г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А56-53346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Третьяковой Н.О., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Левушкина А.В. по доверенности от 19.12.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4049/2023) Гостехнадзора Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 по делу N А56-53346/2022, принятое
по заявлению ООО "БалтРент"
к Гостехнадзору Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) ООО "СВК"; 2) ИП Фархутдинов А.Ф.; 3) ООО "ГЭМ"
об обязании снять с регистрационного учета
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БалтРент" (ОГРН: 1077847017533, адрес: 192236, Санкт-Петербург, ул. Белы Куна, д. 30, лит. А, пом. 17Н, оф. 215, ком. 7-2, далее - ООО "БалтРент", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027810320757, адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 34, лит. А, офис 5-Н, 6-Н, далее - Гостехнадзор Санкт-Петербурга, Инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об обязании снять с учета следующую технику:
- Марка, модель: Каток SHANTUI SR I 8 VIN: SR18YA100165, гос. номер: 11КХ0377, Изготовитель: SHANTUI CONSTRUCTION MACHINERY CO., LTD (Китай) Год выпуска: 2012, Цвет: желтый, кабина N : отсутствует, модель, номер двигателя: DEUTZ N 87266604, Тип двигателя: дизельный, Мощность двигателя 179,6 л.с./ 132,0 кВт, Объем двиг. куб. см: отсутствует, Масса без нагрузки, кг: 18000, Максимальная разрешенная масса, кг: 18000, ПТС ТС N 461073 выдан Читинской таможней 18.05.2012 (далее - Каток);
- Марка, модель: Экскаватор DOOSAN DX340L СА VIN: DHKCECAPHC0005218, гос. номер: 78 РУ 3317, изготовитель: ТС - DOOSAN INFRACORE CO., LTD (Корея) Год выпуска: 2012, Цвет: оранжевый, кабина N : отсутствует, модель, номер двигателя: DOOSAN DE12TIS N 215151Е00, Тип двигателя: дизельный, Мощность двигателя 260,0 л.с. /195,0 кВт, Объем двиг. куб. см: 11051, Масса без нагрузки, кг: 33900, Максимальная разрешенная масса, кг: 33900, ПТС ТТ N 030310 выдан Владивостокской таможней 31.01.2013 (далее - Экскаватор);
- Марка, модель: Бульдозер SHANTUI SD22 с рыхлителем VIN: SD22AA115198, гос. номер: 78 РУ 2765, Изготовитель: SHANTUI CONSTRUCTION MACHINERY CO., LTD (Китай), Год выпуска: 2012, Цвет: серо-желтый, кабина N : отсутствует, модель, номер двигателя: 41175776, Тип двигателя: дизельный, Мощность двигателя 238,1 л.с. /175 кВт, Объем двиг. куб. см: 14 010, Масса без нагрузки, кг: 25850, Максимальная разрешенная масса, кг: 25 850, ПТС ТТ N 013863 выдан Читинской таможней 15.11.2012 (далее - Бульдозер).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СВК" (ОГРН: 1027809174876, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 2, лит. А, далее - ООО "СВК", третье лицо-1), индивидуальный предприниматель Фархутдинов Артур Фларитович (ОГРНИП: 317028000175598, далее - ИП Фархутдинов А.Ф., третье лицо-2) и общество с ограниченной ответственностью "ГлавЭнергоМонтаж" (ОГРН: 1057812482903, адрес: 196006, Санкт-Петербург, Московский пр-кт, д. 107, к. 4, лит. М, оф. 44-1, далее - ООО "ГЭМ", третье лицо-3).
Решением от 30.12.2022 суд первой инстанции обязал Гостехнадзор Санкт-Петербурга осуществить регистрационные действия по снятию с учета спорной техники; взыскал с Инспекции в пользу ООО "БалтРент" 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "БалтРент" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Инспекция и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "БалтРент" (Лизингополучатель) на основании договора финансовой аренды (Лизинг) N 1353-01/19/ЛД от 31.10.2019 (далее - Договор лизинга-1), заключенного между ООО "ГЭМ" и ООО "СВК", соглашения о перемене лиц в обязательстве от 30.12.2021, акта приема-передачи N 62 от 30.12.2021, заключенного с ООО "ГЭМ", приобрело в собственность Каток.
Обязательства по указанному Договору лизинга-1 исполнены в полном объеме, что подтверждается дополнительным соглашением N 28 от 28.02.2022 к Договору лизинга-1, актом частичного завершения Договора лизинга-1 и передачи в собственность имущества от 28.02.2022.
ООО "СВК" указанное транспортное средство принадлежало на основании договора купли-продажи имущества N 24/10/7 от 31.10.2019, заключенного с ЗАО "АТП-27" (ИНН 7810871150), и акта приема-передачи к нему от 25.11.2019.
