город Томск |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А03-15819/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2204/2023) Министерства финансов Алтайского края на решение от 31.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15819/2022 (судья Музюкин Д.В.)
по иску акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (656049 Алтайский край, город Барнаул, улица Интернациональная, дом 122, ОГРН 106222406516, ИНН 2224103849)
к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края (656049, Алтайский край, Барнаул город, Ленина проспект, дом 59, ОГРН 1022200912029, ИНН 2221020369),
третьи лица: Рослякова Лариса Ивановна, Маслакова Анна Вячеславовна, Гордеева Елена Александровна,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - АО "Алтайэнергосбыт", общество) обратилось к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края (далее - Министерство) о взыскании 25 807 руб. 16 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Рослякова Лариса Ивановна, Маслакова Анна Вячеславовна, Гордеева Елена Александровна.
Решением от 31.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 25 283 руб. 82 коп. в возмещение убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, удовлетворение требований за счет казны Алтайского края будет являться незаконным и необоснованным; в данном случае необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении N 68-0 от 09.04.2002 "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"; денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан в 2020 - 2021 годах из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Алтайского края не направлялись, что подтверждается Федеральными законами от 02.12.2019 N 380-ФЗ, от 08.12.2020 N385-ФЗ, а также соответствующими законами Алтайского края; спорные убытки не относятся к расходным обязательствам субъекта и не подлежат взысканию за счет казны Алтайского края; выводы суда первой инстанции противоречат принципу самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
АО "Алтайэнергосбыт" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившими в законную силу решениями Баевского районного суда Алтайского края от 14.01.2011 по делу N 2-229/20102-12/2011, Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 23.12.2010 по делу N 2-3924/2010, Волчихинского районного суда Алтайского края от 28.10.2010 на АО "Алтайэнергосбыт" возложена обязанность ежемесячно предоставлять семье Гордеевой Елены Александровны, проживающей в с. Паклине, ул. Вылковская, 3 Баевского района Алтайского края, скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией с 22.11.2010 на период сохранения за семьей Гордеевой Елены Александровны статуса многодетной семьи; Росляковой Ларисе Ивановне, проживающей по адресу: г. Бийск, ул. Малоугреневская, д. 1/23, скидку по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы, начиная с 20.08.2020; Коршуновой Анне Вячеславовне, проживающей по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, п. Березовский, ул. Гагарина, 14-2, скидку по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы, начиная 04.10.2020 на период сохранения за семьей Коршуновой Анны Вячеславовны статуса многодетной семьи.
В период 2020-2021 годы общество осуществляло подачу электроэнергии многодетным семьям Гордеевой Е.А., Маслаковой А.В. (ранее Коршуновой), Росляковой Л.И. При начислении платы за электричество истцом учитывались требования Указа Президента РФ N 431.
Так в пункте 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ N431) в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановил правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, установить для многодетных семей: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно расчету истца в связи с предоставлением им льгот согласно Указу Президента РФ N 431 за период 2020-2021 годы у общества возникли убытки в размере 25 807 руб. 16 коп.
Полагая, что причиненные обществу убытки подлежат возмещению за счет казны Алтайского края, истец 06.09.2022 направил в адрес ответчика претензию с требованием о возмещении убытков в размере 25 807 руб. 16 коп., неисполнение которого ответчиком послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг, относящимся к федеральному регистру льготникам, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, суд согласился с доводом ответчика о том, что право на получение льгот предоставляется только детям младше 18 лет, отказав в удовлетворении соответствующей части исковых требований.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При определении субъекта ответственности согласно Указу Президента РФ, истец обоснованно исходит из того, что частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В пункте 3 данного Указа министерству совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 названной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Толкование положений статьи 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ дано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 29.04.2016 N 309-ЭС16-5365, согласно которым в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 84 БК РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации. Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного выплата пособий на оплату коммунальных услуг лицам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
С 01.04.2008 вступил в силу закон Алтайского края N 156-ЗС от 27.12.2007 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае. Указанным законом не предусмотрено предоставление льгот многодетным семьям, однако, поскольку Указ Президента РФ не отменен и его действие не приостановлено, то скидки по оплате за жилье и коммунальные услуги многодетным семьям должны предоставляться.
