город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2023 г. |
дело N А53-26076/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.,
при участии:
от истца: представитель Беспечный Е.В. по доверенности от 18.10.2022, представитель Малышева Я.В. по доверенности от 18.10.2022,
от ответчика: представитель Зеликман А.А. по доверенности от 05.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ростовский порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2023 по делу N А53-26076/2022 по иску федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831) к ответчику - акционерному обществу "Ростовский порт"
(ИНН 6167014330, ОГРН 1026104143780) об обязании выполнить ремонтные работы,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Ростовский порт" (далее - ответчик) об обязании выполнить ремонтные работы.
Протокольным определением от 24.10.2022 судом приняты к рассмотрению уточненные исковые требования.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Суд обязал акционерное общество "Ростовский порт" в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить следующие ремонтные работы:
на Причале N 1, расположенном по адресу: Ростовская обл., Аксайский район, ст. Ольгинская, ул. Левобережная, 17:
- выполнить ремонтную подсыпку дна щебнем в местах переуглублений на ПК55-115,83 и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки, колесоотбойного и шапочного бруса в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить засыпку крупным щебнем места образования пустот под плитами покрытия территории на ПК65;
- навесить дополнительно отбойные устройства в местах обрыва;
на Причале N 2, расположенном по адресу: Ростовская обл., Аксайский район, ст. Ольгинская, ул. Левобережная, 17:
- выполнить ремонтную подсыпку дна щебнем в местах переуглублений на ПК0-25, ПК105-115 и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- устранить зазор (100 мм от дна) в районе дна шпунтовой стенки на ПК115,5 и на ПК3 между замками шириной 40 мм;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки, колесоотбойного и шапочного бруса в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить засыпку крупным щебнем места образования пустот под плитами покрытия территории на ПК106;
на Причале N 3, расположенном по адресу: Ростовская обл., Аксайский район, ст. Ольгинская, ул. Левобережная, 17:
- выполнить ремонтную подсыпку дна щебнем в местах переуглублений на ПК143-152 и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- устранить зазоры между шпунтами на ПК38-ПК40 в местах нарушения грунтонепроницаемости;
- выполнить ремонт с обеспечением герметичности шпунтов на ПК24-ПК26, ПК98, ПК117 в местах разрушения бетона на глубину до 300 мм;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки, колесоотбойного и шапочного бруса в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить засыпку крупным щебнем места образования пустот под плитами покрытия территории на ПК41, ПК42, ПК51;
- выполнить ремонт плит покрытия на ПК78-80, ПК100-102, ПК120-122, ПК131-133, ПК140,141, ПК152;
на Причале N 4, расположенном по адресу: Ростовская обл., Аксайский район, ст. Ольгинская, ул. Левобережная, 17:
- выполнить ремонтную подсыпку дна щебнем в местах переуглублений на ПК0-132 и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки, колесоотбойного и шапочного бруса в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- предоставить подтверждающие документы на выполнение работ по засыпке крупным щебнем места просадок прикордонной территории на ПК110;
- навесить дополнительно отбойные устройства в местах обрыва;
- выполнить ремонт плит покрытия на ПК14-ПК16, ПК20-22, ПК23-25, ПК54-56, ПК67-69, ПК100-108, ПК128-131;
- навесить дополнительно отбойные устройства в местах обрыва;
на Причале N 6, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям;
на Причале N 7, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить сварной шов в местах сопряжения полосы усиления и шпунта на участках непровара на ПК41, ПК49, ПК51-53, ПК63, ПК70, ПК83, ПК88, ПК96, ПК98;
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям;
- восстановить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 8, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона;
- выполнить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 9, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- при производственной необходимости привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- заварить стальные заплатки на участках отверстий шпунтов, обеспечить герметичность по длине шпунтовой стенки;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки на участке коррозионных повреждений на ПK101, ПK130 и ПK140;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона;
- вывесить отбойные устройства на ПK26, ПK50, ПK108, ПK115, ПK149;
- выполнить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 10, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонт железобетонного коллектора на ПК1;
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- заварить стальные заплатки на участках отверстий шпунтов, обеспечить герметичность по длине шпунтовой стенки;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки на участке коррозионных повреждений на ПК68, ПК80, ПК125, ПК129, ПК132, ПК140;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона;
