г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2023 г. |
Дело N А56-114269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2023 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представители Пучкова В.В. по доверенности от 15.11.2022, Смирнова А.В. по доверенности от 14.12.2022;
от ответчика: представитель Артемьев А.Ю. по доверенности от 01.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6553/2023) ТСЖ "Альтаир" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 по делу N А56-114269/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску акционерного общества "Невский экологический оператор"
к товариществу собственников жилья "Альтаир"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - истец, АО "Невский экологический оператор", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Альтаир" (далее - ответчик, ТСЖ "Альтаир", потребитель) о взыскании 128 266 рублей 39 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за периоды с 01.02.2022 по 30.04.2022, с 01.06.2022 по 31.07.2022, 14 059 рублей 35 копеек неустойки, начисленной с 11.03.2022 по 01.11.2022, неустойки, начисленной на задолженность, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 02.11.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства, 70 рублей 80 копеек почтовых расходов, 5 270 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 19.01.2023, исковые требования удовлетворены.
15.02.2023 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ, указывая на неправомерность, необоснованность и незаконность решения, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель привел свой расчет стоимости неоказанных истцом в спорный период услуг, которая, как полагает апеллянт, составила 112 843 рубля 74 копейки. Данное обстоятельство не было принято во внимание судом при принятии решения.
ТСЖ "Альтаир" считает, что суд первой инстанции не предоставил сторонам возможность выяснить данные дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства, полагает, что имеются основания для рассмотрения настоящего спора по общим правилам искового производства.
20.03.2023 от ответчика в канцелярию апелляционного суда в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями против доводов ТСЖ в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Определением от 02.03.2023 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу ТСЖ "Альтаир" к производству без вызова сторон.
На основании определения от 03.04.2023 суд апелляционной инстанции назначил дело к рассмотрению на 18.04.2023 в 17 час. 00 мин в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
10.04.2023 ответчиком в электронном виде представлены дополнения к апелляционной жалобе.
11.04.2023 истцом заявлено ходатайство об уточнении искровых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
17.04.2023 от истца через систему "Мой Арбитр" поступили возражения на дополнения к апелляционной жалобе в связи с отзывом истца.
18.04.2023 в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.
Поскольку процессуальным законодательством уточнение иска в рамках рассмотрения дела в порядке апелляционного производства не предусмотрено, соответствующее ходатайство истца отклонено как противоречащее положениям части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и письменных дополнений сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) субъектам Российской Федерации - городам федерального значения, в том числе Санкт-Петербургу, было предоставлено право не применять до 01.01.2022 года положения Федерального закона N 89-ФЗ.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Акционерному Обществу "Невский экологический оператор" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1.3. Соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО АО "Невский экологический оператор" на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Таким образом, АО "Невский экологический оператор" приступил к исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2022 и размер платы за услуги по обращению с ТКО определяется в порядке государственного регулирования по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа (пункт 5 Типовой формы договора)
Согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно п.8(4). Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с 8(17) Правил N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
АО "Невский экологический оператор" во исполнение п. 8 (4) и абз. 2 п. 8(17) Правил N 1156 после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора (08.12.2021 г.) разместило в печатном средстве массовой информации, которое согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 года N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (с изменениями на 7 октября 2020 года)" является источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 года текст договора оферты. А также, на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещены: адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заявки за заключение договора по обращению с ТКО, порядок действий для заключения договора, перечень необходимых документов, а также формы договоров на оказание услуг по обращению с ТКО для управляющих организаций; физических лиц, юридических лиц (частных компаний, государственных бюджетных организаций); юридических лиц (включая бюджетные организации), индивидуальных предпринимателей физических лиц в нежилом фонде; садовых некоммерческих товариществ и гаражно-строительных кооперативов.
Принимая во внимание пункт 8(17) Правил N 1156, в рамках договора оферты, даже если заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от потребителя не поступила в адрес АО "Невский экологический оператор", договор с каждым потребителем на территории города Санкт-Петербург является заключенным в силу закона на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 8(18) Правил N 1156 услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
АО "Невский экологический оператор" письмом от 09.02.2022 N КОП/2022-1297 направило в адрес ТСЖ "Альтаир" проект договора от 30.12.2021 N1258002-2022/ТКО.
ТСЖ "Альтаир" не представило подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от его подписания с приложением к нему предложений о внесении своих изменений в него.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством РФ, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Учитывая положения статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
В отсутствие подписанного между АО "Невский экологический оператор" и ТСЖ "Альтаир" договора по обращению ТКО договор считается заключенным на условиях типовой формы договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора (проект договора от 30.12.2021 N 1258002-2022/ТКО).
В соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее- ТКО) в объеме и в месте накопления, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 6 Типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В периоды с 01.02.2022 по 30.04.2022 и с 01.06.2022 по 31.07.2022 истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 128 266 рублей 39 копеек, которые не были оплачены ответчиком, что послужило поводом для начисления истцом неустойки и обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в связи со следующим.
По положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо основной задолженности, истцом было заявлено о взыскании 14 059 рублей 35 копеек неустойки, начисленной за период с 11.03.2022 по 01.11.2022.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Фдеерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 22. Типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Такой вывод содержится в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Удовлетворяя заявленную к взысканию неустойку в полном объеме, арбитражным судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В соответствии с Постановлением N 497 в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) не начисляются финансовые санкции за просрочку исполнения тех обязательств, которые возникли до 01.04.2022. Требования, возникшие после введения моратория квалифицируются как текущие.
В соответствии с упомянутыми разъяснениями, критерием для разграничения текущих и реестровых платежей по договорам, предусматривающим внесение должником платы за оказанные услуги в определенные периоды, является момент окончания соответствующего расчетного периода, а не согласованный сторонами срок оплаты за этот расчетный период.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление неустойки на задолженности, возникшие до 31.03.2023 включительно, неустойка не подлежит начислению до 30.09.2022.
С учетом изложенного, размер пени, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 7 485 рублей 35 копеек.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг почтовой связи в связи с направлением копии искового заявления в адрес ответчика истцом при обращении с иском в суд был представлен список N 94 (партия 690) внутренних почтовых отправлений от 08.11.2022.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 по делу N А56-114269/2022 изменить изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с товарищества собственников жилья "Альтаир" в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор" 128 266 рублей 39 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за периоды с 01.02.2022 по 30.04.2022 и с 01.06.2022 по 31.07.2022, 7 485 рублей 35 копеек неустойки, начисленной по состоянию на 31.03.2023, неустойку, начисленную с 01.10.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, 67 рублей 54 копейки почтовых расходов, 5 027 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать".
Взыскать с акционерного общества Невский экологический оператор" в пользу товарищества собственников жилья "Альтаир" 138 рублей 30 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114269/2022
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ТСЖ "АЛЬТАИР"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6553/2023
03.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6551/2023
15.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114269/2022