г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А41-35397/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 по делу N А41-35397/22, принятое судьей и А.О. Уваровым, по иску ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны (ОГРНИП: 321774600176640, ИНН: 772978675369) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299) третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, о признании незаконными уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков 50:17:0000000:69165, 50:17:0000000:69105, 50:17:0021603:320, 50:17:0000000:69166, 50:17:0021120:392 N КУВД-001/2022-2747298/6 (50:17:0000000:69165), N КУВД-001/2022-274796/6 (50:17:0000000:69105), N КУВД001/2022-2739684/6 (50:17:0021120:392), N КУВД-001/2022-2748479/6 (50:17:0021603:320), N КУВД-001/2022-2746462/6 (50:17:0000000:69166) от 04.05.2022 г.; об обязании осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельных участков 50:17:0000000:69165, 50:17:0000000:69105, 50:17:0021603:320, 50:17:0000000:69166, 50:17:0021120:392 с вида "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид "Сенокошение" (Код 1.16)" на основании заявлений ИП Ахметбекова Т.Н. от 26.01.2022 г. N КУВД001/2022-2747298 (50:17:0000000:69165), N КУВД001/2022- 2747968 (50:17:0000000:69105), N КУВД-001/2022-2739684 (50:17:0021120:392), N КУВД-001/2022-2748479 (50:17:0021603:320), N КУВД-001/2022-2746462 (50:17:0000000:69166),
УСТАНОВИЛ:
ИП Ахметбекова Т.Н. (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 04.05.2022 г. N КУВД-001/2022-2747298/6, N КУВД-001/2022-2747968/6, N КУВД-001/2022-2748479/6, N КУВД-001/2022-2746462/6, N КУВД-001/2022-2739684/6 и обязании Управления внести в ЕГРН изменения в отношении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:69165, 50:17:0000000:69105, 50:17:0021603:320, 50:17:0000000:69166, 50:17:0021120:392 с "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид "сенокошение" (код 1.19).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 по делу N А41-35397/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
17.04.2023 в материалы дела от ИП Ахметбековой Т.Н. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:69165, 50:17:0000000:69105, 50:17:0021603:320, 50:17:0000000:69166, 50:17:0021120:392, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:17:0000000:69165, 50:17:0000000:69105, 50:17:0021603:320, 50:17:0000000:69166 образованы из земельного участка КН 50:17:0000000:64892, а земельный участок КН 50:17:0021120:392 из земельного участка КН 50:17:0021120:4, то подтверждается выписками из ЕГРН.
Распоряжениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 15.05.2020 г. N 20РФ-137, от 11.06.2020 г. N 20РВ-168 земельные участки с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64892, 50:17:0021120:4 исключены из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области.
Предприниматель обратилась в Управление с заявлениями об осуществлении кадастрового учета указанных земельных участков, в связи с изменением характеристик, а именно изменением вида разрешенного использования, с вида "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид "сенокошение" (код 1.19).
Решениями от 04.05.2022 г. N КУВД-001/2022-2747298/6, N КУВД-001/2022-2747968/6, N КУВД-001/2022-2748479/6, N КУВД-001/2022-2746462/6, N КУВД-001/2022-2739684/6 в удовлетворении заявлений отказано со ссылкой на то, что согласно письму Мособлархитектуры Московской области земельные участки включены в границы территориальной зоны СХ-1-зоны сельскохозяйственных угодий в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Павловский Посад Московской области от 22.11.2021 N 2100.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункт 4 указанной статьи).
Особо ценные сельскохозяйственные угодья - вид сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает значение кадастровой стоимости по муниципальному району.
Пунктом 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области (Порядок утвержден Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38) установлено следующее: в Перечень включаются земельные участки, в состав которых входят: сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 10 процентов; сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков; искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
Постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 N 104/5 (в редакции от 24.07.2019) утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается.
На основании пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами; при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 ЗК).
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 ЗК).
Таким образом, при разделе, земельные участки, образованные из первоначального земельного участка относятся к аналогичной категории, виду разрешенного использования, определяется, исходя из удельного коэффициента разделенного земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 15.05.2020 г. N 20РФ-137, от 11.06.2020 г. N 20РВ-168 земельные участки с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64892, 50:17:0021120:4 исключены из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области (коды 4866, 4906).
Кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади (пункт 23 приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости").
В связи с изложенным, земельный участок КН 50:17:0030107:1017 следует судьбе земельного участка КН 50:17:0030108:507.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области N 19 Исх-10569 от 16.04.2021 г. исходные земельные участки с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64892, 50:17:0021120:4 не входят в Перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 г. N 20РВ-349.
Согласно Правилам землепользования и застройки утвержденным Решением Совета Депутатов городского округа Павловский Посад N 418/54 от 29.06.2020 г. Применительно к земельным участкам исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 N 20РВ-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается") действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3.
Согласно ГПЗУ земельных участков "Применительно к земельным участкам исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжении" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 N 20РВ-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается") действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3".
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства МО от 17.10.2017 N 872/38, сформированный Перечень утверждается распоряжением Уполномоченного органа после согласования а Министерством имущественных отношений Московской области, Министерством экологии и природопользования Московской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - заинтересованные исполнительные органы).
Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Правительства МО от 17.10.2017 N 872/38 Внесение изменений в характеристики земельного участка осуществляется в связи с уточнением его границ либо образованием новых земельных участков. В случае если земельный участок, включенный в Перечень, прекратил свое существование, земельные участки, образованные из него, подлежат включению в Перечень, если они соответствуют критериям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка.
В соответствии с абз. 3 п. 11 Постановления Правительства МО от 17.10.2017 N 872/38 в случае наличия оснований для внесения изменений в Перечень Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и согласование проекта распоряжения Уполномоченного органа о внесении изменений в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (далее - проект распоряжения), с заинтересованными исполнительными органами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
Доказательств включения спорных земельных участков в Перечень не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, применительно к земельным участкам исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 N 20РВ-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается") действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3" согласно Правилами землепользования и застройки и градостроительными планами на земельный участок.
Для территориальной зоны СХ-3 предусмотрен основной вид разрешенного использования земельного участка "Сенокошение" (Код 1.19).
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем был предоставлен полный комплект документов, которые позволяли Управлению осуществить государственный кадастровый учет по изменению вида разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, ответчик не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы ответчика направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2023 по делу N А41-35397/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35397/2022
Истец: ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФРС по МО