г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А41-50801/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Ющенко В.В. по доверенности от 20.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ответчика по делу - ООО "Парус-М" - Чернявский О.В. по доверенности от 24.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парус-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2022 года по делу N А41-50801/22 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Парус-М" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ООО "Парус-М" со требованием о взыскании с ООО "Парус-М" в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области стоимость причиненного лесному фонду вреда в размере 498 026 (четыреста девяносто восемь тысяч двадцать шесть) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2022 года по делу N А41-50801/22 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Парус-М" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, который в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 17.08.2021 г. государственным лесным инспектором Московской области в ходе патрулирования лесного участка по маршруту N 12, утвержденному Приказом ГКУ МО "Мособллес" от 11.01,2021 г. N П-34, в составе земель лесного фонда в выделах 4, 5 квартала 12 Кудиновского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО "Мособллес". вблизи д. Новая, г.о. Балашиха, Московская область, выявлен факт нарушения лесного законодательства.
Установлено, что данный лесной участок с кадастровым номером 50:15:0000000:230 огорожен общим с земельным участком с кадастровым номером 50:15:0050601:19 забором из металлического профиля. Общая площадь самовольно используемого лесного участка составляет 1821 кв. м. Проход, проезд на данный лесной участок возможен только с территории земельного участка с кадастровым номером 50:15:0050601:19. На самовольно используемом лесном участке расположены строения, хозяйственные постройки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:15:0050601:19 является ООО "Парус-М".
Координаты поворотных точек по границе с землями лесного фонда - т. 1 - 55.806506, 38.055089; т. 2 - 55.806350, 38.055229; т. 3 - 55.806350, 38.055793; т. 4 - 55.806396, 38.056325; т. 5 -55.806268, 38.056867; т. 6 - 55.805895, 38.057363; т. 7 - 55.805964, 38.057535.
Как указывает истец, специального разрешения на использование вышеуказанного лесного участка общей площадью 1821 кв. м Ногинским филиалом ГКУ МО "Мособллес" не выдавалось.
12.10.2021 г. истцом издано постановление о назначении административного наказания N 12-214/2021.
На основании данного постановления ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, выразившемся в самовольном занятии использовании лесного участка.
За данное нарушение обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Истцом произведен расчет ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения ответчиком требований законодательства. Ущерб составил 33 676 руб. В досудебном порядке указанная сумма не выплачена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил факт причинения ущерба ответчиком, с учетом причинно-следственноq связи между действиями ответчика и предъявленным к взысканию ущербом, указал, что истцом доказан размер ущерба.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неполным выяснением обстоятельств по делу, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как было указано ранее, в обоснование заявленных требований Комитет лесного хозяйства ссылается на то, что ООО "ПАРУС-М" в отсутствие специального разрешения используется часть лесного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:230 площадью 1821 кв.м.
Указанные обстоятельства, по мнению истца, подтверждаются материалами проверки, проведенной государственным лесным инспектором 17.08.2021, и постановлением по делу об административном правонарушении от 12.10.2021 N 12- 214/2021, которым ООО "ПАРУС-М" признано виновным в совершении административного правонарушении.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что решением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2022 по делу N А41-84228/21. оставленным без изменения Десятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Московского округа, постановление по делу об административном правонарушении от 12.10.2021 N 12-214/2021 признано незаконным н отменено.
В указанном судебном акте, суды пришли к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного Закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, 11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Самовольное занятие лесного участка является нарушением лесного законодательства.
В качестве объективной стороны правонарушения оспариваемым постановлением, обществу вменяется нарушение лесного законодательства, выразившееся в том, что Обществом самовольно занято и используется лесной участок площадью 1 821 кв.м., с кадастровый номер N 50:15:0000000:230, без разрешительной документации огородив забором, посредством присоединения к земельному участку с кадастровым номером N 50:15:0050601:19.
Согласно акту от 17.08.2021 осмотр проведен с применении мерной ленты, фотоаппарата, лесоустроительной документации и GPS навигатора.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что в качестве одного из доказательств в материалы дела как приложение к акту осмотра лесного участка от 17.08.2021 представлена фото-таблица.
При этом суд отмечает, что содержащиеся в указанной фото-таблице фотографии не могут быть приняты судом в качестве достаточным допустимым доказательством наличия в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, поскольку не имеет автоматической маркировки о времени, дате и координатах фото-фиксации.
Таким образом, в рассматриваемом случае судом установлены неустранимые сомнения в наличии события административном правонарушении, поскольку должностное лицо реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов, где отношения не основаны на равенстве сторон, т.к. если должностное лицо располагает возможностью и полномочиями составлять/изготавливать любые документы вне контроля иных лиц и/или технического контроля, то и принцип презумпции невиновности соблюдению не подлежит (например: изготовление фотографии/фотофиксации с возможностью нанесения на них должностным лицом необходимых даты, времени, адреса, координат в последующим при таких обстоятельствах безусловно нарушает принцип презумпции невиновности, а следовательно, и права Общества, в то время как невозможность выполнить такие действия в другое время должностным лицом не доказано, согласно правилам доказывания КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного, обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А41-84228/21, имеют преюдициальное значение для рассмотрения спора.
В данном случае акту осмотра территории лесного участка от 17.08..2021, на основании которого заявлен иск, уже дана судебная оценка в рамках указанного дела. При этом подтверждено, что акт не может достаточным допустимым доказательством наличия в действиях заявителя события вменяемого правонарушения
Поэтому данный акт не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик, будучи уведомленным о начавшемся процессе, не явился в судебное заседание суда первой инстанции, не представил указанные выше сведения.
Вместе с тем, истец, также проявив недобросовестное отношение, не сообщил суду первой инстанции сведения относительно оспаривания постановления о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что истцом не представлены доказательства обоснованности заявленного иска, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
На основании ст. 110 АПК РФ понесенные ООО "Парус-М" расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2022 по делу N А41-50801/22 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО "Парус-М" 3 000 руб. расходов по госпошлине.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50801/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ООО "Парус-М"