г. Тула |
|
6 марта 2024 г. |
Дело N А62-1620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Грошева И.П., судей Дайнеко М.М. и Филиной И.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савичевой О.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное объединение-21" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2023 по делу N А62-1620/2023 (судья Печорина В.А.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (г. Москва, ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное объединение-21" (г. Смоленск, ИНН 6732071346, ОГРН 1146733005429) о взыскании стоимости потребленной электрической энергии за декабрь 2022 года в размере 43 408 руб., пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное объединение-21" (далее - ООО "Жилищно-эксплуатационное объединение-21", ответчик) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за декабрь 2022 года в сумме 43 408 руб., неустойки, начисленной на задолженность за потребленную электрическую энергию за декабрь 2021 года, январь - декабрь 2022 года за период с 01.02.2022 по 31.01.2023 в сумме 1 376 руб. 29 коп., с 01.02.2023 пени, начисленной на задолженность за потребленную электрическую энергию за декабрь 2022 года до даты ее фактического погашения, исходя из ставки, указанной в абзаце 10 пункта 2 статьи 37 Федерльного закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (уточненные исковые требования; т. 2 л.д. 58-59).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2023 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части взыскиваемой суммы, принять новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), постановление департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 N 260, указывая, что при определении размера долга судом применен неверный норматив, полагает, что исковые требования в заявленном к взысканию размере удовлетворены неправомерно. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 на основании статьи 18 АПК РФ и пункта 37 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7 от 05.06.1996 (с последующими изменениями), произведена замена судьи Егураевой Н.В. на судью Дайнеко М.М.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.06.2019 между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Жилищно-эксплуатационное объединение-21" заключен договор энергоснабжения N 6750108046, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в соответствии с требованиями договора и норм действующего законодательства Российской Федерации (представлен в электронном виде).
В соответствии с пунктом 4.1 договора определение объема фактически поставленной электрической энергии за расчетный период осуществляется при наличии приборов учета - на основании показаний таких приборов учета, при их отсутствии - по нормативам потребления.
Оплата электрической энергии производится покупателем до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленную электрическую энергию в расчетном периоде (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 7.8 договора при нарушении покупателем срока исполнения обязательств по оплате, установленного пунктом 5.4 договора, гарантирующий поставщик имеет право начислять покупателю пеню (неустойку) в размере, определенном законодательством Российской Федерации, от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств до момента фактической оплаты.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в декабре 2022 года осуществил поставку ответчику электрической энергии (мощности), что подтверждается представленными в материалы дела ведомостью электропотребления, актом приема-передачи электроэнергии, счетом, счетом-фактурой (т.1 л.д. 14, 39-41).
Ответчик обязательства по оплате электроэнергии надлежащим образом не исполнил.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 30.01.2023 N 0/246 с просьбой оплатить задолженность и пени, оставлена последним без удовлетворения (представлена в электронном виде).
Указанные обстоятельств послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга и неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
По смыслу вышеприведенных статей ГК РФ обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на абонента (потребителя).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Из положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Часть 2 указанной статьи ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, ответчик является управляющей организацией для многоквартирных домов, включенных в расчет.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 статьи 153 настоящего Кодекса, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 2 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно положениям пунктов 8, 9, 13 и 31 Правил N 354 управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и в качестве таковых обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, 7 входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "а" пункта 31(1) Правил N 354 определено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Правил N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44 Правил N 354).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме несут собственники помещений в доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
При этом размер объема электроэнергии на общедомовые нужды зависит от объема индивидуального потребления (как величины, указанный объем уменьшающей).
Как следует из материалов дела, между сторонами возникли разногласия относительно определения объемов индивидуального потребления электроэнергии по нормативу, подлежащих вычету из объемов ресурса на ОДН, определенного исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса по МКД N 20 по ул. Седова в г. Смоленске.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 59 Правил N 354 определены случаи, при которых при определении объема оказанных коммунальных услуг применяются расчетные способы. Учитывая, что в указанном МКД индивидуальные приборы учета не установлены, расчет индивидуального потребления производится по нормативу.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома.
Так, согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению учитываются количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем. Величина норматива потребления также зависит от количества проживающих жителей в жилом помещении.
Степень благоустройства многоквартирного жилого дома определяется наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования; в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 2, 6 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пункты 10, 11 Правил N 306). При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Разногласия сторон относительно размера норматива на индивидуальное потребление связаны со следующим.
Гарантирующий поставщик применяет норматив, установленный для квартир в многоквартирных домах, утвержденный постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 N 260 (приложение N 1, пункт 2), так как на основании постановления администрации г. Смоленска от 08.07.2016 N 1664-адм объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Седова, д. 20, утратил статус "общежитие".
Ответчик, полагает, что утрата юридического статуса "общежитие" не изменяет конструктивных особенностей помещений (блок из восьми комнат с общей кухней и санузлами), что не позволяет применять к каждой комнате норматив, относящийся к квартире.
