г. Чита |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А10-7458/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - заявитель, Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к арбитражному управляющему Акимовой Эльвире Раисовне (далее - арбитражный управляющий Акимова Э.Р. или арбитражный управляющий) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 января 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Республике Бурятия обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, несогласно с выводом суда о признании правонарушения малозначительным и объявлением устного замечания, по мотивам, изложенным в жалобе. Просит обжалуемое решение отменить, привлечь арбитражного управляющего Акимову Э.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Арбитражный управляющий Акимова Э.Р. в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на судебный акт по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10).
В рассматриваемом случае о принятии апелляционной жалобы к производству лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации 16 февраля 2023 года на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, в котором предложено в срок до 09 марта 2023 года представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных процессуальным законодательством для пересмотра в апелляционном порядке судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Акимова Э.Р. является арбитражным управляющим, членом Ассоциации Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Должностным лицом Управления Росреестра по Республике Бурятия Скубиро Е.С. по результатам рассмотрения жалобы ООО "Голби Консалт" от 08 июля 2022 года N 02/10213/22, обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выразившегося в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Акимовой Э.Р. по исполнению возложенных на нее законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, а именно:
- по соблюдению общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего;
- по ведению (заполнению) журнала регистрации участников собрания кредиторов.
Протокол об административном правонарушении от 17 ноября 2022 года составлен в отсутствие арбитражного управляющего Акимовой Э.Р., извещенной о времени и месте составления протокола надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, почтовым уведомлением о вручении почтового отправления 18 октября 2022 года.
На основании части 1 статьи 28.8, части 1 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра по Республике Бурятия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Акимовой Э.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях арбитражного управляющего Акимовой ЭР. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и применении в её отношении положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении от 17 ноября 2022 года составлен в отсутствие арбитражного управляющего Акимовой Э.Р.
Требования статей 28.2, 28.5 КоАП РФ при составлении протокола соблюдены, уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено административным органом заказным письмом с идентификационным номером 80092077810039 и получено адресатом 18 октября 2022 года.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административное правонарушение в понимании статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Процедура привлечения лица к административной ответственности административным органом соблюдена.
Административное правонарушение в понимании статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является арбитражный управляющий.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является невыполнение арбитражным управляющим любых правил и обязанностей, возложенных на него законодательством о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 мая 2021 года должник - общество с ограниченной ответственностью Геологическое предприятие "Сибирьгеология" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена Акимова Э.Р.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.
Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику.
Конкурсный управляющий в силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве обязан представлять собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Кредиторы осуществляют контроль за деятельностью конкурсного управляющего на основании информации и сведений, которые содержаться в отчетах о деятельности.
Представление отчета о ходе процедуры банкротства и иной информации направлено на реализацию кредиторами своих прав и законных интересов, на своевременное принятие решений по результатам мероприятий, проводимых конкурсным управляющим, на защиту своих интересов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Пунктом 4 Правил установлено, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с пунктом 10 Правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в отчете конкурсного управляющего.
- о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
- о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
- о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
- о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
- о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
- о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
- о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
- о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
- о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
- о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
- о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
- иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего определены Правилами.
Правилами определены общие требования к составлению арбитражными управляющими отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов (пункт 1).
Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве (пункт 10).
В отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов (п.3).
В соответствии с пунктом 5 Правил в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются:
а) дата и место составления отчета (заключения);
б) фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;
в) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, судебные акты о введении соответствующей процедуры банкротства и об утверждении арбитражного управляющего;
г) сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
д) полное наименование и адрес должника, его организационно-правовая форма;
е) сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты денежного вознаграждения указанным лицам; ж) информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения;
з) данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Типовые формы отчетов утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 августа 2003 года N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что арбитражный управляющий Акимова Э.Р. представила в Арбитражный суд Республики Бурятия в материалы дела о банкротстве N А10-3785/2020 отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ООО ГП "Сибирьгеология" от 07 ноября 2021 года, от 11 мая 2022 года.
Согласно сообщению N 7267969, опубликованному в ЕФРСБ 02 сентября 2021 года, конкурсный управляющий ООО ГП "Сибирьгеология" Акимова Э.Р. разместила информацию о результатах инвентаризации имущества должника.
Согласно инвентаризационной описи от 02 сентября 2021 года у должника выявлен нематериальный актив - лицензия на пользование недрами УДЭ 01690 вид лицензии ТЭ для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, дата окончания срока действия 15 ноября 2035 года, Приказ Роснедра от 04 августа 2015 года N 506.
Согласно сообщению ЕФРСБ от 25 февраля 2022 года конкурсным управляющим - ООО ГП "Сибирьгеология" Акимовой Э.Р.
22 февраля 2022 года проведена инвентаризации имущества должника, в ходе которой выявлено 168 438 кг. горной породы (имущество находится на 11 складе должника, расположенному по адресу: 664014, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Толевая, д. 4Г (склад N 25).
