г. Чита |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А10-514/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 года по делу N А10-514/2022 по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании незаконным и отмене решения по результатам рассмотрения жалобы от 24 января 2022 года N003/10/18.1-1238/2021 в части признания жалобы ООО "Вектор В" обоснованной, о признании недействительным и отмене предписания от 24 января 2022 года N003/10/18.1-1238/2021,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ЛПК Восток" (ОГРН 1170327005485, ИНН 0323399801), общества с ограниченной ответственностью "Вектор В" (ОГРН 1114345001825, ИНН 4345295803),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кривобоковой В.В., представителя по доверенности от 01 января 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения по результатам рассмотрения жалобы от 24 января 2022 года N 003/10/18.1-1238/2021 в части признания жалобы ООО "Вектор В" обоснованной, о признании недействительным и отмене предписания от 24 января 2022 года N 003/10/18.1-1238/2021.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: общество с ограниченной ответственностью "ЛПК Восток" (далее - третье лицо - 1, ООО "ЛПК Восток"), общество с ограниченной ответственностью "Вектор В" (далее - третье лицо -2, ООО "Вектор В").
Решением суда от 20 февраля 2023 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что Комиссия при рассмотрении жалобы общества пришла к обоснованному выводу, что участником конкурса исполнено требование о предоставлении копий технических документов объектов и оборудования, содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а отклонение по указанному основанию является необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, приведенным в отзыве.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
14 октября 2021 года руководителем РАЛХ Мартыновым А.В. издан приказ N 1118 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины.
Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение N 141021/0961436/02 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 18.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 19 декабря 2021 года в 13 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило два предложения: ООО "ЛИК Восток" и ООО "Вектор В".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 19 декабря 2021 года конкурсной комиссией в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что ООО "Вектор В" единогласно отказано в допуске к участию в конкурсе, к участию в конкурсе допущена одна заявка ООО "ЛИК Восток".
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 19 декабря 2021 года открытого конкурса, ООО "Вектор В" обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия Агентства при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Вектор В" Бурятским УФАС России 24 января 2022 года вынесено решение N 003/10/18.1-1238/2021, в соответствии с которым жалоба ООО "Вектор В" признана обоснованной; конкурсная комиссия РАЛХ признана нарушившей пункты 1, 2, 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации; РАЛХ признан нарушившим часть 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации; решено выдать обязательное для исполнения предписание, передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Бурятским УФАС на основании решения от 24 января 2022 года N 003/10/18.1-1238/2021 выдано Агентству предписание от 24 января 2022 года N 003/10/18.1-1238/2021 об устранении нарушения, в соответствии с которым предписано:
РАЛХ, конкурсной комиссии в срок не позднее 04 февраля 2022 года устранить допущенное нарушение требований части 4 статьи 80.1, пунктов 1, 2, 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
- вернуть поданные заявки;
- внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 24 января 2022 года N 003/10/18.1-1238/2021;
- продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Агентство обжаловало их в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа закону, нарушении ими прав и законных интересов заявителя, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств дела.
Судом первой инстанции установлено, что заявка ООО "Вектор В" отклонена конкурсной комиссии по следующим основаниям:
- к пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет.
- Комиссией установлено несоответствие прилагаемых к заявке документов требованиям, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее объекты глубокой переработки древесины) (часть 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 20 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Согласно пункту 5 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;
2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;
3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;
4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
Суд первой инстанции, признавая действия Комиссии правомерными, обоснованно исходил из следующего.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 303 "Об утверждении требований к содержанию документов, предлагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилучающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа" утвержден Порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - Порядок N303) и Требования к содержанию документов, прилучающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее Требования N303).
Согласно пункту 1 Порядка N 303 заявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее открытый конкурс) подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка N 303 предусмотрено, что в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В пункте 3 Порядка N 303 указано, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
Согласно пункту 4 Порядка N 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт "г").
Требованиями N 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Частью 6 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475 утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине" (далее Постановление N1475, Правила рассмотрения заявления, Методика оценки дополнительной потребности).
В соответствии с пунктом 2 Правил рассмотрения заявления заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатываю щей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил рассмотрения заявления к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ.
Согласно пункту 7 Правил N 1475 рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 N 1475.
Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно - древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (пункт 2 Методики).
Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики размер дополнительной потребности в древесине (W^) определяется по формуле:
Wд = Wоб - Wфакт,
где:
Wоб - потребность в древесине, указанная в заявлении;
Wфакт - фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
Согласно пункту 5 Методики потребность в древесине, указанная в заявлении (WОБ), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.
Пунктом 6 Методики установлено, что фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (Wфакт), определяется путем умножения среднегодового объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.
На основании пункта 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
ООО "Вектор В" фактически глубокую переработку древесины не осуществляло, следовательно, дополнительная потребность в древесине у заявителя не установлена.
