05 марта 2024 г. |
Дело N А87-167/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Архипенко А.М., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24 октября 2023 года по делу N А87-167/2023 (А02-167/2023) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" к Объединенной государственной налоговой инспекции в Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Артемовским районным судом г. Луганска Луганской Народной Республики передана по подсудности в Арбитражный суд Луганской Народной Республики жалоба общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" (далее - ООО "Импэкс", общество, заявитель) на постановление от 17.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенное исполняющим обязанности начальника Объединенной Государственной налоговой инспекции в Артемовском районе г. Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики (далее - ОГНИ в Артемовском районе г. Луганска ГКНС ЛНР, инспекция, административный орган).
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24 октября 2023 года в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о назначении административного наказания обществу отказано. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Импэкс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы общество указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы заявителя о том, что ответственность за совершение правонарушения устранена, поскольку статья 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение указанного в статье валютного законодательства Российской Федерации, на момент рассматриваемых событий территория Луганской Народной Республики не входила в состав Российской Федерации и на ее территорию не распространялось действие законодательства Российской Федерации, следовательно, нет оснований для привлечения общества по статье 15.25 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, что согласно части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной ОГНИ в Артемовском районе г. Луганска ГКНС ЛНР в период с 28.12.2022 по 31.01.2023 документальной выездной проверки соблюдения обществом валютного законодательства Луганской Народной Республики выявлено, что по заключенным с нерезидентом - индивидуальным предпринимателем Аксайским Евгением Васильевичем (покупатель, Российская Федерация) внешнеэкономическим контрактам от 22.07.2020 N 22-07 и от 01.12.2020 N 01-12 полученная обществом наличными денежными средствами в кассу предприятия по приходным кассовым ордерам от 02.03.2021 N 4, от 22.06.2022 N 15 и от 28.06.2022 N16 валютная выручка в общей сумме 5 171 600,00 российских рублей не была зачислена на расчетный счет в уполномоченном банке в установленный срок, чем допущено нарушение пунктов 11.2, 11.3, 11.5 раздела 10, пункта 13.1 раздела 13, пункта 15.3 раздела 15 Временного порядка расчетов по внешнеэкономическим договорам и осуществления валютного контроля, утвержденного постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 13.09.2019 N 581/19.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо инспекции составило протокол об административном правонарушении от 07.02.2023 N 007172.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление от 17.03.2023, которым ООО "Импэкс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20% от суммы незаконной валютной операции, что составляет 1 034 320,00 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось
с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, установив, что процедура привлечения общества к ответственности административным органом не нарушена, состав правонарушения доказан, срок давности привлечения к ответственности не истек, пришел к выводу о законности привлечения общества, нарушившего требования валютного законодательства Луганской Народной Республики, к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными и считает, что выводы суда сделаны при неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение в силу части 4 статьи 210 АПК РФ.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из протокола от 07.02.2023 и постановления об административном правонарушении от 17.03.2023 в вину обществу вменяется осуществление в марте 2021 года и в июне 2022 года незаконной валютной операции по внешнеэкономическим договорам, заключенным обществом с индивидуальным предпринимателем Российской Федерации, которые с 04.10.2022 - даты принятия Луганской Народной Республики в состав Российской Федерации перестали таковыми являться. Действия общества, нарушившего валютное законодательство Луганской Народной Республики, квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены. Перечень исключений из этого правила содержится в части 1 статьи 9 этого Закона.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации). Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу (пункт 3 статьи 4 Закона).
В рассматриваемом случае Временный порядок расчетов по внешнеэкономическим договорам и осуществления валютного контроля, утвержденный постановлением Правительства Луганской Народной Республики от 13.09.2019 N 581/ (утратил силу на основании постановления Правительства Луганской Народной Республики от 30.05.2023 N 71/23), в силу приведенных положений статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ, не является актом валютного законодательства Российской Федерации. Следовательно, не соблюдение его требований резидентом не может быть квалифицировано как нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
04 октября 2022 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики".
Указанный Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (статья 37 этого Закона).
Согласно части 1 статьи 4 этого Закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Луганской Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку иного в области валютного регулирования Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 N 6-ФКЗ не предусмотрено, с указанной даты на территории Луганской Народной Республики вопросы валютного регулирования и валютного контроля регулируются Федеральным законом N 173-ФКЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ - государственные и местные организации, функционировавшие на территории Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Импэкс" (юридическое лицо ЛНР) зарегистрировано в качестве юридического лица Российской Федерации 17.10.2023.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.2023 N 42-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам с учетом приведенного истолкования в постановлении от 17.07.2023 N 42-П Конституционного Суда Российской Федерации, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания, и на лиц, уплативших штраф до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлено наличие закона, который улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Спорным постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 034 320,00 руб. В материалах дела отсутствуют сведения об исполнении назначенного административного наказания.
Согласно представленным материалам дела, в связи с принятием Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 04.10.2022 действия общества, осуществлявшего расчеты с нарушением требований валютного законодательства Луганской Народной Республики по внешнеэкономическим договорам, заключенным с предпринимателем Российской Федерации до принятия Луганской Народной Республики в состав Российской Федерации, в период осуществления которых действие законодательства Российской Федерации не распространялось на территорию Луганской Народной Республики, не могут быть квалифицированы как нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
На момент привлечения общества к административной ответственности ответственность за нарушение валютного законодательства ЛНР устранена, следовательно, у инспекции отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление административного органа от 17.03.2023 о привлечении заявителя к административной ответственности нельзя признать законным.
Изложенного суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что привело к неверным выводам о законности спорного постановления и доказанности административным органом в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт в части отказа заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежит отмене, с принятием в этой части по делу нового судебного акта об удовлетворении требования общества.
В части прекращения производства по делу по требованию заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судебное решение является законным и отмене не подлежит.
Суд обоснованно учел, что арбитражный суд рассматривает законность постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в порядке главы 25 АПК РФ, статьей 211 которой не предусмотрено таких процессуальных действий суда по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа как прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Судом первой инстанции правомерно прекращено производство по заявлению в указанной части требований в соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ, каких-либо доводов о несогласии с выводами суда в этой части апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24 октября 2023 года по делу N А87-167/2023 (А02-167/2023) отменить в части отказа в удовлетворении требования об отмене постановления от 17.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принять в этой части новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Объединенной государственной налоговой инспекции в Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики от 17.03.2023 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Импэкс" административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24 октября 2023 года по делу N А87-167/2023 (А02-167/2023) оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-167/2023
Истец: ООО "ИМПЭКС"
Третье лицо: Объединенная государственная налоговая инспекция в Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов ЛНР
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-304/2024