На основании изложенного, по мнению ответчика, расчет размера индивидуального потребления необходимо производить на основании пункта 2.4 приложения N 1 постановления департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 N 260, как для жилых помещений (квартира), не оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, расположенных в многоквартирных и жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи при количестве комнат в жилом помещении 4 (четыре) и более.
Из материалов дела следует, что жилой дом утратил статус муниципального общежития и имеет статус многоквартирного дома в связи с регистрацией гражданами права собственности на комнаты.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату (часть 1 статьи 16).
При этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном жилом доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 названной статьи). Комнатой же признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 названной статьи).
В силу части 1 статьи 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. При этом собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 ЖК РФ).
В пункте 51 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Из пункта 50 Правил N 354 следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом применение формулы зависит от наличия или отсутствия тех или иных величин, включенных в формулы в виде наличия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета коммунальной услуги, наличие комнатных приборов учета, наличия соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса, потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется, исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире. Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
В случае отсутствия такого соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к Правилам N 354 без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Как следует из материалов дела, спорный жилой дом утратил статус общежития в связи с регистрацией права собственности на расположенные в нем комнаты в порядке реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР".
Кроме того, общие помещения (коридоры) в этажных блоках являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а не долевой собственностью собственников квартир в блоке, площадь указанных помещений используется ответчиком при расчете и начислении платы на общедомовые нужды.
При расчете объема коммунальной услуги по электроснабжению, поставленной собственникам и нанимателям помещений, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Седова, д. 20, истцом был использован норматив потребления коммунальной услуги в кВт*ч в месяц на человека, предусмотренный для квартир, не оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, расположенных в многоквартирном доме, оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, который указан в пункте 2 приложения N 1 к постановлению департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 года N 260 (далее - Постановление N 260).
При этом ответчик в апелляционной жалобе указывает на необходимость применения норматива, установленного для комнаты в общежитии в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 1 Постановления N 260.
Применяя норматив по пункту 2.4 приложения N 1, в расчет должен быть включен норматив не 171 (для одного человека), 106 для двух человек, а как минимум норматив 58 (для пяти и более человек), что по сравнению с нормативом, применяемым истцом 125 (для одного человека), 77 для двух человек, 60 (для трех человек), сделает объем индивидуального потребления намного меньше, чем рассчитал гарантирующий поставщик, и, соответственно, увеличит размер задолженности управляющей организации на содержание общего имущества.
Также, если конструктивно считать многоквартирный дом "общежитием", то норматив следует применять еще меньше - как для комнаты в общежитии (не 125 (для одного проживающего), как применял истец, а 113 (для одного проживающего).
Таким образом, оснований не согласиться с расчетом истца в части примененного норматива у суда не имеется, так как перерасчет по нормативу, предусмотренному для общежития, является неверным и приведет к увеличению задолженности ответчика.
Довод ответчика о том, что в расчете истцом неверно определено количество проживающих граждан, также является не подтвержденным.
АО "АтомЭнергоСбыт" в материалы дела были предоставлены сведения по индивидуальным начислениям бытовым потребителям за декабрь 2022 года по спорной точке поставки. Согласно первоначальным данным норматив за потребленную электрическую энергию был начислен на 319 человек.
В процессе рассмотрения дела сторонами была произведена сверка по количеству проживающих людей в декабре 2022 года в многоквартирном доме N 20 по улице Седова в г. Смоленске, по результатам которой выяснилось, что в спорный период АО "АтомЭнергоСбыт" начислял норматив за потребленную электрическую энергию на 323 человека.
Следовательно, в связи с представленной истцом таблицей (пояснения от 10.10.2023) фактически расчет произведен истцом исходя из 323 человек, что не входит в противоречие с позицией ответчика о количестве проживающих.
Данные проведенной 14.09.2023 сторонами сверки по количеству проживающих могут быть учтены истцом только в сентябре 2023 года, что повлечет изменение расчетов за ОДН в сентябре 2023 года за декабрь 2022 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что МКД утратило статус общежития и наличие задолженности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя о том, что истец завысил сумму среднемесячного электропотребления спорного многоквартирного дома, занизил объем коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, и производил расчеты с применением неправильного норматива и количеством проживающих.
Также истцом заявлено требование о взыскании 1 376 руб. 29 коп. законной неустойки за период с 01.02.2022 по 31.01.2023 и далее с 01.02.2023 по день фактической оплаты долга.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна.
Выполненный истцом расчет неустойки проверен судом и признан арифметически верным.
Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по оплате полученного ресурса установлен судом и подтвержден материалами дела, на дату вынесения решения долг не оплачен, требование истца о взыскании неустойки с ее последующим начислением по день фактической оплаты долга удовлетворено судом первой инстанции в предъявленном размере.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы являются несостоятельными, поскольку сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, что не является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекса судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2023 по делу N А62-1620/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1620/2023
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" СМОЛЕНСК
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - 21", ООО "ЖИЛИЩНОЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ-21"
Третье лицо: Ленинский районный суд г. Смоленска