- выполнить антикоррозионную обработку шпунтовой стенки в зоне переменного уровня акватории;
- вывесить отбойные устройства на ПК50-85, ПК89-94, ПК95-105, ПК105;
- выполнить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 11, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- заварить стальные заплатки на участках отверстий, обеспечить герметичность по длине шпунтовой стенки;
- выполнить ремонт стенки на ПК28, ПК75 на участках коррозионных разрушений шпунта;
- выполнить антикоррозионную защиту стенки в зоне переменного уровня акватории;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках сколов и отслоения защитного слоя бетона;
- выполнить засыпку территории на ПК32, ПК145 на участках просадки. Установить наблюдения;
- вывесить отбойные устройства на ПК0-7, ПК10-20, ПК45, ПК105, ПК130, ПК150, ПК155, ПК165;
- поднять выше существующей отметки отбойные устройства на ПК110, ПК128;
- выполнить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 12, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонт железобетонного коллектора на ПК145;
- привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- выполнить антикоррозионную защиту шпунтовой стенки в зоне переменного уровня акватории;
- выполнить ремонт в зоне коррозионных разрушений шпунтов на ПК107, ПК151, ПК155;
- заварить стальные заплатки на участках отверстий в шпунтах, обеспечить герметичность по длине шпунтовой стенки;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона;
- выполнить покрытие территории причала на участках отсутствия;
на Причале N 13, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- при производственной необходимости привести отметку дна перед причалом к проектным значениям и предоставить подтверждающие документы в виде промеров глубин перед причалом на расстоянии 20 перед кордоном;
- выполнить ремонт деревянного ограждения фасада причальной эстакады, вывесить отбойные устройства на участках ПК16-28, ПК75-271;
- выполнить ремонт деревянного настила в прикордонной части на ПК90-236;
- при необходимости швартовки выполнить монтаж швартовного устройства на ПК1;
- выполнить ремонт шапочного бруса на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона на ПК9, ПК23-30;
- выполнить ремонт железобетонных плит и двутавровых стоек лицевой стенки на участках разрушения и отслоения защитного слоя бетона на ПК0-48;
на Причале N 28, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Шоссейная, 49 А:
- выполнить ремонт шпунтовой стенки на ПК44-45 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить антикоррозионное покрытие шпунтовой стенки на ПК0-8 в местах отслоения АКЗ;
- выполнить ремонт шапочного бруса на ПК0-4, ПК8-10, ПК26-27, ПК27-35, ПК45-55,6 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить ремонт тумбовой ниши на ПК23-24 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить устройство и планировку покрытия территории причала с организацией водоотвода;
- установить защитные колпаки на водосборный бетонной лоток;
- выполнить ремонт колесоотбойного бруса на ПК0-8 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- закрепить кордонный уголок на ПК0-8;
- вывесить отбойные устройства на ПК8-12. На ПК0-8 вывесить отбойные устройства в случае необходимости швартовки на данном участке;
- поднять, либо вывесить дополнительные отбойные устройства выше существующих на ПК25-35;
- доукомплектовать дополнительными покрышками отбойные устройства на ПК15, ПК20, ПК36, ПК42 в местах отсутствия;
- при необходимости установить швартовные рымы на ПК46;
на Причале N 29, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Шоссейная, 49 А:
- выполнить ремонт участка разрушения бетона рымовой ниши с восстановлением грунтонепроницаемости на ПК180-181. Выполнить засыпку участка просадки на ПК180-181 площадью 0,25 м2 и глубиной до 300 мм;
- заварить зазор и нештатное отверстие стенки на ПК194 и на ПК201;
- выполнить ремонт шпунтовой стенки на ПК85-90, ПК126, ПК194 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить усиление шпунтины на ПК196 в месте вертикального разрыва ребра. Проварить вертикальный стык шпунтины;
- удалить участки слоистой коррозии, выполнить антикоррозионное покрытие шпунтовой стенки на ПК194-205,95;
- выполнить ремонт шапочного бруса на в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- выполнить ремонт тумбовой ниши на ПК38-42 в местах отслоения защитного слоя бетона с оголением корродирующей арматуры;
- восстановить кордонный козырек на ПК20-22, ПК42-47, ПК149-150;
- восстановить покрытие территории в местах отсутствия и разрушения плит. Переложить плиты на участке ПК19-22 в местах превышения вертикального смещения;
- выполнить ремонт колесоотбойного бруса на ПК26-28, ПК42-47;
- вывесить отбойные устройства на ПК19-20, ПК44-63, ПК153, ПК145-150. Закрепить отбойную раму на ПК34-37;
- поднять, либо вывесить дополнительные отбойные устройства выше существующих на ПК25-30, ПК86-90, ПК170-174, ПК180-185, ПК190-195;
- доукомплектовать дополнительными покрышками отбойные рамы на ПК0-13, ПК34-38, ПК48-52, ПК162-168 в местах отсутствия;
- заполнить полости швартовных устройств бетоном марки М300 на ПК202-204.
