9.21-410/2022 об административном правонарушении от 16.08.2022, составленном в присутствии законного представителя ПАО "Россети Центр", Обществом допущено нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Попова В.С.
Постановлением Тамбовского УФАС России от 23.09.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-410/2022 об административном правонарушении ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона.
Оснований для признания правонарушения малозначительным либо снижения размер административного штрафа судом с учетом высокой степени общественной опасности совершенного деяния не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1.1 ст. 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, соответственно, ПАО "Россетти Центр", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Общество как субъект естественной монополии, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии, обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 14 Правил N 861 к заявителям отнесены физические лица, обратившиеся в адрес сетевой организации в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с пп. "а" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению отнесен к существенным условиям договора и, по общему правилу, не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией.
Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
29.12.2021 Поповым В.С. была произведена оплата по договору N 42179892 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район. КН 68:20:3132001; 154, к электрическим сетям с максимальной мощностью 15 кВт.
Согласно п. 104 Правил N 861 в редакции, действовавшей на момент заключения договора, наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Пунктом 6 договора N 42179892 предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Техническими условиями N 20704716 к договору N 42179892 предусмотрено, что сетевая организация осуществляет проектирование и строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры N 10 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 2, КТП-10/0,4 кВ N 419 до границы участка заявителя, протяженностью 310 м. Точка присоединения не может располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя; проектирование и строительство ответвления от концевой опоры проектируемой ВЛИ-0,4 кВ до ВПУ; реконструкцию объектов электросетевого хозяйства: монтаж дополнительной арматуры на опоре N 10 (номер уточнить проектом), ВЛ-0,4 кВ N 2, КТП-10/0,4 кВ N 419.
Указанное обстоятельство явилось основанием для включения в договор N 42179892 об осуществлении технологического присоединения условия о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В нарушение положений п. 16 Правил N 861 ПАО "Россетти Центр" в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя не выполнило.
Доказательств выполнения Обществом мероприятий по технологическому присоединению по договору N 42179892 как в установленный договором срок - до 30.06.2022, так и за его пределами в материалах дела не имеется.
Следовательно, ПАО "Россети Центр" было допущено нарушение требований п. 16 Правил N 861, что с учетом неоднократности совершения им однородных правонарушений в течение года (постановление Тамбовского УФАС России N 068/04/9.21-508/2020 вступило в законную силу 22.10.2021, исполнено 23.08.2021) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Также апелляционным судом установлено, что постановлениями от 11.10.2021 по делу N 068/04/9.21-709/2021 (А64-8711/2021), от 14.01.2022 по делу N 068/04/9.21-857/2021 (А64-629/2022), от 18.02.2022 по делу N 068/04/9.21-1128/2021 (А64-1535/2022), от 03.03.2022 по делу N 068/04/9.21-1047/2021 (А64-1807/2022) Общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. ст. 9.21 КоАП РФ за аналогичные правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина ПАО "Россети Центр" заключается в несоблюдении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Как крупнейший профессиональный участник рынка оказания энергетических услуг и субъект естественной монополии, обязанный соблюдать Правила N 861, Общество не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных сроков для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Правилами сроков технологического присоединения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Центр" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено.
Оценивая довод ПАО "Россети Центр" о нарушении Тамбовским УФАС России введенного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ N 336) моратория на возбуждения дел об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Действительно, Постановлением Правительства РФ N 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ и от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
Вместе с тем, при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).
Так, согласно ст. 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст.14.52 КоАП РФ, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 названной статьи (ч. 3 в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что у административного органа имелись правовые основания для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Из обстоятельств рассматриваемого спора усматривается, что административное правонарушение совершено ПАО "Россети Центр" в области хозяйствования субъектов естественных монополий и в условиях установления порядка подключения (технологического присоединения) потенциальных потребителей к сетям электроснабжения. Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.
При этом, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как субъекта естественной монополии и сетевой организации к установленному порядку осуществления подключения (технологического присоединения) заявителя.
В этой связи антимонопольный орган, как и суд первой инстанции правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного ПАО "Россети Центр" деяния малозначительным.
Учитывая совершение ПАО "Россети Центр" значительных по продолжительности нарушений сроков подключения к электрическим сетям, их множественность и совершение в непрерывной последовательности на протяжении длительного периода времени, что указывает на устойчивость противоправного поведения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что административное наказание в виде 600 000 руб. отвечает задачам и целям административной ответственности, оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч. 2 ст. 9.2 КоАП РФ, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает постановление Тамбовского УФАС России от 23.09.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-410/2022 об административном правонарушении законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2023 по делу N А64-7717/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7717/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
Третье лицо: Попов В.С., 19 Арбитражный апелляционный суд