На основании Договора лизинга N 1353-05/19 ЛД от 13.11.2019 (далее - Договор лизинга-2), заключенного между ООО "ГЭМ" и ООО "СВК", соглашения о перемене лиц в обязательстве от 30.12.2021, акта приема-передачи N25 от 30.12.2021, заключенного с ООО "ГЭМ", ООО "БалтТрен" приобрело в собственность Экскаватор.
Обязательства по Договору лизинга-2 исполнены в полном объеме, что подтверждается дополнительным соглашением N 4 от 28.02.2022 к Договору лизинга-2, актом частичного завершения Договора лизинга и передачи в собственность лизингового имущества от 28.02.2022.
ООО "СВК" указанное транспортное средство принадлежало на основании договора купли-продажи (Поставки) транспортных средств N 1353-05/19 КП от 13.11.2019 с ООО "ГЭМ" и акта приема-передачи СМ N 25 от 25.11.2019.
ООО "ГЭМ" в свою очередь приобрел указанное транспортное средство у ЗАО "АТП-27" по договору купли-продажи имущества N б/н от 30.10.2019 и акта приема-передачи к нему от 22.11.2019.
ООО "БалтРент" по договору купли-продажи транспортного средства N 10/01/22-01 от 10.01.2022 приобрело у ООО "ГЭМ" Бульдозер (акт приема-передачи от 10.01.2022).
ООО "ГЭМ" приобрело указанное транспортное средство по договору купли-продажи N б/н от 10.03.2020, заключенного с ИП Фархутдиновым А.Ф.
ИП Фархутдинов А.Ф. приобрел указанное транспортное средство по договору купли-продажи имущества N б/н от 15.10.2019, заключенному с ЗАО "АТП-27" (ИНН 7810871150).
По данным Гостехнадзора постановка на государственный регистрационный учет катка SHANTUI SR18, VIN: SR18YA100165; экскаватора DOOSAN DX340L CA, VIN: DHKCECAPAC0005218, а также бульдозера SHANTUI SD22 с рыхлителем, VIN: SD22AA115198 осуществлена ЗАО "АТМ-27" (ИНН 7810871150), то есть обязательства по снятию техники с учета лежит на данном юридическом лице.
Для снятия с учета ООО "БалтРент" предоставило указанные транспортные средства на осмотр, что подтверждается Актами осмотра машин (сверки) от 27.04.2022. Тем не менее, снятие с учета произведено не было, так как Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу А56-29209/2017 в отношении ЗАО "АТП-27" завершено конкурсное производство.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ЗАО "АТП-27" по состоянию на 26.05.2022 включена запись о прекращении юридического лица (ГРН 2217801501652 от 11.05.2021).
ЗАО "АТП-27" не произвело действий по снятию с учета в Гостехнадзоре вышеуказанной техники, а в настоящее время общество ликвидировано, что не позволяет обратиться с соответствующим требованием к ЗАО "АТП-27".
В связи с изложенными обстоятельствами Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" (далее - Правила N 1507).
Государственная регистрация самоходных машин и прицепов к ним (далее - техника) осуществляется в целях их государственного учета и допуска к эксплуатации, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы гостехнадзора) (пункты 2, 5 Правил N 1507).
В соответствии с пунктом 49 Правил N 1507 владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае:
- прекращения права собственности на технику;
- списания (утилизации) техники;
- вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.
Снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака (пункт 50 Правил N 1507).
Пунктом 51 Правил N 1507 установлено, что снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.
Заявление прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники может быть подано с использованием Единого портала и подписано простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 53 Правил N 1507 снятие с государственного учета техники при наличии сведений о смерти владельца техники либо о прекращении деятельности юридического лица, являющегося владельцем техники, а также при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником техники осуществляется органом гостехнадзора на основании решения главного государственного инженера-инспектора.
В соответствии с п. 58 указанных Правил N 1507 основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются, в частности: наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники).
По смыслу указанных норм регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что риски, связанные с приобретением техники, ложатся на покупателей, которые не могут не знать о необходимости должного оформления документов и снятия с регистрационного учета спорной техники именно прежним владельцем.
Вместе с тем, административным органом не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято собственником с регистрационного учета в органах Гостехнадзора.
Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 ГК РФ: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Гостехнадзор в апелляционной жалобе указывает, что действия Инспекции не стали причиной нарушения прав заявителя. Однако, именно отказ Инспекции в постановке на учет техники нарушает право заявителя на пользование и распоряжение своим имуществом.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2022 года по делу N А56-53346/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53346/2022
Истец: ООО "БАЛТРЕНТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ИП Фархутдинов Артрур Фларитович, ООО "ГЭМ", ООО "СВК"