Обязать акционерное общество "Ростовский порт" ИНН 6167014330, ОГРН 1026104143780 в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить следующие ремонтные работы:
на Причале N 6, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонтно-восстановительные работы шпунтовой стенки на участке ПК40-140 по специально разработанному проекту;
на Причале N 7, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить усиление внутренних шпунтов шпунтовой стенки участка ПК30-100 на ПК31-32, ПК36-38, ПК39, ПК41, ПК44, ПК47-49, ПК50, ПК54, ПК55, ПК64, ПК65-68, ПК70-72, ПК76, ПК82, ПК88, ПК98 по специально разработанному проекту на участках сквозных коррозионных отверстий;
на Причале N 8, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонтно-восстановительные мероприятия по обеспечению устойчивости шпунтовой стенки на ПК110-150 по специально разработанному проекту;
на Причале N 9, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонтно-восстановительные мероприятия по обеспечению устойчивости шпунтовой стенки на ПK0-20, ПK140-150 по специально разработанному проекту;
на Причале N 10, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонтно-восстановительные мероприятия по обеспечению устойчивости шпунтовой стенки на ПК0-20, ПК115-150 по специально разработанному проекту;
на Причале N 12, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить ремонтно-восстановительные мероприятия по обеспечению устойчивости шпунтовой стенки на ПК135-166 по специально разработанному проекту;
на Причале N 13, расположенном по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30:
- выполнить реконструкцию эстакадной части причала на ПК48-271 по специально разработанному проекту.
В случае неисполнения решения в установленный срок с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки.
С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд не привел нормативного обоснования произвольно выбранных истцом сроков ремонтных работ. Суд не принял во внимание финансовое положение ответчика. Масштабное финансирование ремонта причальных сооружений в течение 1-2 лет невозможно по причине отсутствия у ответчика свободных денежных средств. Согласно актам о проведении освидетельствования причалов ООО "СИЦ "Экспертиза" от 2021 года, портовые гидротехнические сооружения признаны годными (ограничено годными) к эксплуатации на срок до 12.05.2026 года, о чем выданы соответствующие заключения с указанием видов работ по устранению неисправностей, без указания конкретного срока выполнения работ.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представители истца в судебном заседании отклонили доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области и АО "Ростовский порт" 17.11.2005 заключен договор аренды имущества N 412/05 N 424/05-1, находящегося в федеральной собственности.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области от 09.11.2010 N 938-р "О закреплении объектов недвижимости" за ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения были закреплены следующие объекты недвижимого имущества, переданные в аренду АО "Ростовский порт" по вышеуказанному договору:
1) гидротехнические сооружения - грузовые причалы Ростовского ковша (Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Шоссейная, 49 А);
2) гидротехнические сооружения - грузовые причалы Александровского ковша (Ростовская обл., Аксайский район, ст. Ольгииская, ул. Левобережная, 17);
3) гидротехнические сооружения - грузовые причалы Центрального грузового района (Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30).
Право хозяйственного ведения истца на грузовые причалы Ростовского ковша, грузовые причалы Александровского ковша и грузовые причалы Центрального грузового района зарегистрировано в ЕГРН 27.04.2011 и 03.05.2011.
Согласно п. 2.2.4 договора арендатор обязан содержать арендованное имущество в исправном состоянии, пригодном для его надлежащей эксплуатации, а также обеспечивать соблюдение правил эксплуатации и содержания его, условий и мер пожарной безопасности и санитарии, в т.ч. в отношении прилегающих территорий.
В случае изменения глубин у объектов, указанных в паспортах гидротехнических сооружений (причалов), в пределах полосы дна вдоль объектов шириной 20 метров, согласно требованиям нормативной технической документации, за свой счет восстановить эти глубины (п. 2.2.6 Договора).
Согласно п. 2.2.14 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.06.2015) арендатор обязан производить за свой счет текущий и капитальный ремонт объектов, в том числе ремонт, составляющий пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения.
По результатам освидетельствования 15.11.2016 ООО "Балтморпроект" выдал в отношении объектов извещения о необходимости выполнения ремонтных работ, согласно которым гидротехнические сооружения - причалы NN 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 28, 29 морского порта Ростов-на-Дону признаны годными к эксплуатации, однако, требуется выполнение ремонтных работ в связи с повреждениями, и предписано в срок до декабря 2021 года их выполнить.
По истечении срока, указанного в извещениях ООО "Балтморпроект" от 15.11.2016, ответчиком организовано проведение очередного освидетельствования, по результатам которого получены акты освидетельствования портовых гидротехнических сооружений от 03.05.2021, 12.05.2021, 27.05.2021 и 27.12.2021.
