г. Томск |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А45-17102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством применения системы веб - конференции, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области (N07АП-2336/2023) на решение от 06.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17102/2022 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техносистемы" (ИНН 5404050493, ОГРН 1165476217390), г. Новосибирск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании недействительными требования N 10351 от 20.04.2022, решения N 4088 от 25.05.2022, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Саенко И.В., доверенность, диплом, паспорт;
- от заинтересованного лица - Петров И.М., доверенность, диплом, паспорт;
- от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техносистемы" (далее- заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "Техносистемы") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области о признании недействительными требования N 10351 от 20.04.2022, решения N 4088 от 25.05.2022.
Определением суда от 11.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области.
Решением суда от 06.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС России N 17 по НСО обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Техносистемы" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2016.
Через АО "ПФ "СБК Контур" 28.10.2021 в 11:33, 13:02 и 12:44 налогоплательщик направил в налоговый орган декларации по налогу на прибыль организаций за 3, 4 кварталы 2021 года, 1 квартал 2022 (том 2, л.д. 118-132, 133-146, 147-161), которые приняты налоговым органом соответственно 28.10.2021 в 14:19 и 14:48, 02.05.2022 в 12:44.
Налогоплательщик произвел уплату исчисленных налогов по платежным поручениям (том 1, л.д. 22-38):
N 390 от 27.10.2021 на сумму 10195 руб. 00 коп. по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 3 квартал 2021 г. (л.д. 24),
N 389 от 27.10.2021 на сумму 1800 руб. 00 коп. по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 3 квартал 2021 г. (л.д. 23),
N 391 от 27.10.2021 на сумму 18 523 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 4 квартал 2021 (л.д. 25),
N 392 от 27.10.2021 на сумму 104 966 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 4 квартал 2021 г. (л.д. 26),
N 503 от 29.11.2021 на сумму 18523 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 4 квартал 2021 г. (л.д. 27),
N 504 от 29.11.2021 на сумму 104 966 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 4 квартал 2021 г. (л.д. 28),
N 596 от 28.12.2021 на сумму 18 525 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 4 квартал 2021 г. (л.д. 29),
N 597 от 28.12.2021 на сумму 104 968 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 4 квартал 2021 (л.д. 30),
N 16 от 28.01.2022 на сумму 104 966 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль субъекта за 1 квартал 2022 г. (л.д. 32),
N 705 от 28.01.2022 на сумму 18 523 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 1 квартал 2022 г. (л.д. 31),
N 35 от 28.02.2022 на сумму 104 966 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 1 квартал 2022 г. (л.д. 34),
N 36 от 28.02.2022 на сумму 18 523 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 1 квартал 2022 г. (л.д. 33),
N 895 от 25.03.2022 на сумму 289 493 руб. 00 коп. налог на добавленную стоимость за
4 квартал 2021 г. (л.д. 22).
N 908 от 28.03.2022 на сумму 59 118 руб. 00 коп. налог на прибыль федеральный бюджет за 2021 год (л.д. 35),
N 909 от 28.03.2022 на сумму 335 004 руб. 00 коп. налог на прибыль в бюджет субъекта за 2021 год (л.д. 36),
N 910 от 28.03.2022 на сумму 18 525 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 1 квартал 2022 года (л.д. 37),
N 911 от 28.03.2022 на сумму 104 968 руб. 00 коп. авансовый платеж по налогу на прибыль в бюджет субъекта за 1 квартал 2022 г. (л.д. 38).
Заявлениями от 01.08.2022 об уточнении налогового платежа (ошибка в дате документа) налогоплательщик уточнил даты указанных выше платежей, указав, что верными следует считать дату документа (том 3): 28.10.2021 (л.д. 41), 28.10.2021 (л.д. 43), 0 (л.д. 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63), 25.01.2022 (л.д. 65).