В составе заявки третьим лицом приложены документы, подтверждающие право собственности или владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, а именно каталог объектов и оборудования глубокой переработки древесины, перечень прилагаемых копий технических документов объектов и оборудования, договор аренды оборудования и договор аренды недвижимого имущества, заключенные обществом в ноябре-декабре 2021 года.
Согласно каталогу объектов и оборудования глубокой переработки древесины ООО "Вектор В" имеет следующее оборудование:
1. Рама лесопильная вертикальная одноэтажная модели Р63-4Б,
2. Станок круглопильный брусующий СБ-800(4),
3. Ленточная пилорама "Авангард-ЛП-60" - 3 шт.,
4. Ленточнопильный станок "Добрыня Никитич",
5. Земельный участок.
ООО "Вектор В" в подтверждение права владения оборудованием: рама лесопильная вертикальная одноэтажная модели Р63-4Б, станок круглопильный брусующий СБ-800(4), ленточнопильный станок "Добрыня Никитич", ленточная пилорама "Авангард-ЛП-60" - 3 шт., представило договор аренды оборудования от 02 ноября 2021 года, в подтверждение права владения земельным участком - договор аренды недвижимого имущества от 01 декабря 2021 года с установленным сроком аренды - 11 месяцев.
Из анализа представленных документов судом первой инстанции установлено, что ООО "Вектор В" переработка приобретенной древесины не производилась, сделки с продукцией переработки древесины (пиломатериалы) не осуществлялись. Дополнительная потребность в древесине не установлена.
Факт того, что обществом ранее не осуществлялась переработка древесины также подтвержден представителем общества в судебном заседании и в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Оборудование, приобретенное в аренду ООО "Вектор В" в ноябре 2021 года, не могло быть использовано для глубокой переработки древесины в 2018 - 2020 годах и не могло быть учтено при обосновании потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.
Исходя из представленной РАЛХ конкурсной документации потребность ООО "Вектор В" в дополнительных объемах древесины оценить не представляется возможным.
За дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из представленной заявки ООО "Вектор В" не следует, что общество производило переработку древесины, в том числе глубокую переработку древесины, что является обязательным условием для обращения за дополнительным объемом древесины, в связи с чем отклонение заявки ООО "Вектор В" на участие в открытом конкурсе по указанному основанию является правомерным.
Антимонопольный орган в оспариваемом решении пришел к выводу о нарушении Агентством требования части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, установив излишние требования к составу заявки, а именно в части представления участниками конкурса сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года, поскольку пунктом 4 Порядка N 303 предусмотрено право заявителя представлять сведения статистической отчетности, а не обязанность. Вследствие чего заявка ООО "Вектор В", по мнению антимонопольного органа, отклонена необоснованно. РАЛХ имел возможность запросить указанные документы в Росстате путем межведомственного информационного взаимодействия для рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе ООО "Вектор В".
В извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в том числе, данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт "г").
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Агентство обоснованно включило в конкурсную документацию требование о предоставлении участниками данных федерального статистического наблюдения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420 (далее - Положение N 420), Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росстат осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации; разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики; утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами; представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям (пункты 5.1, 5.2, 5.5, 5.8 Положения N 420).
Официальный статистический учет и система государственной статистики базируются на таких принципах как полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации; обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных (пункты 1, 5, 8 статьи 4 Закона N 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ закреплено, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации, целях.
В материалы дела представлено письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 03 января 2021 года N АС -04-05/317- ИС, в соответствии с которым Агентство обратилось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции ООО "Рассвет" за 2018-2020 годы, но ему отказано в предоставлении такой информации в связи с тем, что Бурятстат не вправе предоставлять информацию ограниченного доступа.
Агентство обратилось в Бурятстат с запросом о предоставлении данных федерального статистического наблюдения для оценки дополнительной потребности в древесине путем межведомственного взаимодействия. Письмом от 01 апреля 2022 года N ДБ - 04-05/72-ис Агентству отказано в предоставлении такой информации с указанием на неправомерность использования статистических данных в контрольных, надзорных, фискальных и других целях.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал включение Агентством в конкурсную документацию требования о предоставлении участниками конкурса данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет, правомерным.
При этом судом первой инстанции отмечено, что положения Федерального закона N 282-ФЗ обладают более высокой юридической силой по отношению к Порядку N303.
По мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о несостоятельности вывода антимонопольного органа об установлении организатором торгов излишних требований в документации к составу заявки, а именно о включении в заявку соглашения о задатке в 2 экземплярах согласно приложению N 9 к Конкурсной документации является правильным.
В соответствии с пунктом 9 части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками конкурса и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета конкурса.
Согласно пункту 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При указанном правовом регулировании содержащееся в конкурсной документации условие о заключении участником конкурса с организатором торгов договора о задатке является правомерным.
На основании вышеизложенного, правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Агентства, как организатора торгов, нарушившим требования действующего законодательства.
При установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не опровергающие правильные выводы суда первой инстанции и не подтверждающие неправильное применение судом норм материального права.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2023 года по делу N А10-514/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-514/2022
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО "ЛПК Восток", ООО Вектор В