г. Хабаровск |
|
25 апреля 2023 г. |
А04-10037/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,
при участии в заседании:
от муниципального казенного учреждения комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа: Зиньковский Д.В., по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области на решение от 27.01.2023 по делу N А04-10037/2022 Арбитражного суда Амурской области по заявлению муниципального казенного учреждения комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа (ОГРН 1202800008993, ИНН 2804020120) к государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213) об оспаривании решения от 14.11.2022 N 038S19220008517,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа (далее - МКУ КУМИ БМО, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее - ответчик) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.11.2022 N 038S19220008517.
Определением суда от 15.12.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-10037/2022.
Решением от 27.01.2023 суд признал незаконным решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.11.2022 N 038S19220008517.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации наименование ответчика изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - ОСФР по Амурской области).
Определением от 16.03.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу ОСФР по Амурской области на вышеуказанное решение.
Считая решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта, апеллянт привел следующие доводы:
- корректирующие сведения были представлены страхователем за пределами пятидневного срока для устранения;
- уведомление об устранении ошибок в отчетности было направлено страхователю 09.08.2022, вместе с тем заинтересованное лицо уклонилось от своевременного ознакомления с данным уведомлением, открыл полученные документы только 01.09.2022, что не является основанием для исчисления срока представления отчетности именно с этой датой;
- нахождение в очередном отпуске председателя МКУ КУМИ БМО и уполномоченного лица, ответственного за осуществление электронного документооборота с Пенсионным фондом не свидетельствует о невозможности из-за этого обстоятельства получить уведомление в срок.
В отзыве на апелляционную жалобу МКУ КУМИ БМО не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведённом путем использования системы веб-конференции, представитель Комитета отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя Комитета, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
МКУ КУМИ БМО в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
ОПФР по Амурской области проводилась проверка МКУ КУМИ БМО на предмет достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По результатам проведенной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем по форме СЗВ-СТАЖ в отношении одного застрахованного лица, с учетом сведений, представленных по форме СЗВ-ТД за отчетные периоды 2021 года выявлены несоответствия в отношении этого застрахованного лица.
Уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней выявленных несоответствий было направлено страхователю 9 августа 2022 г. по телекоммуникационным линиям связи.
Корректирующие сведения по форме СЗВ-КОРР в отношении указанного застрахованного лица страхователем были представлены 01.09.2022.
После выявления ОПФР по Амурской области нарушения со стороны МКУ КУМИ БМО 07.10.2022 был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 038S18220007021 (копия прилагается). Акт был направлен истцу почтой заказным отправлением 11.10.2022.
14.11.2022 заместителем управляющего ОПФР по Амурской области было принято решение N 038S19220008517 о привлечении страхователя к ответственности за совершения правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. 00 коп.
Решение было направлено страхователю 16.11.2022 почтой заказным отправлением.
09.12.2022 страхователю было выставлено требование N 038S01220007613 об уплате финансовой санкции в размере 500 руб. Требование направлялось 12.12.2022 почтой заказным отправлением. До настоящего времени не исполнено.
Полагая, что решение Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.11.2022 N 038S19220008517 противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя, МКУ КУМИ БМО обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Статьями 8, 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный законом срок, представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом, в органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (если не предусмотрены законом иные сроки), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ.
По форме СЗВ-ТД страхователь представляет сведения о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения и т. д.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом, статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Пунктом 40 Инструкции N 211н также установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Как следует из материалов дела, ОПФР по Амурской области проводилась проверка МКУ КУМИ БМО на предмет достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по результатам которой выявлены несоответствия в отношении одного застрахованного лица. Уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней выявленных несоответствий было направлено страхователю 09.08.2022 по телекоммуникационным линиям связи.
Корректирующие сведения по форме СЗВ-КОРР в отношении указанного застрахованного лица страхователем были представлены 01.09.2022.
Судом первой инстанции установлено, что по приказу от 26.01.2021 N 21-р уполномоченным лицом страхователя, ответственным за осуществление электронного документооборота с ПФР РФ, назначена Франгулян Е.А. В период с 09.08.2022 по 01.09.2022 указанное лицо, а также председатель МКУ КУМИ БМО Агафонова Л.В. находились в очередном отпуске, что подтверждается представленными заявителем приказом и распоряжением о предоставлении отпуска.
При этом, пунктом 38 Инструкции N 211н прямо указано, что датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Таким образом, дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных.
Пунктом 17 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при предоставлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п предусмотрено, что датой получения страхователем документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, Пенсионный фонд должен располагать подтверждением о получении информационной системой страхователя уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в виде электронного уведомления о доставке.
То есть, данный документ должен исходить от МКУ КУМИ БМО и подтверждать прочтение входящего письма.
Согласно материалам дела уведомление от 09.08.2022 получено Комитетом 01.09.2022. Корректирующая отчетность представлена страхователем 01.09.2022, то есть в установленный законом 5-дневный срок, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Пенсионного фонда и удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений закона, иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не приведено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.01.2023 по делу N А04-10037/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10037/2022
Истец: МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа
Ответчик: ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ По Амурской области