Налоговым органом 20.04.2022 выставлено требование N 10351 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить в срок до 19.05.2022, сумму налогов - 1 313 060 руб. 00 коп., пени - 29 022 руб. 94 коп., а именно:
пени по НДС в сумме 1 157 руб. 98 коп.,
пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4 179 руб. 82 коп.,
пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 23 685 руб. 13 коп.,
НДС в сумме 289 49 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 20 323 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 115 161 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 18 523 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 104 966 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 18 525 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 104 968 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 18 523 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 104 966 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 18 523 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 104 966 руб.,
налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 59 118 руб.,
налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 335 004 руб.
Поскольку, по мнению налогового органа, налогоплательщик в установленный до 19.05.2022 срок не исполнил требование N 10351 от 20.04.2022, налоговый орган 25.05.2022 вынес решение N 4088 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.
В целях исполнения решения в банк "Левобережный" (ПАО) направлены инкассовые поручения на общую сумму 1 128 445 руб. 88 коп.
Не согласившись с требованием N 10351 от 20.04.2022 и решением N4088 от 25.05.2022, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области с жалобами, в удовлетворении которых отказано.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку факт направления требования и вынесения решения привел к повторному взысканию ранее самостоятельно уплаченной налогоплательщиком суммы налога.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что через АО "ПФ "СБК Контур" 28.10.2021 в 11:33, 13:02 и 12:44 налогоплательщик в установленный срок направил в налоговый орган декларации по налогу на прибыль организаций за 3, 4 кварталы 2021 года, 1 квартал 2022 (том 2, л.д. 118-132, 133-146, 147-161), которые приняты налоговым органом.
В пункте 1 статьи 287 НК РФ определено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль организаций производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Таким образом, налог подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации, то есть, применительно к 2021 году до 28.03.2022 включительно.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее -постановление N 57) разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиками после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог (пункт 15 постановления N 57), то в течение года у них отсутствует недоимка по налогу, недоимка возникает лишь после истечения срока, предусмотренного для уплаты налога, по окончании налогового периода.
По смыслу статей 58 и 287 НК РФ недоимка по авансовому платежу, который уплачивается, как предварительный промежуточный платеж в течение налогового периода, не является недоимкой по налогу на прибыль за соответствующий период и не может быть признана таковой самостоятельно.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган пояснил, что уплаченные налогоплательщиком суммы по вышеуказанным платежным поручениям зачислены по хронологии по решению о проведении выездной налоговой проверки, решение по которой оспаривается в рамках дела N А45-17085/2022, поскольку обществом платежные поручения оформлены с нарушением приказа N 107н.
В обоснование своей правовой позиции налоговый орган ссылается на нарушение обществом приказа Минфина России N 107н от 12.11.2013 "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - приказ N 107н).
Из платежных поручений усматривается, что в поле 109 налогоплательщиком указаны даты платежей.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, в платежных поручениях налогоплательщиком в графе "Назначение платежа" четко указаны налоговые периоды, налог за которые уплачивается налогоплательщиком. Между тем, налоговый орган, без законных на то оснований, зачел оплату в счет недоимки по выездной проверке. Правового обоснования совершения данных действий налоговый орган не привел.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Вместе с тем, действующее налоговое законодательство не устанавливает последовательность действий налогоплательщика, а именно, что раньше должен он сделать: представить налоговую декларацию или уплатить налог.
Кроме того, судом обосновано констатировано, что приказ N 107н, на который ссылается налоговый орган, также не содержит такого указания.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в спорный период времени).
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Анализ данных норм налогового законодательства позволяет прийти к выводу о том, что если денежные средства в счет уплаты налога перечислены на соответствующий счет органа Федерального казначейства, то обязанность по уплате налога считается исполненной. Кроме того, если из реквизитов платежного поручения налоговый орган не может определить назначение платежа, то он вправе уточнить у налогоплательщика основания совершенного платежа и выяснить его волю на уплату каких именно сумм налогов были совершены действия по перечислению ы бюджет денежных средств.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными. Доводы жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17102/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17102/2022
Истец: ООО "ТЕХНОСИСТЕМЫ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд