г. Москва |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А40-197209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева
судей Б.П. Гармаева, Т.Ю. Левиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Б. Ногеровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2023 года по делу N А40-197209/2022, принятое судьей Жура О.Н.
по иску ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН 1027700430889) о взыскании долга
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
при участии в судебном заседании:
от истца: Мартынов А.С. по доверенности от 29.09.2020,
от третьего лица: Минчук Н.В. по доверенности от 07.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии, в размере 5 263 373 руб. 70 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 21.02.2023 г. иск удовлетворен в размере 4 225 525 руб. 39 коп. В остальной части иска отказано.
При этом суд исходил из того, что ответчиком осуществлено бездоговорное потребление теплоэнергии.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправомерность выводов суда первой инстанции.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в части на основании следующего.
В суде апелляционной инстанции представитель ПАО "МОЭК" заявил письменное ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания убытков в размере 1 037 848 руб. 31 коп.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что отказ ПАО "МОЭК" от иска в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, апелляционный суд принимает отказ ПАО "МОЭК" от иска в части взыскания убытков в размере 1 037 848 руб. 31 коп.
Как следует из материалов дела, по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 76Б (в/г 48/3), на охраняемой территории расположен военный городок с ЦТП N 20-03-0301/089, который присоединен к тепловым сетям ПАО "МОЭК" в камерах 109/9, 109/5.
Поставка тепловой энергии в части объекта, расположенного по адресу: Хорошевское шоссе, д.76Б, осуществляется на основании контракта теплоснабжения от 25.12.2018 N 02.115293кТЭ, заключенного с ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, для нужд строений военного городка N 48/3, присоединенных к ЦТП N 20-03-0301/089.
По результатам проверки, проведенной 31.03.2022, оформлен акт N 02-467/22-БДП о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, самовольного присоединения к централизованным системам горячего водоснабжения, в связи с проведением реконструкции ЦТП N 20-03-0301/089 с увеличением тепловых нагрузок нежилого здания по адресу: Москва, Хорошевское шоссе, д.76 Б, в отношении потребителя ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В последующем в связи с реконструкцией теплового пункта N 20-03-0301/089 ФКП "Управление заказчика" Минобороны РФ заключило с истцом договор от 29.07.2020 N 10-11/20-12 о подключении к системам теплоснабжения объекта капитального строительства.
До настоящего времени договор от 29.07.2020 N 10-11/20-12 не исполнен, мероприятия по подключению объекта к системе теплоснабжения не завершены.
Поскольку установлен факт потребления тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), истец, руководствуясь нормами п. 8 ст. 22 Закона о теплоснабжении, составил акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя N 02-467/22-БДП от 31.03.2022.
Размер убытков определен специальной нормой закона, а именно ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и предъявляется к обусловленным в законе случаям, ввиду чего не требуется дополнительно устанавливать совокупность состава ст. 15 ГК РФ.
Акт составлен истцом надлежащим образом, с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении".
О предстоящей проверке объекта, а также о составлении акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя ответчик был уведомлен.
Согласно п. 9 ст. 22 закона о теплоснабжении, объем бездоговорного потребления энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления, но не более чем за три года.
Период бездоговорного потребления составляет с 15.12.2021 по 31.03.2021 в размере 5 263 373 руб. 70 коп.
Согласно п. 10 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении", стоимость тепловой энергии, теплоносителя, лученных в результате бездоговорного потребления подлежит оплате потребителем в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Требование направлено посредством Почты России, что подтверждается описью и чеком, поскольку до настоящего времени ответчиком задолженность в полном объеме не оплачена.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты предоставленных услуг в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Расчет объема потребленной энергии приведен истцом, проверен судом, является правильным и не опровергнут ответчиком. Так, факт теплопотребления здания с увеличением тепловой нагрузки подтверждается имеющимися доказательствами в материалах дела (акт проверки N 288-02/0-22-ОТИ от 31.03.2022).
Таким образом, учитывая, что договор от 29.07.2020 N 10-11/20-12 не исполнен, мероприятия по подключению объекта к системе теплоснабжения не завершены, ответчик самостоятельно потреблял тепловую энергию в объеме, превышающим допустимый режим возможного потребления в рамках контракта теплоснабжения N 02.115293кТЭ.
Истцом доказан факт увеличения нагрузки над договорной в полном объеме при надлежащих доказательствах и ссылках на нормативно-правовые акты, в то время как ответчиком в обоснование своих доводов не приведено документальных доказательств обратного, равно как не представлено ссылок на нормативное обоснование и аргументированное нарушение в расчетах истца по определению тепловых нагрузок.
Учитывая изложенное, а также частичный отказ от иска, решение суда подлежит лишь отмене в части отказа в иске.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 176, 266-270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска в части взыскания 1 037 848 руб. 31 коп. в возмещение убытка.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2023 года по делу N А40-197209/2022 в части отказа в иске отменить.
Прекратить производство по делу N А40-197209/2022 по иску о взыскании 1 037 848 руб. 31 коп. в возмещение убытка.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы суда от 21 февраля 2023 года по делу N А40-197209/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН 1027700430889) в пользу ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска в размере 33 290 руб.
Возвратить ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) из федерального бюджета госпошлину в размере 6 303 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197209/2022
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