город Чита |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А19-12888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Желтоухова Е.В., Венедиктовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 февраля 2023 года по делу N А19-12888/2022
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" (ОГРН: 1023801010970, ИНН: 3808066311) о взыскании 151 870 руб. 80 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 8 854 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.08.2021 по 31.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" (далее - ответчик, ООО "ИНК") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по договору N ВС-19/9 БП РЖД на оказание услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе) от 19.11.2018 в размере 151 870 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.08.2021 по 31.04.2022 в размере 8 854 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 февраля 2023 года иск удовлетворен.
Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение изменить. Полагает, что судом первой инстанции установлены не все обстоятельства для правильного рассмотрения дела. Истец, по мнению апеллянта, не доказал факт необходимости задержки вагонов по заявкам N 83464 от 10.06.2021 и N 83661 от 15.06.2021 на одни сутки до 19.06.2021.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в пределах изложенных в ней доводов и в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 19.11.2018 между ОАО "РЖД" и ООО "ИНК" (клиент) заключен договор N ВС-19/9 БП РЖД на оказание услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), по условиям которого ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства оказать клиенту услугу по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), а клиент обязуется оплатить услугу на условиях договора. Услуга оказывается в процессе перевозок груженых и (или) порожних грузовых вагонов назначением на станции ОАО "РЖД" (вагоны размещаются на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования) (пункт 1.1 договора).
Основанием для оказания клиенту услуги является заявка на оказание услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), направляемая клиентом в ОАО "РЖД" в целях: обеспечения беспрерывной работы предприятия клиента (грузоотправителя/грузополучателя) при невозможности организации нахождения груза на территории предприятия клиента; исключения единовременного прибытия большого количества вагонов на станцию назначения с учетом возможностей станций, примыкающих к станции назначения; в случае профилактики на предприятии клиента (грузоотправителя/грузополучателя) и необходимости накопления партии сырья/иного груза; накопления груза в пути следования под судовую партию; обеспечения бесперебойной работы порта при невозможности организации складирования груза на территории порта в случае осложнения метеорологических условий, невозможности своевременного обеспечения судами. Оказание услуги осуществляется на базе электронного документооборота с применением электронной подписи (пункт 1.2 договора).
Стороны признают, что нахождение вагонов на путях общего пользования в период, когда вагоны отставлены от движения по заявке клиента, безусловно является нахождением вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе, если указанное нахождение вагонов на путях общего пользования происходит в период между приемом груза (порожнего вагона) к перевозке и раскредитованием перевозочных документов (пункт 1.4 договора).
Как установлено пунктами 3.10-3.11 договора, ОАО "РЖД" обязуется составлять на станции оказания услуги акт общей формы на начало оказания услуги и акт на окончание оказания услуги. ОАО "РЖД" обязуется на основании исполненных заявок клиента и составленных актов на начало и окончание оказания услуги сформировать и подписать своей ЭП накопительную ведомость для начисления и взыскания сборов, предусмотренных договором. Акты, составленные на начало и окончание оказания услуги, прикладываются к перевозочным документам. После окончания оказания услуги вагоны направляются на станцию назначения.
Датой и временем начала оказания услуги являются: в случае, если на момент согласования заявки вагоны еще не прибыли на станцию оказания услуги - дата и время прибытия вагонов на станцию оказания услуги (станцию передислокации), указанные в натурном листе поезда; в случае, если на момент согласования заявки вагоны находились на станции оказания услуги - дата и время согласования ОАО "РЖД" заявки.
Дата и время окончания оказания услуги определяются с учетом следующих особенностей: если в заявке указана предполагаемая дата окончания оказания услуги, то дата и время окончания оказания услуги фиксируются на 24 часа 00 минут даты окончания размещения, указанной в заявке; если в заявке указан срок размещения вагонов, то дата и время окончания оказания услуги определяются, исходя из даты и времени начала оказания услуги, с учетом установленного заявкой количества суток оказания услуги; в случае, согласования ОАО "РЖД" заявления о переадресовке грузов/порожних грузовых вагонов дата и время окончания оказания услуги определяются как дата и время согласования ОАО "РЖД" заявления о переадресовке грузов, порожних грузовых вагонов (пункт 3.12 договора).
