24 апреля 2023 г. |
Дело N А83-1037/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Ольшанской Н.А., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Шуст Н.М. по доверенности от 28.09.2022 N 45/494, в отсутствие Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-1037/2022, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" об оспаривании постановления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казённое учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление ЧФ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит суд признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (далее - комитет, административный орган) от 11.01.2022 N 48-06/2-08, которым ФКУ "Управление ЧФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2022 постановление комитета о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 48-06/2-08 от 11.01.2022 изменено в части размера административного наказания, административный штраф в размере 100 000,00 рублей снижен до 50 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований учреждения в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального права, выразившееся в несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию необоснованного решения. Также апеллянт указывает, что административным органом не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения в собственности либо в оперативном управлении у учреждения источников тепловой энергии, при этом целью учреждения при заключении договоров с гражданами являлась не продажа тепловой энергии, а возмещение затрат, понесенных учреждением на производство тепловой энергии через котельные военных городков. Дополнительно от учреждения поступили пояснения, в которых указано о необоснованном не применении судом первой инстанции п. 5.1. ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
До начала судебного разбирательства от комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ФКУ "Управление ЧФ" установлены факты нарушения законодательства в области стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
21.12.2021 по факту не раскрытия в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 22 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты раскрытия информации) за третий квартал 2021 года, заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления комитета в отношении ФКУ "Управление ЧФ", в присутствии его представителя, составлен протокол N 48-06/2-08 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
11.01.2022 в отношении ФКУ "Управление ЧФ", с участием его представителя, вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 48-06/2-08, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо за нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.3 данного Кодекса.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ являются субъекты естественных монополий, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающие организации, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностные лица органов местного самоуправления.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий, а именно:
- в непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Из оспариваемого постановления от 11.01.2022 следует, что ФКУ "Управление ЧФ" как теплоснабжающей организацией в вину вменяется нарушение сроков предоставления информации о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения за третий квартал 2021 года (законодательно установленный срок до 30.10.2021).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Судом установлено, что ФКУ "Управление ЧФ" в комитет было подано заявление об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2020 год в сфере теплоснабжения от 26.04.2019 N 94/2/1331 (вх. комитета от 26.04.2019 N 1625/05) с приложением материалов, необходимых для установления тарифов на тепловую энергию. В разделе 1 "Общая информация" пояснительной записки по расчету тарифа на тепловую энергию для котельных ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории Симферопольского района гпт. Гвардейское на 2020 год указано, что предметами деятельности ФКУ "Управление Черноморского флота" являются в т.ч. оказание коммунальных услуг организациям и населению. Также в данном разделе указано, что ФКУ "Управление Черноморского флота" является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Аналогичные заявления с пояснительными записками были представлены ФКУ "Управление ЧФ" в адрес комитета при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 и последующие годы.
Письмом комитета от 17.06.2020 N 663/05-16 у ФКУ "Управление Черноморского флота", в рамках тарифного дела по установлению тарифов на 2021 и последующие периоды регулирования, были запрошены дополнительные сведения, в том числе Реестры заключенных договоров с потребителями тепловой энергии. В ответ на вышеуказанный запрос Евпаторийской квартирно-эксплуатационной частью района, письмом от 03.07.2020 N 6/1870 (вх. комитета от 06.07.2020 N 2634/05) и Симферопольской квартирно-эксплуатационной частью, письмом от 06.07.2020 N 5/2492 (вх. Комитета от 06.07.2020 N 2645/05), представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии, которые относятся к категории потребителей - "население".
В состав дополнительных материалов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ "Управление ЧФ" (Евпаторийская КЭЧ) входит реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ - Квартирно-эксплуатационная часть, является структурным подразделением ФКУ "Управление Черноморского флота" (Евпаторийского района), заключенных в 2019 году, в соответствии с которым ФКУ "Управлением Черноморского флота" заключены договоры с 154 потребителями, преимущественно физическими лицами, с указанием адресов и фамилий (наименований) потребителей тепловой энергии.
Также представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию за 2019 год за подписью начальника Евпаторийского КЭЧ района, в соответствии с которой в 2019 году производились начисления и оплата по 4 объектам жилищного фонда:
- общежитие, расположенное по адресу: Республика Крым, ул. 5 Авиагородок, 14а - начислено 419 523,03 руб., оплачено - 337 037,45 руб.;
- общежитие, расположенное по адресу: Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, в/ч 81415, в/г N 189 - начислено 406 514,84 руб., оплачено - 319 530,62 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, Черноморский р-н, с. Оленевка, в/ч 49385, в/г Черн-2 - начислено 218 139,55 руб., оплачено - 215 009,79 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, ул. Степная - начислено 151 372,10 руб., оплачено - 80 748,20 руб.
