г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А40-178317/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Директ-М"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-178317/22
по заявлению ООО "Директ-М" (ИНН 7705907506) в лице конкурсного управляющего Шевченко М.Н.
к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 46 по г. Москве (ИНН 7733506810)
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Тихомиров Д.А. по дов. от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Директ-М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России N 46 по Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция)с требованиями о признании незаконным и отмене решение N97620А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица ООО "Директ-М".
Решением суда от 05.12.2022 заявление ООО "Директ-М" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Директ-М" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя инспекции, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве подано заявление (форма Р 130014) о внесении изменений в части фактического адреса Должника.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве было принято решение 97620А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (вх. N 97620А от 18.03.2022 года.) Основание отказа: Представленное заявление по форме Р13014 содержит сведения об адресе, не соответствующим сведениям, содержащимся в государственном адресном реестре.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 18.05.2022 г. N 12-13/056736@ в удовлетворении жалобы было отказано.
Не согласившись с решением 97620А об отказе в государственной регистрации изменений в отношении юридического лица ООО "Директ-М", заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из совокупности положений Закона N 129-ФЗ и Закона N 149-ФЗ следует, что ЕГРЮЛ, в силу своей публичности, является официальным источником сведений о юридическом лице, в связи с чем, содержащиеся в данном федеральном информационном ресурсе сведения и документы должны быть достоверны.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре, перечень которых определен ст. 5 Закона N 129-ФЗ относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п.1 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен в соответствии со ст.17 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Статья 9 Закона N 129-ФЗ регламентирует, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Формы необходимых для государственной регистрации заявления, уведомления или сообщения, представляемых в регистрирующий орган, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2).
Положения пунктов 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определяют порядок представления документов при государственной регистрации юридических лиц, а не содержание ЕГРЮЛ.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ утверждена форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - заявление по форме N Р13014), а также требования к оформлению (заполнению) данной формы заявления (далее - Требования).
Представляемые документы в регистрирующий орган, оформленные с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз.1 п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (пп. "ц" п.1 ст.23 указанного закона).
Как установлено судом, 18.03.2022 в регистрирующий орган представлены предусмотренные п.2 ст.17 Закона N 129-ФЗ документы для государственной регистрации изменений в сведения об ООО "Директ-М", содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе Заявление о государственной регистрации юридического лица по форме N Р13014, с указанием нового адреса ООО "ДИРЕКТ-М" в пределах места его нахождения: г. Москва, муниципальный округ Печатники, ул. 2-я Машиностроения, д.7, пом. VIII, ком. ЗА.
Правила заполнения листа "Б" "Место нахождения и адрес юридического лица" установлены пунктом 87 Требований.
В случае изменения адреса юридического лица в пределах места его нахождения, в соответствии с подпунктом 2 пункта 87 заполняется пункт 2 "Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица".
В пункте 2 "Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица" в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре, с учетом положений пункта 14 настоящих Требований указываются сведения об адресе в пределах нового места нахождения юридического лица либо о новом адресе юридического лица в пределах прежнего места его нахождения.
В соответствии с положением пункта 14 указание в форме заявления сведений о месте нахождения и адресе юридического лица, адресе места жительства физического лица, регистрируемого (зарегистрированного) в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6861; 2018, N 53, ст. 8666).
В показателе "Муниципальный район - 1 /городской округ - 2/внутригородская территория города федерального значения - 3/муниципальный округ - 4" указываются сведения о соответствующем муниципальном образовании путем заполнения двух полей: в первом поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется цифровое значение, соответствующее виду муниципального образования, во втором поле указывается наименование муниципального образования. В случае заполнения пункта 2 в связи с изменением места нахождения юридического лица (абзац второй пункта 87 настоящих Требований) и заполнения соответствующего показателя в пункте 1 "Место нахождения юридического лица" (подпункт 1 настоящего пункта), вид и наименование муниципального образования, сведения о котором указываются в рассматриваемом показателе пункта 2, должны соответствовать виду и наименованию муниципального образования, сведения о котором указаны в аналогичном показателе пункта 1.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О федеральной информационной адресной системе и о внесении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ).
Согласно п.1 ст.2 Закона N 443-ФЗ адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с ч. 3 ст.5 Закона N 443-ФЗ Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия:
- присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 26.07.2022) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов");
- размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В силу ч.2 ст.8 Закона N 443-ФЗ, содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет разместивший их орган местного самоуправления, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (ч.2 ст.4 Закона N 443-ФЗ), а за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, предоставленной для размещения в нем информации - оператор федеральной информационной адресной системы (ч. 3 ст.4 Закона N 443-ФЗ).
Оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использование содержащейся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы".
Основываясь на содержании сведений, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, д.7 располагается в муниципальном округе (внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения) Южнопортовый.
Отражение Заявителем в листе "Б" в разделе 2 заявления сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица -муниципальный округ Печатники, свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований.
Следовательно, сведения, представленные Заявителем, о внутригородской территории (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения не соответствуют сведениям об адресе, содержащемуся в государственном адресном реестре.
Учитывая изложенное, поступившее на регистрацию заявление по форме N Р13014 оформлено с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, что является основанием для отказа в государственной регистрации согласно подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в нарушение требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Директ-М" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-178317/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178317/2022
Истец: ООО "ДИРЕКТ-М"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