Вместе с тем, в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результате оценки имущества должника" отчетов конкурсного управляющего от 07 ноября 2021 года, от 11 мая 2022 года конкурсным управляющим не отражена информация о выявленном 02 сентября 2021 года нематериальном активе должника - лицензия на пользование недрами УДЭ 01690 вид лицензии ТЭ для разведки и добычи полезных ископаемых; а также о результатах проведенной 22 февраля 2022 года инвентаризации и о выявленном имуществе: горной породы массой 168 438 кг., находящейся на хранении на складе должника, расположенному по адресу: 664014, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Толевая, д. 4Г (склад N 25).
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства, предусмотрен раздел "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", в котором должны быть указаны наименование кредитора, суммы требований согласно реестру и суммы удовлетворенных требований, процент удовлетворения требований кредиторов, дату удовлетворения.
Вместе с тем, в отчетах от 07 ноября 2021 года, от 11 мая 2022 года отсутствует раздел "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", что не соответствует утвержденной Типовой формы отчета конкурсного управляющего.
Сведения о формировании реестра требований кредиторов ООО ГП "Сибирьгеология" включаются конкурсным управляющим Акимовой Э.Р. в раздел "Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнении обязанностей".
По состоянию на 16 ноября 2021 года в реестр требований кредиторов были включены требования 18 кредиторов на общую сумму 14 649 704,46 рублей, из которых:
в первую очередь включен один кредитор на сумму 21 000,00 рублей,
во вторую 12 кредиторов на сумму 12 421 724,70 рублей,
в третью 5 кредиторов на сумму 2 441 322,02 рублей,
один кредитор включен в реестр на сумму 9 677,29 рублей, подлежащую удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов включенных в реестр.
Однако в отчетах отсутствует информация о наименовании кредитора включенного в реестр, суммы требований по каждой очереди отдельно.
Кроме того, конкурсным управляющим Акимовой Э.Р. в отчете от 07 ноября 2021 года не отражена информации о кредиторе ООО "Голби Консалт" требование, которого возникло на основании определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 августа 2021 года о включении требований в реестр требований кредиторов должника ООО Геологическое предприятие "Сибирьгеология" в сумме 22 953 760,26 рублей в том числе: 10 760 000 рублей - основного долга, 2 363 196,18 рублей - процентов, 9 830 564,08 рублей, подлежащими удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника предусмотрен раздел "Сведения об арбитражном управляющем" в котором отражаются, в том числе, сведения о наименовании страховой организации, с которой заключен договор о страховании ответственности арбитражного управляющего, номер договора страхования дата его заключения и срок действия.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона о банкротстве договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок.
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о банкротстве предусматривает в таком случае необходимость для конкурсного управляющего в течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве дополнительно заключать договоры обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, со страховой организацией, аккредитованной СРО арбитражных управляющих. При этом определены минимальные размеры страховых сумм по указанным договорам в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В отчетах конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 08 ноября 2021 года и от 11 мая 2022 года содержаться сведения о договоре страхования N 02-21/TPL16/000439 от 01 февраля 2021 года, заключенного со страховой организацией ООО "Страховая компания "АРСЕНАЛЪ" срок действия которого истек 31 января 2022 года.
В отчете конкурсного управляющего о результатах проведения процедуры конкурсного производства от 11 мая 2022 года указано, что договор страхования ответственности заключен Акимовой Э.Р. со страховой организацией ООО "Международная страхования компания" 01 февраля 2022 года на срок до 31 января 2023 года.
Следовательно, в отчетах конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника Акимовой Э.Р. указаны недостоверные сведения о договоре страхования ответственности.
Период совершения административного правонарушения: 07 ноября 2021 года, 08 ноября 2021 года, 11 мая 2022 года.
Из отзыва арбитражного управляющего следует, что нарушения являются формальными и не повлекшими существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, не повлекло каких-либо материальных последствий ни для работников, ни для кредиторов должника. Сведения о проведении инвентаризации имущества должника, доведены до лиц, участвующих в деле о банкротстве и для третьих лиц в полном объеме, путем публикации информации в ЕФРСБ, а также находятся на иных страницах отчета, цели сокрытия сведений о наличии имущества должника и проведения его инвентаризации конкурсный управляющий Акимова Э. Р. не преследовала.
В отчете конкурсного управляющего Акимовой Э. Р. от 11 мая 2022 года содержатся сведения о сформированном реестре требований кредиторов, в том числе о сумме требований зареестровых кредиторов ООО "Голби Консалт" и Дедюхина А. В. Аналогичным образом данные сведения содержатся в отчете от 07 ноября 2021 года, который был предоставлен в суд и кредиторам совместно с актуальным реестром требований кредиторов ООО ГП "Сибирьгеология", являющемуся его неотъемлемой частью. Также сведения об учете требований указанных кредиторов, подлежащих удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты содержатся в реестре требований кредиторов. Закон о банкротстве предусматривает отражение в отчете в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" сведений о включенных в реестр кредиторах, а не о кредиторах, во включении в реестр требований которых судом отказано. Тем не менее, конкурсный управляющий Акимова Э. Р. отразила в отчете сведения обо всех кредиторах. Кроме того, к отчету был приложен реестр требований кредиторов должника типовой формы.