Аналогичные документы представлены Симферопольской КЭЧ - реестр договоров с 69 потребителями коммунальной услуги (тепловой энергии) с указанием адресов и фамилий и справка по заключенным договорам, в соответствии с которой за 2019 год произведено начисление за тепловую энергию на сумму 154 544,50 руб., оплачено потребителями - 160 618,15 руб.
Всего за 2019 год в соответствии с представленными справками за 2019 год за потребленную тепловую энергию ФКУ "Управлением Черноморского флота" начислено 1 350 094,02 руб., оплачено потребителями 1 112 944,21 руб.
Кроме того, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-14759/2018 с товарищества собственников недвижимости "Звездный 1П" в пользу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" была взыскана задолженность за потреблённую тепловую энергию в размере 650644,82 руб.
Факт владения ФКУ "Управление ЧФ" котельными подтверждается:
- письмом филиала ФКУ "Управление ЧФ" - 6 ФЭС от 18.09.2017 N 2426/5, адресованным начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которым газовая котельная военного городка 189 войсковой части 81415 состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ "Управление ЧФ" - "6 ФЭС";
- письмом филиала ФКУ "Управление ЧФ" - 6 ФЭС от 28.04.2016 N 1145/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в котором сообщаются фактические затраты на содержание газовой котельной;
- пояснительной запиской о результатах работы котельной войсковой части 81415, военный городок N 189, за период работы с 01.01.2016 по 31.12.2016 по выработке и отпуску тепловой энергии за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которой газовая котельная войсковой части 81415 находится в зоне ответственности Евпаторийской КЭЧ района, которая производит выработку тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд): ТСН "Звёздный 1П", общежития - 3, 4, 5;
- расчётом (калькуляцией) расходов, связанных с производством тепловой энергии котельной войсковой части 81415, военный городок 189 за 2016 год за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в котором указываются площади отопления сторонних потребителей;
- письмом Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района от 06.10.2016 N 9/1907, адресованным Государственному комитету, в котором Евпаторийская КЭЧ района подтверждает факт владения газовой котельной и оказания услуг отопления дома N 1 по ул. Степной в с. Витино Сакского района;
- представлением заместителя военного прокурора от 06.04.2018 N 1911, согласно которому проверкой установлено, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом N 4635 от 13.09.2014 и актом приемки (передачи) зданий, сооружений, военные городки NN 189, 190 (с. Витино, Республика Крым) переданы на учет и обслуживание Евпаторийской КЭЧ района. На территории данных военных городков размещается котельная и иные объекты инженерной инфраструктуры, посредством которых производится поставка услуг по теплоснабжению.
В 2021 года факт поставки учреждением тепловой энергии потребителям подтверждается счетом от 30.04.2021 N 884 и N 962.
Осуществляя производство тепловой энергии и ее поставку потребителям, учреждение обращалось в административный орган с заявлениями об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на поставляемую потребителям тепловую энергию на 2020 год (вх. комитета от 26.04.2019 N 1625/05) указывая при этом, что предметом деятельности учреждения является, в том числе оказание коммунальных услуг организациям и населению, что учреждение является теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ. Вместе с пояснительными записками на установление тарифа на поставляемую тепловую энергию учреждением были представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии, относящихся к категории "население", в том числе реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ, договоры заключены с потребителями тепловой энергии, преимущественно физическими лицами, с указанием их фамилий и адресов; представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию.
Таким образом, обращаясь в комитет по ценам с заявлениями об установлении тарифов на поставку тепловой энергии, учреждение действовало как теплоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 6 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 (далее - Приказ МО РФ N 860) квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально-эксплуатационным органам.
Пунктом 11 приказа МО РФ N 860 установлено, что квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым и в г. Севастополе. В соответствии с пунктом 2 приказа МО РФ N 860 в понятие коммунально-эксплуатационного обеспечения входит снабжение тепловой энергией.
Таким образом, квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ входят в структуру подразделений ФКУ "Управление ЧФ".
Доводы заявителя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие передачу собственником имущества в рамках осуществления правомочий, предусмотренных ст. 209 ГК РФ, заявителю на праве собственности или иной законном основании, отклоняется исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, равно как и закреплении указанного имущества за подведомственным ему учреждением (его структурным подразделением) для технического обслуживания и обеспечения коммунальными услугами.
Собственником объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" является территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
Учредителем ФГКУ "Крымское ТУИО" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны.
Приказом Командующего Черноморским флотом 04.02.2019 N 140 в приказ от 3 1.12.2016 N 5526дсп внесены изменения в Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, согласно которым раздел "Основные функции КЭУ флота" пополнены подпунктом "в" пункта 8: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям".
