г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А40-169418/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-169418/22
по заявлению ИП Товстика Александра Николаевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Солодовник О.Б.
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Зиннатуллина Я.И. по дов. от 19.07.2022; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Солодовник О.Б. по паспорту; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Товстик Александр Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) об отказе в государственном кадастровом учете от 05.07.2022 N КУВД-001/2022-12861657/10, об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:3037 на основании заявления ИП Товстика Александра Николаевича от 30.03.2022 и представленных документов.
Решением от 26.01.2023 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права, с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель заявителя и Солодовник О.Б. возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Товстик Александр Николаевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:3037, площадь 88606 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, поселение Сосенское, в районе д. Сосенки, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков (1.2.16) (далее - земельный участок).
30.03.2022 заявитель через представителя по доверенности кадастрового инженера Солодовник О.Б. обратился в Управление за осуществлением кадастрового учета земельного участка - уточнением границ.
Уведомлением от 05.04.2022 N КУВД-001/2022-12861657/2 Управление приостановило государственный кадастровый учет в отношении земельного участка.
В дальнейшем Управлением были вынесены уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 07.04.2022 N КУВД001/2022-12861657/4, от 18.04.2022 N КУВД-001/2022-12861657/6, от 26.04.2022 N КУВД-001/2022-12861657/7.
27.04.2022 кадастровый инженер Слодовник О.Б. обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 05.05.2022 N 162/2022@ отклонено заявление об обжаловании решения о приостановлении.
Уведомлением Управления от 05.07.2022 N КУВД-001/2022-12861657/10 отказано в государственном кадастровом учете.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч. 6).
Как установлено судом, отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
- в нарушение положения части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ;
- в нарушение положений пункта 75 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в разделе "Схема расположения земельных участков" неверное приведено обозначение земельных участков в пределах указанной территории;
- в нарушение требований статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка" не содержит сведений о надлежащем согласовании местоположения границ со смежными земельными участками.
Из материалов дела следует, что межевой план подготовлен в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:3037, расположенного по адресу: город Москва, поселение Сосенское, в районе д. Сосенки.
Местоположение границы земельного участка не изменилось, т.к. характерные точки границ для устранения пересечений со смежными земельными участками смещены менее 1 см (с учетом допуска измерений в 10 см на местности граница не изменяется).
Как установлено судом, на Схеме расположения отображены: границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
Также в заключении кадастровый инженер указал, что в соответствии с запросом N КУВИ-002/2021-152396323 от 18.11.2021 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует документация, на основании которой земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120114:3037 поставлен на кадастровый учет, в результате чего нет возможности проанализировать межевой план, на основании которого изначально был поставлен участок на кадастровый учет.
Однако, анализируя пересечения земельного участка с КН 50:21:0120114:3037, а также земельных участков находящихся в кадастровом квартале 77:17:0120114 (50:21:0120114:1996, 50:21:0120114:1997, 50:21:0120114:2003, 50:21:0120114:2105, 50:21:0120114:1300, 50:21:0120114:1296, 50:21:0120114:434 и других), кадастровый инженер указал, что все пересечения имеют характерные наложения менее одного сантиметра, из чего можно сделать вывод, что ошибка образовалась в результате присоединения к Москве и пересчете координат в ПМСК Москвы.
Уточняемый земельный участок является дорогой и обеспечивает доступ к смежным земельным участкам, все смежные земельные участки с уточняемым изначально были образованы из одного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:56.
В связи с тем, что указанные земельные участки образовывались в координатах Московской области, документация в реестре отсутствует, но можно сделать вывод, что ошибка была допущена в межевом плане при разделе исходного земельного участка или при пересчете координат в ПМСК Москвы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В результате кадастровых работ граница откорректирована и приведена в соответствие.
Площадь земельного участка по сведениям ЕГРН 88606 кв.м. Однако, по координатам, взятым из ЕГРН, составляет 88638 кв.м., что подтверждает наличие технической ошибки.
Площадь после уточнения составляет 88637 кв.м., что является допустимым (менее 1 %).
Конфигурация земельного участка остается без изменений. В ходе уточнения границ было устранено пересечение границ со смежными земельными участками, тер. зонами. При уточнении границ исходного земельного участка не были затронуты интересы смежных землепользователей.
Кадастровый инженер указал, что наличие пересечений нарушает права собственника и не позволяет в полном объеме пользоваться земельным участком.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ с точностью, установленной органом нормативно правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" значение точности определения координат характерных точек границ земельного участка, отнесенного к категории земель "Земли населенных пунктов", не должно превышать 0,1 м.
Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН (кадастровая выписка о земельном участке N 99/2021/396027188 от 31.05.2021) точность определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером N 50:21:0120114:3037 отсутствует.
В связи с этим были проведены кадастровые работы в отношении уточняемого земельного участка для определения координат характерных точек границ земельного участка с более высокой точностью, что предусмотрено Приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке".
Местоположение границ земельного участка при уточнении определено исходя из сведений, содержащихся в представленных заказчиком документах - кадастровой выписке о земельном участке N 99/2021/396027188 от 31.05.2021.
В соответствии с письмом Минэкономразвития от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683 "Об отсутствии необходимости для проведения согласования местоположения части границы или характерной точки границы земельных участков в порядке, установленном "Законом", если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (в том числе с землями, государственная собственность на которые не разграничена)", согласование границ с землями не разграниченной государственной собственности проведено не было.
Земельный участок расположен в зонах 77:17-7.1072, 77:17-7.312.
Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости в соответствии с данными ЕГРН отсутствуют, однако в соответствии с кадастровым планом территории на уточняемом земельном участке расположен объект 50:21:0120114:3037. Раздел "Абрисы узловых точек границ земельных участков" не включен в состав межевого плана, так как в радиусе 40 метров от узловых точек нет четко опознаваемых объектов местности.
В связи с тем, что в утвержденной xml-схеме межевого плана отсутствуют разделы, в которых заполняются сведения о состоянии пунктов геодезической сети, раздел "Общие сведения", "Исходные данные" в бумажном виде включен в состав приложения к межевому плану.
Местоположение границы земельного участка не изменилось, т.к. характерные точки границ для устранения пересечений со смежными земельными участками смещены менее 1 см (с учетом допуска измерений в 10 см на местности граница не изменяется). На схеме расположения земельных участков существующие земельные участки показаны пунктирной линией, т.к. погрешность определения координат составляет 0,3 м.
Также материалами дела подтверждено, что при подготовке межевого плана от 30.03.2022 использовались документы, указанные в реквизите "1" раздела "Исходные данные": кадастровые планы территорий кадастрового квартала 77:17:0120114 от 09.06.2021, 27.10.2021, выписки об объекте недвижимости от 29.10.2020 и 31.05.2021, сведения, содержащиеся в ИАИС ОГД города Москвы от 18.02.2022, Постановления Правительства Москвы N 384-ПП, N 819-ПП и др. документы.
Из вышеизложенного следует, что предоставленные и использованные Заявителем документы при составлении межевого плана подтверждают прохождение уточненных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Извещение о согласовании границ опубликовано в газете Новые Округа от 18.02.2022 N 3(469) на стр. 13.
Извещение о согласовании опубликовано в газете в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты и о почтовом адресе собственников смежных земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.
Уточняемый земельный участок с разрешенным использованием: земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков (1.2.16) обеспечивает доступ к смежным земельным участкам и уточнение характерных точек границ осуществлено в допустимых пределах погрешности.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что в Управление были представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование заявителя, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-169418/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169418/2022
Истец: Товстик Александр Николаевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Солодовник Ольга Борисовна