В актах освидетельствования портовых гидротехнических сооружений указано, что дефекты и повреждения, отраженные в освидетельствовании, проведенном ранее, не устранены.
Кроме того, при обследовании выявлены другие дефекты и нарушения режима эксплуатации гидросооружений, отраженные в извещениях, направленных ответчику.
10.01.2022 при проверке соблюдения ответчиком условий договора, а также выполнения текущего и (или) капитального ремонта, переданных в аренду портовых гидротехнических сооружений, истцом установлено неисполнение ответчиком извещений о проведении ремонтных работ. Выводы комиссии оформлены актами комиссионного периодического осмотра причалов NN 1-4, 6-13 и 28, 29.
В связи с неисполнением мероприятий по ремонту причалов NN 1-4, 6-13, 28, 29 морского порта Ростов-на-Дону в соответствии с извещениями от 15.11.2016 и непринятием ответчиком мер по выполнению ремонтных работ на причалах, истец направил требование от 16.02.2022 N Ф1070-14/340-ИС о необходимости устранения нарушений условий договора, а затем досудебную претензию от 16.03.2022 N АВ-14/774-02, в которой ответчику был установлен срок выполнения ремонтных работ на Причалах NN 1-4, 6-13, 28, 29 до 31.05.2022.
Ответчик в ответе от 08.04.2022 N 14-148 на досудебную претензию истца предложил пересмотреть претензионные требования и руководствоваться приложенным к письму Планом мероприятий по ремонту гидротехнических сооружений на 2022-2026 годы, в редакцию которого отнесены и мероприятия, не исполненные ответчиком по извещениям ООО "Балтморпроект" от 15.11.2016.
Таким образом, ответчиком не выполнены ремонтные работы в отношении арендуемых объектов в объеме и в сроки, предусмотренные извещениями о необходимости проведения ремонтных работ, выданными специализированной организацией по результатам обследования портового ГТС.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения предприятия в суд с настоящим иском.
Возникшие между сторонами правоотношения подлежат квалификации как обязательственные отношения, возникшие из договора аренды сооружения, которые подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации определено бремя содержания арендованного имущества, в соответствии с которым арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В свою очередь, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из приведенных законоположений следует, что обязанность производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества отнесена на арендодателя (за исключением случаев, когда такая обязанность законом или договором отнесена на арендатора), а на арендатора обязанность эксплуатировать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
В данном случае договором согласовано условие о том, что арендатор (ответчик) обязуется производить за свой счет текущий ремонт, капитальный ремонт объектов, в том числе ремонт, в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения (пункт 2.2.14 договора).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта установлены положениями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 (далее - Технический регламент), в соответствии с которым эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 Технического регламента (пункт 183 Технического регламента).
В пунктах 186, 187, 189 Технического регламента указано, что техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
Объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.
Судом установлено, что 15.11.2016 ООО "Балтморпроект" выдано извещение о необходимости выполнения ремонтных работ, которые, в том числе, явились предметом настоящих исковых требований.
В пунктах 223, 224 Технического регламента указано, что для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт).
Планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.
При проведении обследований и мониторинга технического состояния портовых гидротехнических сооружений, расположенных на акваториях портов и судоремонтных заводов, используются Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.2011 N 600-ст) (далее - Национальный стандарт ГОСТ Р 54523) и "СП 389.1326000.2018. Свод правил. Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта" (утв. Приказом Минтранса России от 15.10.2018 N 363) (далее - Свод правил).
Контроль технического состояния гидротехнических сооружений осуществляется путем своевременного выявления дефектов и нарушений режима эксплуатации и принятия мер по устранению выявленных дефектов и нарушений. Для этих целей эксплуатирующая организация совместно с представителем собственника сооружения обязана проводить мониторинг технического состояния сооружений, выполняя регулярные и периодические осмотры сооружений, а также проводить их комплексные обследования аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (п. 5.2.9 Свода правил).
По результатам обследования (первичного, очередного, внеочередного) аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет отчет и (или) акт освидетельствования портового гидротехнического сооружения, содержащий следующие необходимые для дальнейшей эксплуатации сооружения документы: свидетельство о годности портового гидротехнического сооружения к эксплуатации; извещение о необходимости выполнения ремонтных работ, изменения режима эксплуатации, вывода портового гидротехнического сооружения из эксплуатации; заключение о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения.
Пунктом 5.2.28 Свода правил установлено, что при наличии значительных и критических дефектов несущих конструкций определяется возможность эксплуатировать сооружение в условиях изменения режима его эксплуатации до выполнения ремонтных работ. В этом случае свидетельство о годности сооружения к эксплуатации сопровождается извещением, ограничивающим режим эксплуатации и (или) предлагающим устранить дефекты.