В отчете конкурсного управляющего Акимовой Э.Р. о своей деятельности и о результатах проведения процедуры конкурсного производства от 11 мая 2022 года указаны полные сведения о заключенном договоре страхования.
В отчете об использовании денежных средств содержится опечатка. Однако, данная опечатка при условии наличия всех сведений в основном отчете, не нарушает и ущемляет права лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Представление отчетов арбитражного управляющего является формой контроля со стороны кредиторов и арбитражного суда за деятельностью арбитражного управляющего и результатами проведения процедуры банкротства, в связи с чем, предоставление отчетов, содержащих неполные сведения, нарушает права кредиторов на получение полной и достоверной информации о ходе процедуры, выполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.
Таким образом, материалами дела подтверждено событие вменяемого правонарушения по данному эпизоду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 годаN 56 (далее - Правила N 56).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 56 при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
Пунктом 5 Правил N 56 предусмотрено, что регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов.
Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации.
Приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2004 года N 235 "Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов" утверждена типовая форма журнала регистрации участников собрания кредиторов, в соответствии с которой в журнале предусмотрена графа "Время регистрации".
Согласно Сообщению ЕФРСБ N 8663955 от 22 апреля 2022 года конкурсным управляющим назначено собрание кредиторов ООО Геологическое предприятие "Сибирьгеология" на 19 мая 2022 года.
В журнале регистрации участников собрания кредиторов ООО Геологическое предприятие "Сибирьгеология" от 19 мая 2022 года графа "Время регистрации" представителя кредитора ИП Гольяновна Р.А. Бидевельского М.Ю. не заполнена.
Дата совершения правонарушения - 19 мая 2022 года.
Из отзыва арбитражного управляющего следует, что в журнале регистрации собрания кредиторов от 19 мая 2022 года - в момент заполнения журнала регистрации на собрании кредиторов, конкурсный управляющий предоставила право заполнения сведений о фамилии и реквизиты документа удостоверяющего личность участника собрания непосредственно представителю кредитора ИП Гольянова Р. А., а время регистрации было внесено в Журнал регистрации позднее.
Полагает, что данный факт не носит неустранимый для должника и конкурсных кредиторов характер и не имеет последствий, свидетельствующих о незаконном участии в собрании кредиторов иных третьих лиц, как и не имеет последствий, связанный с нарушением чьих-либо прав для участия в собрании кредиторов от 19 мая 2022 года. Аналогию законности внесения записи об участии в собрании кредиторов в более поздний срок можно провести с порядком организации и проведения собраний кредиторов в заочной форме. Нормы о проведении собраний в заочной действовали в период проведения собрания кредиторов 19 мая 2022 года, однако, конкурсный управляющий провела собрание в очной форме, чем предоставила кредиторам должника возможность лично внести сведения о себе в журнал регистрации участников собрания (Закон о банкротстве и Правила не запрещают заполнять сведения о своей явке лично кредиторам) и очно задать вопросы по результатам проведения конкурсного производства на 19 мая 2022 года.
Доводы о предоставлении права заполнения сведений о фамилии и реквизиты документа удостоверяющего личность участника собрания непосредственно представителю кредитора ИП Гольянова Р. А. и внесения времени позднее судом первой инстанции верно отклонены, поскольку регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим и является его обязанностью.
Таким образом, событие вменяемого правонарушения по данному эпизоду материалами дела подтверждено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Акимовой Э.Р. признаков инкриминируемого состава правонарушения.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
По мнению суда апелляционной инстанции является правомерным вывод суда первой инстанции, что совершенное арбитражным управляющим Акимовой Э.Р. деяние может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
При этом, суд первой инстанции верно исходил из того, что в данном случае допущенные арбитражным управляющим Акимовой Э.Р. нарушения не повлекли негативные последствия для процедуры банкротства.
Нарушений законных прав и интересов конкурсных кредиторов либо иных лиц не установлено, в связи с чем правонарушения не представляют существенной угрозы государственным и общественным интересам.
Пренебрежительное отношение арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлено.
Признавая совершенные арбитражным управляющим Акимовой Э.Р. правонарушения малозначительными суд первой инстанции в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости назначенного наказания исходил из степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку допущенные арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства должника - общества с ограниченной ответственностью Геологическое предприятие "Сибирьгеология" нарушения законодательства о банкротстве не привели к возникновению существенной угрозы общественным и иным охраняемым законом интересам.
Нарушения не повлекли негативных последствий для кредиторов и не увеличили сроки рассмотрения дела о банкротстве. Иного в материалы данного дела не представлено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также отсутствие при этом реального, а не формального нарушения чьих-либо прав или законных интересов, в том числе уполномоченного органа, кредиторов или должника, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, правонарушение, совершенное арбитражным управляющим, при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для общества или государства, совершено без прямого умысла.
В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного арбитражным управляющим Акимовой Э.Р. правонарушения малозначительным.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2011 года N 71), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно ограничился устным замечанием и освободил от ответственности арбитражного управляющего Акимову Э.Р. в связи с малозначительностью правонарушения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Республики Бурятия от 31 января 2023 года по делу N А10-7458/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7458/2022
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Ответчик: Акимова Эльвира Раисовна