В компетенцию ФГКУ "Крымское ТУИО" не входят функции эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами.
В структуре Минобороны России полномочия и обязанности собственника, помимо Департамента военного имущества и территориальных управлений имущественных отношений, возложены также на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России. Так, положением о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 N 305, определено, что Департамент предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Согласно Приказу МО РФ N 860 квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально- эксплуатационным органам и предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 N 5526дсп, квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота.
Приказом командующего Черноморским флотом от 04.02.2019 N 140дсн внесены изменения в Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом от 31.12.2016 N 5526дсп. В соответствии с внесенными изменениями пункт 8 раздела "Основные функции КЭУ флота" дополнен словами: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжения и канализации потребителям".
Материалами дела установлено и не отрицается заявителем, что именно ФКУ "Управление ЧФ" несет расходы на содержание котельных.
Учитывая изложенное, ФКУ "Управление ЧФ" на основании указаний (распоряжений) собственника фактически использует недвижимость военных городков в Республике Крым в местах дислокации структурных подразделений Черноморского флота и, в соответствии с уставными документами (положениями) юридического лица и его подчиненных структурных подразделений имеет компетенцию на заключение договоров оказания услуг в сфере теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным органом представлены доказательства отнесения учреждения к теплоснабжающим организациям.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и органов регулирования раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
Приказом N 48/27 от 17.12.2020 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 года" установлены тарифы в сфере теплоснабжения на период регулирования с 01.01.2021 по 31.12.2023.
ФКУ "Управление Черноморского флота" входит в Реестр организаций, в отношении которых комитет осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на транспорте и иных отраслях, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор).
Учреждение также входит в Перечень субъектов контроля подлежащих систематическому наблюдению и анализу соблюдения стандартов раскрытия информации в 2021 году Комитетом, утвержденный приказом Комитета от 30.11.2020 N 117-од.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2018 N 1288/18 утверждены формы размещения информации в сфере теплоснабжения.
Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также органами регулирования установлен Стандартами раскрытия информации.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации единой теплоснабжающей организацией информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Вместе с тем, ФКУ "Управление ЧФ" не выполнена обязанность по раскрытию в установленные сроки информации о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения за третий квартал 2021 года, предусмотренной пунктом 22 Стандартов раскрытия информации.
Таким образом, ФКУ "Управление ЧФ" являясь теплоснабжающей организацией, не исполнена обязанность по своевременному раскрытию информации.
Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2022 по делу N А83-17006/2020 и от 20.10.2022 по делу А83-19090/2021.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является верным.
Доводы жалобы об отсутствии у учреждения права собственности или права оперативного владения на котельные не опровергают установленные факты владения учреждением источниками тепловой энергии и продажу потребителям тепловой энергии.
Ссылка учреждения на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае при вынесении оспариваемого постановления установлены достаточные данные, подтверждающие, что учреждение является теплоснабжающей организацией и, соответственно, субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
О вине учреждения в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им установленных законодательством Российской Федерации действий, которые он должен был и имел возможность совершить. Доказательств, подтверждающих отсутствие у учреждения реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным судом не установлено. Основания для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В настоящем случае наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. При этом правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания в данной норме.
Применение судом первой инстанции части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (снижение штрафа до 50 000 руб.) обусловлено обстоятельствами конкретного дела, доводами участников спора, получившими надлежащую судебную оценку.
При решении вопроса о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, суд с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также принимая во внимание социально значимую деятельность ФКУ "Управление Черноморского флота", а также общие критерии назначения административного наказания (дифференцированность, соразмерность, справедливость), характер совершенного административного правонарушения, степень вины юридического лица, его имущественное и финансовое положение, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности уменьшения размера административного штрафа до 50 000 рублей, поскольку указанный размер штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно изменил постановление административного органа в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа.
Довод учреждения о наличии оснований для прекращения производства по делу в порядке пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ поскольку правонарушение допущено учреждением 01.11.2021 и обнаружено комитетом 03.12.2021, то есть после 01.01.2021 в связи с чем отсутствует ответственность за привлечение к административной ответственности за несоблюдение Стандартов раскрытия информации, подлежит отклонению на основании следующего.
Так, Федеральным законом от 24.02.2021 N 29-ФЗ в статью 24.5 КоАП РФ внесены изменения путем дополнения ее пунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1) совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности".
Статьей 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" установлено, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
При этом во исполнение части 4 статьи 15 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.12.2020 N 2467, которым утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации, под номером 538 которого включено Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570.
Таким образом, соблюдение обязательных требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570, подлежит оценке при осуществлении государственного контроля (надзора) и несоблюдение указанных требований является основанием для привлечения к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-1037/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1037/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