По результатам освидетельствования 15.11.2016 ООО "Балтморпроект" выдал в отношении спорных объектов извещения о необходимости выполнения ремонтных работ, согласно которым гидротехнические сооружения - причалы NN 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 28, 29 морского порта Ростов-на-Дону признаны годными к эксплуатации, однако, требуется выполнение ремонтных работ в связи с повреждениями, и предписано в срок до декабря 2021 года их выполнить.
Результаты обследования и мониторинга технического состояния сооружения в виде акта освидетельствования и акта периодического технического осмотра помещают в пополняемую часть паспорта сооружения (п. 4.17 Национального стандарта ГОСТ Р 54523, пл. 4.3.8, 4.3.10, 5.1.3, 5.2.21, 5.2.34 Свода правил).
Текущий и капитальный ремонты портовых гидротехнических сооружений, регламентируемые договорами аренды, по результатам регулярных и периодических технических осмотров, а также по результатам комплексных обследований сооружений, должен производиться силами эксплуатирующей организации с привлечением в необходимых случаях подрядных организаций под контролем квалифицированных специалистов собственника сооружения (п. 5.3.1 Свода правил).
Из описанного следует обязанность ответчика выполнить ремонтные работы на арендуемых объектах в сроки и в объемах, установленных в извещениях, выданных специализированной организацией.
Ответчик требование истца о выполнении ремонтных работ не оспорил, при этом, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, полагает, что выполнение работ в срок один, два года невозможно. Полагает возможным выполнить работы в срок, соответственно, три и четыре года.
Ссылка ответчика на тяжелое финансовое положение не может быть принята судом, поскольку указанное обстоятельство не освобождает арендатора от исполнения обязательства по договору.
Введение внешнеэкономических санкций, проведение специальной военной операции не отнесено условиями договора к числу обстоятельств, освобождающих стороны от исполнения обязательств по договору аренды, в связи с чем риск негативных последствий для ответчика в результате таких санкций не может быть возложен на истца.
При этом суд обращает внимание, что приведенные заявителем вышеуказанные обстоятельства возникли после наступления срока исполнения обязанности ответчика по выполнению ремонтных работ.
Довод ответчика об отсутствии конкретного срока выполнения ремонтных работ в извещениях ООО "СИЦ "Экспертиза", подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела, очередные извещения ответчику выданы на срок до 12.05.2026.
Ответчик был извещен о необходимости производства работ с 15.11.2016 и добровольно принял на себя это обязательство, однако до настоящего времени большую часть работ не выполнил. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства не должно возлагать негативные последствия на истца.
Учитывая, что ответчик в нарушение нормативных документов и условий договора не обеспечивает длительное время (более шести лет) комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по ремонту объектов, что влечет снижение эксплуатационных характеристик объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, и, соответственно, снижение эффективности использования, сохранности и безопасности эксплуатации портовых гидротехнических сооружении в морском порту Ростов-на-Дону, суд пришел к выводу о необходимости установления срока для производства ремонтных работ, заявленного истцом.
Оснований для переоценки вывода суда, с учетом приведенных заявителем доводов апелляционная коллегия не усматривает.
При этом суд полагает необходимым разъяснить подателю жалобы, что он не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта в порядке ст. 324 АПК РФ.
В силу статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Истцом заявлено также об установлении судебной неустойки за нарушение срока исполнения решения на основании статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 1/365 от годовой арендной платы.
Согласно названной норме в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 Кодекса) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная неустойка по натуральному требованию не носит компенсаторный характер (как денежная пеня), а выполняет функцию стимулятора, побуждающего к своевременному исполнению судебного акта. Суд исходил из того, что она должна быть определена в таком размере, чтобы явиться действенной мерой в отношении лица, допустившего нарушение прав взыскателя. При этом должник может вовсе избежать применения этой санкции, исполнив решение суда в срок.
Поскольку ответчику надлежит выполнить большой объем работ, а не выполнение любой ее части влечет начисление неустойки, а также учитывая необходимость совершения ответчиком иных обязательных платежей в результате своей деятельности, с целью недопущения прекращения коммерческой деятельности ответчика, суд полагает соразмерным в случае неисполнения ответчиком решения в определенный решением срок, установить неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки.
Мотивированных возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе (платежное поручение N 1110 от 10.03.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2023 по делу N А53-26076/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26076/2022
Истец: ФГУП "РОСМОРПОРТ", ФГУП "Росморпорт" в лице Азовского бассейнового филиала
Ответчик: АО "РОСТОВСКИЙ ПОРТ"