г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А40-252228/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Нестеровой М.Е. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
АО "НИМИ им. В.В. Бахирева"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2023 по делу N А40-252228/22,
по заявлению АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" (ОГРН: 1127747236341, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2012, ИНН: 7743873015, КПП: 774301001)
к Госинспекции по недвижимости г. Москвы
третьи лица: Департамент экономической политики и развития города Москвы, ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"
о признании незаконными действий (бездействий),
при участии:
от заявителя: |
Стребкова Е.В. дов. от.23.09.2022 |
от ответчика от третьего лица: |
Джилавян Л.А. дов. от 29.12.2021 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Научно-исследовательский машиностроительный институт имени В.В. Бахирева" (заявитель, общество, АО "НИМИ им. В.В.Бахирева") обратилось в Головинский районный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действия Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ответчик, Инспекция, Госинспекция по недвижимости) по определению 52,97% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1071, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.58, строение 10, общей площадью 6 107,2 кв. м, как площади, используемой для размещения офисов, торговых объектом, объектов общественного питания и бытового обслуживания и фиксации данного заключения в пунктах 6.4, 6.5 акта от 13.08.2021 N 91217726/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения; об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем внесения изменений в акт от 13.08.2021 N 91217726/ОФИ о фактическом использовании здания для целей налогообложения.
Апелляционным определением Московского городского суда дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением от 07.02.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Согласно материалам дела, Инспекцией в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений и нежилых помещений для целей налогообложения" (Порядок) были проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в 2021 году.
В результате указанных мероприятий был издан Акт N 91217726/ОФИ от 13.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения по нежилому зданию, принадлежащему на праве собственности АО "НИМИ им. В. В. Бахирева", расположенному по адресу г. Москва, р-н Головинский, ш. Ленинградское, д. 58, строение 10 (кадастровый номер 77:09:0001020:1065) (Строение N 10).
В пункте 6.4 Акта установлено, что 52.97% нежилого здания Строения N 10 фактически используется для размещения офисов.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых действий Инспекции.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "НИМИ им. В.В.Бахирева" требований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1.4. Постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее - Постановление N 257-ПП) под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также - мероприятия по определению ВФИ) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Пунктом 1.3 Порядка определено, что мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется Инспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных ГБУ "МКМЦН".
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник ГБУ "МКМЦН", уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (Акт) по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Инспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Из материалов дела усматривается, что АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" является особорежимным Предприятием, входящим в реестр стратегических организаций Российской Федерации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р (п. 867), головным разработчиком боеприпасов для полевой, танковой и морской артиллерии, осуществляющим свою деятельность по выполнению государственного оборонного заказа и в сфере военно-технического сотрудничества (ГОЗ и ВТС). Согласно Уставу АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" основными видами деятельности общества являются разработка и производство вооружения, военной техники, боеприпасов и их утилизация, имеет лицензии па указанные виды деятельности. АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в соответствии с постановлением Правительства от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса". Свободный доступ посторонних лиц на территорию АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" ограничен, доступ к Строению 10 осуществляется через контрольно-пропускной пункт, что само по себе исключает использование указанного здания как коммерческой недвижимости.
В Строении 10 фактически размещены службы Адмииистративного истца -заводоуправление, что также подтверждено и самой Госиисиекцией в п. 2 Акта.
Из технического паспорта па Строение 10 следует, что оно является производственным и несет функциональную нагрузку как лабораторный корпус, в котором основные помещения используются для размещения научных отделов, собственных сотрудников, в том числе административного персонала, которые непосредственно обеспечивают деятельность общества. Указанное здание функционально неотделимо от единого производственного комплекса по осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области естественных и технических наук.
Налогоплательщики, являющиеся собственниками здания или помещения в нем, вправе подать заявление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания в целях предоставления льготы.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения определен постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-1 ПП (Порядок). В соответствии с пп. 4 п. 1.4 Порядка, офис - это здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов. В соответствии с и. 5 ст. 378.2 ПК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из толкования пп. 4 п. 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи со ст. 378.2 ПК РФ с необходимостью следует, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этаном такой деятельности.
Следовательно, при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, Госинспекции по недвижимости надлежит не только установить факт их соответствия формальным требованиям, предусмотренным пп. 4 п. 1.4 11орядка, раскрывающим понятие "офис", но также выяснить, кем они используются и под какие конкретно цели, обладают ли такие объекты самостоятельным офисным назначением.
Судом первой инстанции не учтено, что в нарушение вышеперечисленных требований, Госинспекцией по недвижимости к числу помещений, используемых в качестве офисов, были отнесены: кабинеты, без указания конкретных помещений. Вместе с тем самостоятельного офисного назначения указанные помещения не имеют, в аренду третьим лицам не сдаются, по своему фактическому использованию являются рабочими кабинетами, в которых оборудованы рабочие места для сотрудников АО "НИМИ им. В.В. Бахирсва", осуществляющих текущую деятельность общества (деятельность предприятия, обеспечивающая определённый этап производственной деятельности).
