г. Пермь |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А50-13102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Крысджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "КЗМ" - Туровец А.К., по доверенности от 27.05.2022, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца по первоначальному иску, Федерального агентства железнодорожного транспорта,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2023 года
по делу N А50-13102/2022
по первоначальному иску Федерального агентства железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910, ИНН 7708525167)
к обществу с ограниченной ответственностью "КЗМ" (ОГРН 1025901508930, ИНН 5907000192)
о признании права собственности,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "КЗМ"(ОГРН 1025901508930, ИНН 5907000192)
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910, ИНН 7708525167)
о признании права собственности
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114), акционерное общество "Камтэкс-химпром" (ОГРН 1025901512339, ИНН 5907016890), акционерное общество "Пермские полиэфиры" (ОГРН 1025901511690, ИНН 5907016925), общество с ограниченной ответственностью "Роспласт" (ОГРН 1025900513462, ИНН 5902132999), администрация Орджоникидзевского района города Перми (ОГРН 1025901514209, ИНН 5907005289),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство железнодорожного транспорта обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации города Перми о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества (нежилое здание) с кадастровым номером 59:01:3810302:368 площадью 105,5 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Соликамская, д. 306.
Определением от 22.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Пермскому краю.
Определением от 27.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, акционерное общество "КАМТЭКС-ХИМПРОМ", акционерное общество "Пермские полиэфиры", общество с ограниченной ответственностью "Роспласт", администрация Орджоникидзевского района города Перми.
Определением от 20.09.2022 произведена замена ответчика Администрации города Перми на общество с ограниченной ответственностью "КЗМ".
ООО "КЗМ" предъявлен встречный иск к Федеральному агентству железнодорожного транспорта о признании права собственности на спорный объект недвижимости. Определением от 19.10.2022 встречный иск принят к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2023 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен. Признано право собственности общества с ограниченной ответственностью "КЗМ" на объект недвижимого имущества (нежилое здание) с кадастровым номером 59:01:3810302:368 площадью 105,5 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Соликамская, д. 306. С Федерального агентства железнодорожного транспорта в лице ОАО "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "КЗМ" взыскано 6000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта с принятым по делу решением не согласно, обжаловало его в апелляционном порядке, полагает решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении первоначального иска, отказе в удовлетворении встречного иска.
В апелляционной жалобе истцом приведены доводы о том, что удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции не учел непредставление ответчиком доказательств осуществления строительства спорного здания. Спорный объект, согласно сведения ЕГРН, возведен в 1989 году, при постановке на государственный кадастровый учет документы о строительстве, приемке здания в эксплуатацию, в том числе акт приемки, иные документы - проектная документация, технический паспорт, бухгалтерская документация, не приложены, в суд не представлены, сам по себе технический план здания, поданная ответчиком декларация его строительство ответчиком не подтверждают.
Истец указывает, что в поданной ответчиком декларации имеется ссылка на договор купли-продажи основных средств от 02.11.1992 как документ, устанавливающий права ответчика на земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810369:3, однако приведенный договор прав ответчика на земельный участок не устанавливает.
Истец полагает, что в декларацию внесены не соответствующие действительности сведения о владельце земельного участка, декларация подана не владельцем участка и расположенной на нем недвижимости, ввиду чего декларация также не подтверждает возведение спорной недвижимости ответчиком.
По мнению истца то обстоятельство, что объект поставлен на государственный кадастровый учет ответчиком, наличия его прав на здание не подтверждает.
Истец обращает внимание на то, что ответчик ООО "КЗМ" в качестве юридического лица зарегистрирован 03.10.2991, согласно сведениям ЕГРН год постройки здания - 1989, ввиду чего строительство здания не могло быть осуществлено ответчиком.
Также истец указывает на непредставление ответчиком доказательств эксплуатации здания с момента его постройки.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 19.04.2023.
Ответчик ООО "КЗМ" направил в суд отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно ее удовлетворения. К отзыву на жалобу ответчиком приложены в качестве дополнительных доказательств копия топографического плана территории, копия скриншота с публичной кадастровой карты.
В судебном заседании представитель ответчика ООО "КЗМ" просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, на приобщении к материалам дела дополнительных доказательств настаивал, указывал на невозможность представления их в суд первой инстанции в связи с организационными трудностями.
Представители истца, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, не явились в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы (ст.156 АПК РФ).
