г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А41-1152/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2023 по делу N А41- 1152/22, принятое судьей Е.В. Самороковской, по иску Потребительского Кооператива "Раменский Райпотребсоюз" (ОГРН: 1025005122724, ИНН: 5040006505) к Администрации Раменского городского округа Московской области (ОГРН: 1195027023366, ИНН: 5040164477) третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) о признании незаконным решения Администрации Раменского городского округа Московской области, об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 17.11.2021 N Р001-2533923809-50978586; об обязании в течение месяца с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60, общей площадью 993 квадратных метра, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: кафе Кратово, адрес установлен относительно ориентира: кафе, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: область Московская, район Раменскии, дачный поселок Кратово, ул. Карла Маркса, в трех экземплярах и их подписание, направить проекты договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60 для подписания Потребительскому кооперативу "Раменскии Райпотребсоюз",
УСТАНОВИЛ:
Потребительский Кооператив "Раменский Райпотребсоюз" (далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованием о признании незаконным Решения Администрации Раменского городского округа Московской области, об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 17.11.2021 N Р001-2533923809-50978586; об обязании в течение месяца с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60, общей площадью 993 квадратных метра, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: кафе Кратово, адрес установлен относительно ориентира: кафе, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: область Московская, район Раменскии, дачный поселок Кратово, ул. Карла Маркса, в трех экземплярах и их подписание, направить проекты договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60 для подписания Потребительскому кооперативу "Раменскии Райпотребсоюз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2022 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года по делу N А41-1152/22 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2023 по делу N А41-1152/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
06.04.2022 в материалы дела от Потребительского Кооператива "Раменский Райпотребсоюз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации Раменского городского округа Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Потребительского Кооператива "Раменский Райпотребсоюз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Московской области от 09.10.2018 по делу N А41-54701/2018 с 26.12.2018 Потребительский кооператив "Раменский райпотребсоюз" (далее - ПК "Раменский РПС", заявитель) является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 50:23:0100220:125 - нежилого здания кафе, общей площадью 545,8 квадратных метров, расположенного по адресу: 140130, Московская обл., Раменский район, дачный поселок Кратово, улица К. Маркса, дом 1 д (собственность, N 50:23:0100220:125-50/023/2018-1 от 26.12.2018).
Нежилое здание кафе с КН 50:23:0100220:125 расположено на земельном участке с КН 50:23:0100220:60, общей площадью 993 квадратных метра, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: кафе Кратово.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с КН 50:23:0100220:60 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
С целью реализации своего права на приватизацию земельного участка с КН 50:23:0100220:60, ПК "Раменский РПС" 18.10.2021 обратился через МФЦ с заявлением о предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов (заявление зарегистрировано за N Р001-2533923809-50978586) в рамках государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением N Р001-25Э3923809-50978586 от 17.11.2021 Администрация Раменского городского округа Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) отказала ПК "Раменский РПС" в предоставлении запрошенной государственной услуги.
Считая отказ незаконным, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для отказа ПК "Раменский РПС" в предоставлении запрошенной государственной услуги в решении N Р001-2533923809-50978586 от 17.11.2021 указано: "Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию".
В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении услуги в решении N Р001-2533923809-50978586 от 17.11.2021 указано: "Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - "кафе "Кратово". В границах земельного участка расположен объект недвижимого имущества (здание кафе площадью 545,8 кв. м), принадлежащий на праве собственности истцу.
Вместе с тем, согласно акту обследования земельного участка от 08.11.2021 N 212 объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:23:0100220:125 фактически используется под магазины "Магнит", "Овощной".
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Из содержания п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ следует, что, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Данным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие основания к отказу в предоставлении услуги: установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию (пункт 13.2.16 Регламента).
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года (пункт 32 Закона N 171-ФЗ).
Как обосновано отмечено судом первой инстанции, в настоящем случае спорные правоотношения возникли в 2021 году, то есть после 01.01.2020.
При этом упомянутый администрацией Административный регламент, утвержденный распоряжением Минмособлимущества, не может рассматриваться в качестве закона субъекта Российской Федерации.
Соответственно, указанное администрацией основание для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 13.2.16 Регламента противоречит положениям статьи 39.16 ЗК РФ и подлежит отклонению.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772, недопустимость формального подхода к оценке законности отказа административного органа исходя из Административных регламентов - в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2021 N 305-ЭС20-23195.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из информации на сайте https://rgis.mosreu.ru/v3/#/ геопортала Подмосковья Региональной географической информационной системы Московской области (РГИС МО) в сервисе Градопроработка содержатся данные об основных видах разрешенного использования земельных участков; информация о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60 отсутствует.
Имеются только сведения о том, что этот земельный участок входит в зону О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), площадь наложения составляет 993,26 кв.м, процент наложения - 100%. Многофункциональная общественно-деловая зона O-1 устанавливается для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.
Статья 35 Правил землепользования и застройки территории (части территории) Раменского городского округа Московской области, утвержденных постановлением администрации от 14.07.2021 N 7547 "Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) Раменского городского округа Московской области" (далее - Правила землепользования и застройки), в редакции постановления администрации от 22.02.2022 N 2202, предусматривает для многофункциональной общественно-деловой зона О-1 и такие основные виды разрешенного использования как магазины (пункт 24) и общественное питание (пункт 26), что соответствует кодам 4.4 и 4.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости_", в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются вид или виды разрешенного использования земельного участка установленного на основании соответствующего акта уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования.
Такого акта не представлено; вид разрешенного использования "кафе "Кратово" нет ни в Правилах землепользования и застройки, ни в Классификаторе.
Ввиду того, что Правилами землепользования и застройки территории Раменского городского округа Московской области установлена возможность разрешенного использования спорного участка как под магазины (пункт 24), так и под общественное питание (пункт 26), а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100220:60 в установленном порядке не определен, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное администрацией основание для отказа не соответствует закону, а иных предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не установлено.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований кооператива, поскольку оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, ответчик не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы ответчика направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2023 по делу N А41-1152/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1152/2022
Истец: "РАМЕНСКИЙ РАЙПОТРЕБСОЮЗ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21852/2022
25.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6046/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1152/2022
21.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21852/2022
07.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6768/2022
18.03.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1152/2022