Учитывая то, что денежный порядок компенсации многодетным семьям понесенных расходов по оплате за потребленную электроэнергию названным законом не предусмотрен, данная льгота должна предоставляться указанной категории граждан в натуральном выражении.
В свою очередь, предоставление гражданам скидки в размере 30% от установленной платы является основанием для обращения организации - поставщика электрической энергии с требованием о компенсации понесенных расходов за счет средств соответствующего бюджета.
На основании ст. 1071 ГК РФ от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы казны субъекта Российской Федерации.
С учетом положения "О Комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике", утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2005 г. N 219, Закона Алтайского края "О казне Алтайского края" от 12.11.1997 г. N 62-ЗС Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике является соответствующим финансовым органом, выступающим от имени казны Алтайского края.
Указом Губернатора Алтайского края от 31.10.2016 N 127 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Алтайского края" Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике был переименован в Министерство финансов Алтайского края.
На основании вышеизложенного предоставление льгот на коммунальные услуги многодетным семьям признается расходным обязательством субъекта РФ. При этом недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязательств.
В отношении утверждения ответчика о непредставлении доказательств, подтверждающих наличие обязательств по предоставлению электроэнергии конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных (договоров энергоснабжения, квитанций об оплатах) следует отметить следующее. Данные утверждения не обоснованы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и предоставленным доказательствам. Решениями судов общей юрисдикции на АО "Алтайэнергосбыт" возложена обязанность по предоставлению скидки по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы на период сохранения за семьями статуса многодетных соответственно в отношении семей Гордеевой Е.А., Росляковой Л.И., Маслаковой А.В.
Согласно п. 2. ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, обязанность по применению истцом льгот при предоставлении электроэнергии указанным потребителям установлена вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции, согласно резолютивной части которых за данными семьями признано право на льготу на период сохранения статуса многодетной семьи.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Алтайского края от 26.12.2006 N 731 "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей Алтайского края" многодетная семья - это семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Указанные многодетные семьи сохраняют статус многодетных до совершеннолетия своих детей, что подтверждается помимо указанных решений судов общей юрисдикции, также справками органов социальной защиты населения (в материалах дела). Скидки по оплате за пользование электроэнергией в размере 30% от установленной платы предоставляются вышеуказанным семьям до совершеннолетия их детей, что подтверждается справками взаиморасчетов подписанными потребителями (в материалах дела).
Решением суда по настоящему делу истцу отказано в части требований в связи с тем, что изменился количественный состав многодетных семей Маслаковой А.В. (дочь Коршунова А.В. достигла совершеннолетия 27.01.2021) и Гордеевой Е.А. (дочь Гордеева А.С. достигла совершеннолетия 15.06.2021). При этом указанные семьи не потеряли статус многодетных, поскольку в семьях остались еще 3 и более детей. Данные семьи являются потребителями электрической энергии, с которыми истцом заключены договора энергоснабжения в устной форме в силу ст. 540 ГК РФ, открыты лицевые счета.
Справки взаиморасчетов (расшифровки) с указанием лицевого счета, объема кВтч потребленной электроэнергии и поступивших оплат, подписанные потребителями, представлены в материалах дела.
Более того, ранее в Арбитражном суде Алтайского края неоднократно рассматривались иски истца к ответчику с участием тех же потребителей за предшествующие периоды (N А03- 3020/2020, N А03-13859/2019, N А03-10414/2018).
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.01.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15819/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15819/2022
Истец: АО "Алтайэнергосбыт".
Ответчик: Алтайский край в лице Министерства Финансов Алтайского края
Третье лицо: Гордеева Елена Александровна, Маслакова Анна Вячеславовна, Рослякова Лариса Ивановна