г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А41-93936/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя МУП "Водоканал" Орехово-Зуевского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц:
- судебного пристава-исполнителя Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области - Федорова О.А. представитель по служебному удостоверению ТО N 099605 от 26.10.2022 года;
от третьих лиц:
- Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- Комитета по управлению имуществом Орехово-Зуевского городского округа Московской области - Малова Е.В. представитель по доверенности от 10.01.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
- Межрайонной ИФНС России N 10 по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- ООО "Ликинский автобус" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- ПАО "Мосэнергосбыт" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- АО "Мособлгаз" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- ООО "Экковод" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2023 года по делу N А41-93936/22 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Орехово-Зуевского городского округа Московской области к судебному приставу-исполнителю Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, при участии третьих лиц: Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Комитета по управлению имуществом Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Межрайонной ИФНС России N10 по Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Ликинский автобус", ПАО "Мосэнергосбыт", акционерного общества "Мособлгаз", общества с ограниченной ответственностью "Экковод", ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба" о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Водоканал" Орехово-Зуевского городского округа Московской области (далее - МУП "Водоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Московской области (далее - судебный пристав-исполнитель, заинтересованные лица) с требованиями о признании незаконным постановления от 17.11.2022 N 50029/22/1478271 о наложении ареста в рамках сводного исполнительного производства N 89218/20/50029-СД, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем отмены постановления о наложении ареста от 17.11.2022 N 50029/22/1478271.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Водоканал" Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Межрайонная ИФНС России N 10 по Московской области, ООО "Ликинский автобус", ПАО "Мосэнергосбыт", АО "Мособлгаз", ООО "Экковод", ГКУ МО "Московская областная специализированная аварийно-восстановительная служба".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 110-112).
Не согласившись с данным судебным актом, судебный пристав-исполнитель Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей судебного пристава-исполнителя Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области, ООО "Ликинский автобус", Межрайонной ИФНС России N 10 по Московской области, ООО "Ликинский автобус", ПАО "Мосэнергосбыт", АО "Мособлгаз", ООО "Экковод", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению имуществом Орехово-Зуевского городского округа Московской области возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Орехово-Зуевского РОСП возбуждены 32 исполнительных производств в отношении должника МУП "Водоканал" Орехово-Зуевского городского округа Московской области, которые объединены в сводное исполнительное производство N 89218/20/50029-СД.
17.11.2022 судебным приставом-исполнителем Федоровой О.А. наложен арест, в том числе на: автомобиль ГАЗ Газель Бизнес 330253 vin Х96330253L2799894 рег номер Т282АХ790, инв N Ф6006886; автомобиль Газ-330232 vin Х96330232N2855027 рег номер О544МА790, инв. N Ф6007568; грузовой автокран МАЗ-5337 (КС3577) рег номер Р393ХН750, инв N Ф6006861; прицеп 84982L (1150л), инв N Ф6006434; экскаватор ЕК-12-00 гос номер 50XE 9716, инв N Ф6006875, о чем вынесено постановление о наложении ареста и составлен акт о наложении ареста (описи имущества) от 17.11.2022.
Аресту подвергнуто 5 единиц имущества по предварительной оценке на сумму 2 690 000,00 руб. (два миллиона шестьсот девяносто тысяч) рублей 00 копеек.
В акте так же указано, что арест включает запрет распоряжаться имуществом. Установлен режим хранения без права пользования имуществом и оставлено на ответственное хранение Родионовой Т.А. по адресу: г. Куровское, ул. Спортивная, д.11.
Полагая, что арест наложен на имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве). Согласно п. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 13 Закона "О судебных приставах", судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Из системного толкования ст. ст. 64 и 68 Закон об исполнительном производстве следует, что в целях полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа закон наделил должностных лиц службы судебных приставов широкими полномочия, указав на возможность совершения отдельных исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
В свою очередь, совершение данных мероприятий находится в прямой взаимосвязи с такими обстоятельствами наличия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание в целях своевременного полного и правильного исполнения требований исполнительного документа, а также восстановления имущественных прав взыскателя. Совершение исполнительных действий и принятие мер принудительного исполнения являются как правом судебного пристава-исполнителя, так и его обязанностью.
В соответствии со ст. 13 Закона "О судебных приставах", судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу части 10 статьи 30 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю.
Согласно статьи 69 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
Частью 4 статьи 69 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (пункт 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Таким образом, совершенные судебным приставом-исполнителем действия предусмотрены Законом об исполнительном производстве и могут применяться приставом при обращении взыскания на имущество должника, а также в качестве обеспечительной меры.
В соответствии с п.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно Постановлению заместителя главы администрации Орехово-Зуевского городского округа от 31.08.2022 N 3513 право хозяйственного ведения на указанное (арестованное) имущество за МУП "Водоканал" прекращено (позиции N 241,243,252,256,263 приложения к постановлению), имущество было возвращено в казну Орехово-Зуевского городского округа.
Имущество передано по акту приема передачи от 31.08.2022.
Согласно выписке из Реестра собственности муниципального образования Орехово-Зуевского городского округа Московской области по состоянию на 24.11.2022 движимое имущество находится в реестре муниципального имущества.
Право хозяйственного ведения на указанное имущество в едином государственном реестре недвижимости за Должником не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 115521784 от 01.09.2021 г. приобщенной к материалам исполнительного производства.
Таким образом, при наложении ареста судебным приставом-исполнителем не была достоверно определена принадлежность арестованного имущества должнику.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2023 года по делу N А41-93936/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93936/2022
Истец: ЗАО МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОДОКАНАЛ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: судебный пристав-исполнитель Орехово-Зуевского РОСП ГУФССП России по Московской области Федорова Ольга Альбертовна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "МОСОБЛГАЗ", АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛИКИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД", ООО "ЭККОВОД"