Ходатайство ответчика ООО "КЗМ" о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции рассмотрено, в его удовлетворении отказано, учитывая непредставление ответчиком доказательств объективной невозможности представления документов в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Федеральным агентством железнодорожного транспорта принято распоряжение N АИ-115-р от 20.04.2021 "Об изъятии земельных участков и объекта недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объектов: "Северный железнодорожный обход г. Перми: "3 этап - Железнодорожный путь с примыканием к станции Кабельная", "5 этап - Мостовой переход через реку Кама", "Северный железнодорожный обход г. Перми: "2 этап -Переустройство ул. Соликамская", "4 этап - Железнодорожный путь с примыканием к станции Левшино", "5 этап - Мостовой переход через реку Кама". Согласно распоряжению участки формируются из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810369:3 в целях изъятия для государственных нужд, формированию и изъятию подлежат земельные участки площадью 22161 кв.м и 289 кв.м) (N п/п 5,6 приложения к Распоряжению).
Указанное распоряжение принято Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании ходатайства об изъятии земельных участков и объекта недвижимого имущества для государственных нужд открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 25.02.2021 N ИСХ-2046/ДКРС.
С целью изъятия земельных участков для государственных нужд образованы: земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810302:553 площадью 22 161 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810302:554 площадью 289 кв.м. Указанный земельные участки поставлены на кадастровый учет 05.07.2021.
В соответствие с выпиской из ЕГРН от 04.05.2022 в пределах земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810302:553 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 59:01:3810302:368.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.05.2022 N 99/2022/468348289 какие-либо права на нежилое здание с кадастровым номером 59:01:3810302:368 площадью 105,5 кв.м, имеющее адрес: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Соликамская, д. 306, отсутствуют.
Указанное нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810302:553, образованного в целях изъятия для государственных нужд из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810369:3.
Земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, площадью 719 142 кв.м, по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Соликамская, 293, с кадастровым номером 59:01:3810369:3, принадлежит на праве общей долевой собственности третьи=м лицам: 18.02.2013 зарегистрировано право общей долевой собственности ОАО "КАМТЭКС-ХИМПРОМ" (доля в праве - 4/5) на основании соглашения о распределении долей в общей долевой собственности от 26.12.2012 N А-2/561, договора купли-продажи земельного участка от 05.02.2013 N 0045-13, акта приема-передачи земельного участка от 05.02.2013; 07.09.2020 зарегистрировано право общей долевой собственности ОАО "Пермские полиэфиры" (доля в праве - 5655/719142) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.07.2020 N Д/20-33; 07.09.2020 зарегистрировано право общей долевой собственности ООО "Роспласт" (доля в праве - 7941/41330) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.07.2020 N Д/20-33, соглашения о распределении долей в общей долевой собственности от 26.12.2012 N А-2/561, договора купли-продажи земельного участка от 05.02.2013 N 0045-13, акта приема-передачи земельного участка от 05.02.2013.
В первоначальном иске истец указал, что по результатам проведенной в порядке ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры по выявлению правообладателей вышеуказанного нежилого здания собственники, а также лица, которым нежилое здание принадлежало бы на иных правах, не выявлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о признании права собственности Российской Федерации на здание с кадастровым номером 59:01:3810302:368.
Возражая против удовлетворения первоначального иска, обращаясь в суд со встречным иском, ООО "КЗМ" указало, что является собственником спорного здания, осуществляло его строительство и постановку на государственный кадастровый учет. Также общество указывало, что приобрело здание по договору купли-продажи от 02.11.1992.
Разрешая спор, суд первой инстанции по результатам оценки доказательств - выписок земельного участка, технического плана здания, декларации об объекте недвижимости, договора купли-продажи основных средств от 02.11.1992, плана приватизации, не усмотрел оснований для удовлетворения первоначального иска, встречный иск удовлетворил.
Заслушав мнение представителя ответчика в судебном заседании, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).
Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
С 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Согласно ст.56.5 ЗК РФ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны: 1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества; 2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
В случае, если выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, осуществляется на основании ходатайства об изъятии, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществляют действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества. При этом опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, а также размещение информации на информационных щитах в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи осуществляется за счет средств организации, подавшей ходатайство об изъятии (ч.2 ст.56.5 ЗК РФ).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, физические и юридические лица, получившие указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи запрос, в пятидневный срок со дня его получения обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также копии документов, подтверждающих данные права (ч.4 ст.56.5 ЗК РФ).
Согласно ч.8 ст.56.5 ЗК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.
В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений (ч.9 ст.56.5 ЗК РФ).
Частью 10 ст.56.5 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
Кроме того, положениями части 11 указанной статьи особо оговорено, что правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
По настоящему делу первоначальный иск Росжелдора обоснован тем, что в порядке, предусмотренном законом, проведена процедура выявления лица, объект недвижимости которого (с кадастровым номером 59:01:3810302:368) подлежит изъятию для государственных нужд, при этом такой правообладатель не выявлен. Ввиду этого Росжелдор обратился в суд с иском о признании права собственности Российской Федерации на здание с кадастровым номером 59:01:3810302:368.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
По правилам ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно пункту 59 постановления N 10/22 если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Норма пункта 1 статьи 218 ГК РФ призвана регулировать внесудебный бесспорный порядок возникновения права собственности на вещь, вновь созданную лицом в установленном законодательством порядке. Право собственности на такую вещь возникает в силу факта создания ее в установленном порядке и не требует признания возникновения права в судебном порядке.
Условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество являются соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 ГК РФ), предусматривающих наличие совокупности юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ бремя доказывания наличия у истца соответствующих правовых оснований, влекущих приобретение права собственности на имущество, лежит на истце.
Обращаясь со встречным иском в суд, ООО "КЗМ" указывало на то, что спорное недвижимое имущество является собственностью общества, возведено им, в 2015 году по заявлению общества поставлено на государственный кадастровый учет.
Согласно материалам дела, в 2015 году осуществлен государственный кадастровый учет спорного здания по заявлению ООО "КЗМ". Основанием для постановки здания на учет послужил технический план здания, декларация.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: созданием объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением (за исключением многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места), на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - в отношении таких здания, сооружения или расположенных в таких здании, сооружении помещений, машино-мест.
Случаи, когда государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, определены ч.5 ст.14 Заона N 218-ФЗ.
Указывая на строительство спорного здания, ООО "КЗМ" не представило суду доказательств возникновения права собственности него как на вещь, вновь созданную лицом в установленном законодательством порядке, а также доказательств соблюдения условий приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 ГК РФ).
То обстоятельство, что согласно сведениям ЕГРН год постройки здания - 1989, определяющего значения для правильного рассмотрения дела не имеет, так как данные сведения внесены в реестр согласно техническому плану и декларации, представленным обществом. Доказательств действительного возведения здания в 1989 году в деле не имеется, суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что на наличие прав на земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810369:3 и (или) образованный из него участок с кадастровым номером 59:01:3810302:553 ООО "КЗМ" не ссылается. Доказательства наличия таких прав суду не представлены.
Доказательств осуществления строительства здания ответчиком в деле не имеется.
Доводы ответчика о том, что спорное здание приобретено им на основании сделки - договора купли-продажи от 02.11.1992, заключенного с Камской нефтебазой, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, учитывая, что спорное здание в договоре не указано, приложение к договору суду не представлено, в деле отсутствует. Доказательств осуществления правовой регистрации здания органами БТИ, государственной регистрации прав на здание ответчик не представил.
Ссылка ответчика то, что спорное здание включено в уставный капитал государственного предприятия "Пермнефтепродукт" при его приватизации (п.98 акта оценки стоимости зданий и сооружений - здание операторной), продано ответчику по договору от 02.11.1992, апелляционным судом во внимание не принята с учетом изложенного выше. Кроме того, доказательств того, что спорное здание в действительности являлось зданием операторной, сведения о котором отражены в п.98 акта оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия "Пермнефтепродукт", материалы настоящего дела не содержат.
При таких обстоятельствах технический план и декларация, заполненные ответчиком, не подтверждают возникновение права собственности ответчика на спорное здание. Иных доказательств правомерного приобретения прав на здание ответчиком не представлено.
Оснований для удовлетворения встречного иска не имелось.
Так как в порядке, установленном статьей 56.5 ЗК РФ, правообладатель здания не был выявлен, то истец Росжелдор - уполномоченный орган исполнительной власти - правомерно обратился в арбитражный суд с первоначальным иском о признании права собственности Российской Федерации на данное здание, расположенное на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных нужд.
Признание права собственности Российской Федерации на здание не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 статьи 56.5 ЗК РФ.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов, приведенных в решении, обстоятельствам дела.
Первоначальный иск следует удовлетворить, в удовлетворении встречного иска - отказать.
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден. Расходы ответчика по уплате государственной пошлины по встречному иску относятся на ответчика (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2023 года по делу N А50-13102/2022 отменить.
Первоначальный иск удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество - нежилое здание с кадастровым номером 59:01:3810302:368 площадью 105,5 кв.м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Соликамская, д.306.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13102/2022
Истец: Федеральное агентство железнодорожного трнспорта (Росжелдор)
Ответчик: ООО "КАМСКИЙ ЗАВОД МАСЕЛ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, АО "ПЕРМСКИЕ ПОЛИЭФИРЫ", ОАО "КАМТЭКС - ХИМПРОМ", ООО "РОСПЛАСТ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