За оказание услуги взимается договорный сбор по ставкам, указанным в приложении N 2 к договору. Ставки платы за оказание услуги установлены в расчете на единицу подвижного состава (контейнер) за один час нахождения на путях общего пользования (руб./ед.подв.сост.(конт.)/час) дифференцировано в зависимости от длины подвижного состава (типоразмера контейнера). Фактическая длина подвижного состава по осям сцепления автосцепок округляется до 0,1 метра. Плата за оказание услуги определяется путем умножения ставки платы (руб./ед.подв.сост.(конт.)/час) на оплачиваемое время (часы), округленное по правилам пункта 4.3 договора, и на коэффициент индексации. Для проведения расчетов с клиентом моментом начала времени, за которое взимается плата за нахождение вагонов на путях общего пользования ввиду оказания услуги, является дата и время начала оказания услуги, указанные в акте на начало оказания услуги. Моментом окончания данного времени - дата и время окончания оказания услуги, указанные в акте на окончание оказания услуги (пункты 4.1, 4.2 договора).
В АС ЭТРАН по данным актов на начало и окончание оказания услуги ОАО "РЖД" формируется накопительная ведомость формы ФДУ-92, получив ведомость клиент подписывает ее своей ЭП. Списание сумм платежей, начисленных за услуги по договору, осуществляется ОАО "РЖД" на основании подписанной сторонами накопительной ведомости (пункт 5.2 договора).
В июне 2022 года ОАО "РЖД" оказало ООО "ИНК" услугу по временному размещению 37 вагонов (в перевозочном процессе) в составе поезда 2108 (индекс 9244-006-9278) на железнодорожных путях общего пользования станции Якурим ВСЖД.
Предоставление путей для оказания услуги по размещению вагонов осуществлялось на основании заявок ответчика N 83464 (планируемая дата окончания оказания услуги - 14.06.2021), N 83661 (планируемая дата окончания оказания услуги - 18.06.2021), N 83817 (планируемая дата окончания оказания услуги - 21.06.2021), N 83860 (планируемая дата окончания оказания услуги - 20.06.2021) в соответствии с условиями договора.
На основании указанных заявок вагоны по спорным отправкам были отставлены от движения 09.06.2021 в 10 час. 44 мин., размещены перевозчиком на путях общего пользования станции Якурим ВСЖД.
Факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в течение 220 часов подтверждается представленными истцом в материалы дела актами общей формы станции Якурим ВСЖД (от 09.06.2021 N 9276/1637, от 19.06.2021 N 9276/1716).
Срок доставки грузов увеличен на все время оказания услуги в соответствии с пунктом 1.3 договора, положений статьи 333 УЖТ, что подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы, составленными на станции назначения Лена-Восточная ВСЖД.
Перевозчиком по накопительной ведомости ф. ФДУ-92 N 060804 станции Якурим ВСЖД произведено начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в отставленных от движения поездах, в соответствии с договором на оказание услуг (отстой в пути следования) по станции Якурим ВСЖД. Расчет суммы платы произведен с учетом НДС (20%) по вышеуказанной ведомости на сумму 151 870 руб. 80 коп.
Заявляя требования, истец указал на обязанность внести плату за нахождение вагонов на путях общего пользования согласно заключенному договору, произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами. Соответствующая претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 8, 307, 309, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденные приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, на основе оценки представленных доказательств пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований, о том, что расчет платы произведен в соответствии с условиями договора и действующего законодательства, отметив, что ответчик контррасчет не представил. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом признан верным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 64 и статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности, полагает выводы суда первой инстанции правильными, факт размещения в спорный период вагонов на путях общего пользования доказан.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства по существу спора, на которые ссылается заявитель жалобы, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме и получили надлежащую оценку суда, которую суд апелляционной инстанции считает верной.
Представленные доказательства, в том акты общей формы N 9276/1637 от 09.06.2021, N 9276/1716 от 19.06.2021 (причина составления - задержка грузовой отправки вне состава брошенного поезда, причина задержки отстой подвижного состава по договору с перевозчиком), судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.
Выводы суда первой инстанции заявитель не опроверг.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 февраля 2023 года по делу N А19-12888/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12888/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ООО "Иркутская нефтяная компания" "ИНК"