В строении N 10 фактически размещены службы заводоуправления общества, что также подтверждено Госииспскцисй по недвижимости в п. 2 Акта.
Данный факт прямо подтверждается фототаблицами, представленными к акту N 91217726/ОФИ от 13.08.2021.
При этом фотографии, приведенные в Акте N 91217726/ОФИ от 13.08.2021, не носят информативного характера, не позволяют с достоверностью установить, какое именно помещение в здании на них изображено, в какую группу оно отнесено, какова его площадь и т.д., соответствующие указания в Акте отсутствуют.
Акт N 91217726/ОФИ от 13.08.2021 содержит в себе общие выводы, не детализирован. Так, в описательной части акта указываются площади помещений в здании, отнесенные к тому или иному виду фактического использования, однако отсутствуют указания на то, какие именно помещения в них включены, где они расположены на поэтажном плане, каким номерам на экспликации они соответствуют. В свою очередь поэтажные планы, использованные при проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания, отражены в Акте в сжатом нечитаемом формате, что делает невозможным установление состава площадей, отнесенных Госинспекцией по недвижимости к числу используемых для целей налогообложения в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
Таким образом, выводы Госинспекции по недвижимости, изложенные в Акте не отражают действительного, реального использования здания, т.к. не учитывают действительные фактические виды использования здания.
Акт N 91217726/ОФИ от 13.08.2021 не является документом, достоверно определяющим вид фактического использования здания, принадлежащего истцу, а потому не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего законность действий Госинспекции по недвижимости по определению 52,97% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001020:1071, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д. 58, строение 10, как площади, используемой для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, в п. 6.5 Актов N 9091549/ОФИ от 18.01.2018 (Акт 1), N 9092315/ОФИ от 18.01.2019 (Акт 2) о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения по Строению 10, указано, что нежилое здание Строение 10 фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, тогда как в пункте 6.5 обжалуемого Акта сделан вывод, что нежилое здание Строение 10 фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Между тем, общество использует Строение 10 на протяжении долгих лет неизменно для одних и тех же целей - научно-исследовательских и как заводоуправление. Данные обстоятельства дополнительно указывают на то, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в 2021 году Госиисиекцией по недвижимости были проведены ненадлежащим образом.
Таким образом, действия Госинспекции по недвижимости заключающиеся в признании того, что заявитель использует более 20% от общей площади нежилого помещения для размещения офисов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, того, что Строение 10 фактически используется для размещения офисов, нарушают права и законные интересы АО "НИМИ им. В.В. Бахирева", у учитывая, что данные действия способствуют включению здания Строения 10 в постановление Правительства г.Москвы N 700-1 III от 28.11.2014 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", что приводит к взиманию налога в повышенном размере безразлично к реальной доходности недвижимости, причем вопреки явно выраженным законодательным намерениям, в том числе о налоговых поощрениях в пользу объектов производственного (промышленного) назначения.
В действующем правовом регулировании определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости обычно влечет повышение размера налога по сравнению с тем, как если бы он исчислялся по общим правилам - исходя из среднегодовой стоимости имущества. В этом смысле составленный Инспекцией Акт влечет ограничение прав налогоплательщика в виде роста налоговых изъятий из его имущества без надлежащих на то экономических причин и без внимания к реальным хозяйственным свойствам принадлежащей ему недвижимости.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Инспекции являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем, решением суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.1 ч.1 сть.270 АПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, с учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований апелляционный суд полагает необходимым обязать Госинспекцию по недвижимости устранить допущенные нарушения прав и обязанностей АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" в установленном законом порядке путем проведения мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 58 стр. 10, общей площадью 6 107,2 кв.м., кадастровый номер 77:09:0001020:1071 в части признания помещений, относящихся к заводоуправлению, производственными помещениями.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
С учетом изложенного, уплаченные заявителем госпошлина по иску в размере 2000 руб., госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2023 по делу N А40-252228/22 отменить.
Признать незаконными действия Госинспекции по недвижимости по определению 52,97% от общей площади нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 58 стр. 10, общей площадью 6 107,2 кв.м., кадастровый номер 77:09:0001020:1071, как площади, используемой для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, фиксации данного заключения в пунктах 6.4, 6.5. акта от 13.08.2021 N 91217726/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения.
Обязать Госинспекцию по недвижимости устранить допущенные нарушения прав и обязанностей АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" в установленном законом порядке путем проведения мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 58 стр. 10, общей площадью 6 107,2 кв.м., кадастровый номер 77:09:0001020:1071 в части признания помещений, относящихся к заводоуправлению, производственными помещениями.
Взыскать с Госинспекции по недвижимости в пользу АО "НИМИ им. В.В. Бахирева" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. по заявлению и 1 500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252228/2022
Истец: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.В. БАХИРЕВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ", ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