24 апреля 2023 г. |
Дело N А84-8836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Трифоновой Анны Федоровны по доверенности от 26.12.2022 N Д-125/22,
от Демидова Игоря Александровича - Капцова Михаила Евгеньевича по доверенности от 08.12.2020 N 2430,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Михайловской Елены Сергеевны по доверенности от 09.01.2023 N 7;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2023 по делу N А84-8836/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по республики Крым и городу Севастополю,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым (далее - Крымское УФАС России, административный орган) от 03.10.2022 N 082/04/9.21-1297/2022 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Демидова И.А.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество "Севастопольэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что заявка считается поданной в момент представления полного комплекта документов, следовательно, размер платы правомерно определен Обществом с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178. В данном случае заявка Демидова И.А. при первоначальной ее подаче в сетевую организацию (15.06.2022) не соответствовала требованиям правил ТП, в связи с чем, в момент подачи не было оснований для направления оферты сетевой организации в порядке, предусмотренном правилами ТП.
Также заявитель жалобы указывает на отсутствие вины и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку Общество удовлетворило в добровольном порядке требование Демидова И.А. о пересмотре платы за ТП, через личный кабинет заявителя правило счет на оплату N 25022-4006-002 от 30.09.2022 с применением ставки, действующей до 01.07.2022 на сумму 550 руб. В связи с вышеизложенным у суда имелись основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ как на дату вынесения постановления Крымского УФАС России, так и на дату вынесения оспариваемого решения арбитражного суда. Вместе с тем, суд не освободил Общество от административной ответственности, в связи с чем, мера ответственности не является соразмерной совершенному правонарушению.
В представленных отзывах Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю, Демидов И.А. изложили свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 09.08.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба Демидова И.А. на действия Общества "Севастопольэнерго" по выставлению счета на оплату N 25022-3964006-001 в размере 45 000 руб. за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении Демидова И.А., административный орган провел проверку, в ходе которой было установлено, что 15.06.2022 Демидов И.А. подал в ООО "Севастопольэнерго" заявку на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), а именно, жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, СТ "Золотая Балка", 102, 103.
Общество 20.06.2022 уведомило Демидова И.А. об отсутствии оснований для рассмотрения его заявки, сославшись, что заявка от 15.06.2022 она подана одновременно с заявкой СТ "Золотая балка", которая в перечне присоединяемых к электрическим сетям объектов содержит сведения о земельном участке по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, СТ "Золотая балка", 102, 103 (письмо от 20.06.2022 N Итп/22-05552).
Письмом от 08.07.2022 Демидов И.А. представил в адрес Общества мотивированные возражения.
Общество 22.07.2022 выставило Демидову И.А. счет на оплату N 25022-4006-001 за технологическое присоединение к электрическим сетям на сумму 45 000 руб.
Установив нарушение Обществом порядка расчета платы за технологическое присоединение по заявке Демидова И.А. от 15.06.2022, административный орган составил протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-1297/2022, которым установлен факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Крымское УФАС России 03.10.2022 признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб..
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, Общество "Севастопольэнерго" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет ответственность, установленную частью 2 указанной статьи.
Объективная сторона данного правонарушения выражается, в том числе, в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно абзацу первому пункта 3 названных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) (абзац первый пункта 8 Правил N 861).
В силу абзаца двенадцатого пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 -14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил N 861 одним из условий договора о технологическом присоединении к электрическим сетям является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Исходя из пункта 103 Правил N 861 (в редакции от 14.03.2022), договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 данных Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом следует отметить, что в соответствии с содержанием пункта 105 Правил N 861 размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности в вину Обществу вменяется несоответствие выставленного им счета N 25022-4006-001 требованиям Правил N 861 в части размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, который превысил 550 руб. в нарушение пункта 17 Правил N 861 (в редакции от 14.03.2022).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, вступившим в силу 01.07.2022, в пункт 17 Правил N 861 внесены изменения, согласно которым с указанной даты размер платы повышен.
При этом, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 установлено, что изменения, утвержденные данным постановлением, распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу данного постановления.
Как верно установил суд первой инстанции, Демидов И.А. 15.06.2022 через личный кабинет на официальном сайте Общества "Севастопольэнерго" подал заявку на увеличение мощности для электроснабжения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью) (т.1, л. 20).
Согласно уведомлению сетевой организации (исх. N Итп/22-05552) в личном кабинете Демидова И.А. заявка в течении 3 рабочих дней (пункт 9 Правил N 861) зарегистрирована Обществом под N Зтп/22-05552 от 15.06.2022. В личном кабинете заявке присвоен статус "Проверка документов на соответствие "Правил технологического присоединения".
20 июня 2022 года в личный кабинет от сетевой организации поступило уведомление, в котором Общество проинформировало Демидова И.А. о том, что в отношении его участка уже ведется разработка технических условий для присоединения к электрическим сетям ЭПУ комплекса объектов СТ "Золотая балка", которые были инициированы председателем садового товарищества Щербаковым А.С. путем подачи документов в ООО "Севастопольэнерго" на увеличение мощности КТП, с выделением на каждый участок мощности в размере 3 кВт, в том числе и на участок заявителя. В связи с чем, отсутствуют основания для рассмотрения предоставленной заявки и в последствии повторного присоединения указанного в заявке объекта (т.1, л.20).
В личном кабинете Демидова И.А. заявка перешла в статус "Заявка не прошла соответствие. Ознакомитесь с ответом. Необходимо дополнить и/или откорректировать текущую заявку".
Вместе с тем, как установил административный орган в ходе проверки представленных сетевой организацией документов, на дату 20.06.2022 разработка технических условий по заявке Садового товарищества не велась, а процесс осуществления мероприятий по увеличению мощности КТП садового товарищества находился в стадии ожидания внесения очередных корректировок в заявку председателем СТ "Золотая балка" Щербаковым А.С. согласно уведомлению от 04.07.2022 (исх.N Итп/22-01649) на крайнюю корректировку от 06.06.2022, внесенную Щербаковым А.С. При этом в заявке Демидова И.А. запрашиваемая вновь присоединенная мощность составляет 4,5 кВт, при напряжении 0,4кВ, а ранее присоединенная мощность составляет 10,5 кВт.
Обращением от 08.07. 2022 Демидов И.А. изложил просьбу о возобновить рассмотрение его заявки на увеличение мощности, поскольку заявка, поданная председателем СТ "Золотая балка" с выделением мощности в 3 кВт на участок вместо запрашиваемой до 15 кВт, приведет к ухудшению положения заявителя. На данном заявлении Общество проставило штамп с вх. N Зтп/22-05552 от 08.07.2022.
При этом, судебная коллегия отмечает, что ранее поданная заявка от 15.06.2022 и приложенные к ней документы не изменились.
Вместе с тем, статус заявки в личном кабинете изменился на "Проверка документов на соответствие "Правил технологического присоединения_".
22.07.2022 статус заявки в личном кабинете Демидова И.А. изменился на "Пакет документов подготовлен. Просим ознакомиться, в случае согласия Вам необходимо оплатить выставленный счет в течении 5 рабочих дней". В личный кабинет поступили технические условия N 4006 от 21.07.2022, сопроводительное письмо и счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям в размере 45 000 руб. (т.1, л.23-25).
25 июля 2022 года Демидов И.А. в адрес Общества "Севастопольэнерго" направил мотивированный отказ от подписания проекта договора, в котором потребитель не согласился с суммой оплаты счета ссылкой на то, что текущая заявка подана до 01.07.2022, изменения стоимости подключения не распространяются на данную категорию; просил внести изменения в выставленный счет в редакции размера платы, действующей на момент подачи заявки N 3тп/22-5552 от 15.06.2022, а именно в сумме 550 руб. (т.1, л. 26).
5 августа 2022 года Общество направило в личный кабинет мотивированный отказ в пересмотре суммы платы за технологическое присоединение (т.1, л.27). В соответствии с содержанием ответа сетевой организации тариф, действующий с 01.07.2022, корректно применен для заявки от 08.07.2022, поскольку именно с этой даты заявка N Зтп/22-05552 считается корректной и соответствующей требованиям, установленным Правилами N 861.
В связи с чем, указание датой заявки 08.07.2022 явилось основанием для применения Обществом "Севастопольэнерго" тарифа для расчета размера платы за осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств (ЭПУ) к электрическим сетям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1178), вступившим в силу с 01.07.2022.
Отклоняя довод Общества о том, что оно фактически исполнило заявку от 08.07.2022, а не заявку от 15.06.2022, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пп. "а" п. 7 Правил N 861 первым этапом процедуры технологического присоединения является подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.
В соответствии с п. 8 Правил N 861 присоединения к электрическим сетям заявка направляется по формам согласно Приложениям N 4 - 7(1) к указанным Правилам.
Вместе с тем, направленное в личном кабинете заявление Демидова И.А. от 08.07.2022 не может быть расцениваться как подача новой заявки на технологическое присоединение, поскольку при формировании бланка заявки присваивается уникальный индивидуальный номер заявки, в данном случае на бланке заявки указан N S16442165522614. Кроме того, Общество присвоило порядковый N Зтп/22-05552 по заявке от 15.06.2022, при подаче заявления от 08.07.2022 не изменился.
Также суд учитывает, что заявка, поданная Демидовым И.А. 15.06.2022, на дату выставления счета не аннулирована. Иное из материалов дела не следует.
Таким образом, суд первой инстанции верно расценил заявку от 15.06.2022 так поданную до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178. Следовательно, к указанной заявке в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 утвержденные данным постановлением изменения, в том числе в части определения размера платы за технологическое присоединение, не подлежат применению.
Из положений пункта 17 Правил N 861 следует, что если заявка, поданная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, не была аннулирована в соответствии с указанными Правилами, размер платы за технологическое присоединение по такой заявке подлежит определению исходя из норм, действовавших на дату подачи заявки.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Общества "Севастопольэнерго", выразившиеся в выставлении Демидову И.А. счета на оплату технологического присоединения к электрическим сетям в размере, не соответствующем требованиям пункта Правил N 861 (в редакции от 14.03.2022) и превышающем 550 руб., образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении от 03.10.2022 Общество также признало факт совершения правонарушения, что подтверждается соответствующей отметкой (т.1, л. 84).
Поскольку ООО "Севастопольэнерго" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в частности в 2021-2022 годах (дела N А84-9079/2022, А84-8514/2022, А84-5021/2022, А84-3106/2022, А84- 2711/2022, А84-885/2022, А84-22/2022, А84-7679/2021, А84-4895/2021, А84-3654/2021, А84-3640/2021), правонарушение считается совершенным повторно.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Данная правовая позиция изложена в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018).
Из общедоступной информации, размещенной в Картотеке арбитражных дел, усматривается, что заявитель до момента совершения правонарушения и на момент вынесения оспариваемого постановления неоднократно был привлечен к административной ответственности, что исключает в данном случае возможность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного Обществом "Севастопольэнерго" административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.03.2023 по делу N А84-8836/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-8836/2022
Истец: ООО "СЕВАСТОПОЛЬЭНЕРГО"
Третье лицо: Демидов Игорь Александрович, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2949/2024
27.04.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1196/2023
24.04.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1196/2023
06.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-8836/2022