г. Владивосток |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А24-5039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей Л.А. Мокроусовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-1183/2023
на решение от 25.01.2023
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-5039/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс-М" (ИНН 4101127829, ОГРН 1084101006131)
о взыскании 1 619 273,80 руб. основного долга, неустойки,
при участии: стороны не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс-М" (далее - ответчик, ООО "Энергоресурс-М") о взыскании 1 619 273 руб. 80 коп. долга по оплате тепловых ресурсов, поставленных по договорам от 10.09.2018 N 346, от 01.12.2018 N 354 в период с июня по июль 2022 года со взысканием пени на сумму долга 1 619 273 руб. 80 коп., начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.01.2023 с ООО "Энергоресурс-М" в пользу ПАО "Камчатскэнерго" взыскано 1 096 493 руб. 60 коп. долга, 43 611 руб. 66 коп. пеней, начисленных за период с 02.10.2022 по 19.01.2023. В удовлетворении остальной части требования о взыскании долга отказано. Решено также производить начисление и взыскание с ООО "Энергоресурс-М" в пользу ПАО "Камчатскэнерго" пеней на 1 096 493 руб. 60 коп. долга с 20.01.2023 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа во взыскании 519 983 руб. 17 коп. и соответствующих пеней, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значение для дела, истец просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 1 616 475 руб. 77 коп. Доводы апеллянта сводятся к тому, что судом первой инстанции не принято во внимание, что по многоквартирным домам (далее - МКД) N 19,20 по проспекту Циолковского истцом предъявлены ответчику к оплате полный объем потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее - ГВС) за спорный период. По мнению истца, в указанных домах имеется открытая система теплоснабжения с отбором ГВС из тепловой сети, что подтверждается общедоступными сведениями, размещенными в сети интернет.
Ответчик отношение к апелляционной жалобе не выразил, отзыва на неё не представил.
Определением от 28.03.2023 судебное разбирательство откладывалось на 19.04.2023.
На основании определения и.о. председателя первого судебного состава от 17.04.2023 произведена замена судьи С.Н. Горбачевой на судью Е.Н. Номоконову, рассмотрение апелляционной жалобы начиналось сначала применительно к пункту 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда своих представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ приступила к рассмотрению дела в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, договоры теплоснабжения от 01.12.2018 N 345 и от 10.09.2018 N 346 между истцом и ответчиком в виде единого документа не подписаны.
Вместе с тем, истец в период с июня по июль 2022 года (далее - спорный период) поставлял ответчику тепловые ресурсы в жилые МКД N 19, 29, 32, 63, 83 по проспекту Циолковского, N 31, 45 по ул. Академика Королева, N 10, 8/2, 12/1 по ул. Звездная, N 40, 85 по ул. Красная Сопка, N 11, 13, 21, 23, 25, 27 по ул. Морская, N 56 по ул. Океанская, N 4 по ул. Сахалинская, N 23 по ул. Советская, N 2 по ул. Школьная в г. Петропавловске-Камчатском.
С учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 3 информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" и в пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" спорные отношения сторон рассматриваются как договорные.
В связи с неоплатой управляющей компанией поставленного коммунального ресурса и оставлением ею без удовлетворения претензии о погашении задолженности, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ООО "Энергоресурс-М" 1 096 493 руб. 60 коп. долга за ГВС с июня 2022 года по июль 2022 года в МКД N 8/2, 10, 12/1 по ул. Звездная, N 31, 45 по ул. Академика Королева, N32, 63,83 по пр. Циолковского и N 56 по ул. Океанская г. Петропавловска-Камчатского, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения, и начислением пени на данную сумму, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела спорной задолженности.
При этом судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований о взыскании в сумме 2 797 руб. 03 коп. по МКД N 4 по ул. Сахалинская, N 40, 85 по ул. Красная Сопка, N 11, 13, 21, 23, 25, 27 по ул. Морская, N 23 по ул. Совествкая и N 2 по ул. Школьная.
В указанных частях решение не оспаривается, вследствие чего апелляционным судом не проверятся.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований (на сумму 519 983 руб. 17 коп.), суд первой инстанции руководствовался отсутствием централизованной системы горячего водоснабжения по МКД N 19, 29 по проспекту Циолковского.
Между тем судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правилами N 124).
В связи с поставкой ресурса в МКД правоотношения сторон также подпадают под регулирование Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) даны определения централизованной и нецентрализованной систем горячего водоснабжения.
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) и пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (часть 4.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения (ГВС) заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления МКД, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний N 20-э/2).
Оказание, по сути, двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики N 99/пр).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что отбор теплоносителя в виде горячей воды в спорных МКД осуществляется из тепловой сети (открытая система теплоснабжения).
Ключевым моментом в рассматриваемой ситуации, позволяющим исключить взимание платы с управляющей компании, являлось выяснение вопроса о наличии либо отсутствии внутридомовых инженерных систем, предназначенных для подачи коммунального ресурса, отобранного из тепловой сети для целей ГВС, до внутриквартирного оборудования.
Понятие внутридомовых инженерных систем дано в Правилах N 354, 124 - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из положений СП 347.1325800.2017 "Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации" утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1617/пр, внутренние системы горячего водоснабжения включают: узел ввода, разводящую трубопроводную сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборную, запорно-регулирующую арматуру, теплообменное оборудование, насосы, расширительные баки и контрольноизмерительные приборы. В зависимости от местных условий вода во внутреннюю систему горячего водоснабжения поступает или из открытых систем теплоснабжения, или из теплового пункта, где проводится подогрев холодной воды, поступающей из централизованной системы водоснабжения (пункты 5.2.1, 5.2.2).
Отсутствие внутридомовой инженерной сети горячего водоснабжения и отбор горячей воды из отопительных приборов (радиаторов, полотенцесушителей) не может быть признано внутридомовой инженерной системой и лишь свидетельствует о несанкционированном отборе теплоносителя отдельными лицами.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам (актам обследования), арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности факта наличия во внутридомовых инженерных системах спорных многоквартирных жилых домов отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводам, позволяющего централизованно отбирать воду из открытой системы теплоснабжения (открытая система горячего водоснабжения с отбором горячей воды из системы теплоснабжения), а отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения исключает потребление коммунального ресурса "горячая вода".
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с представленными истцом техническими паспортами МКД N 19, 29 по ул. Циолковского в них имеется система горячего водоснабжения.
Более того, согласно составленному истцом акту обследования от 08.07.2022 в отношении дома N 19 по ул. Циолковского в данном МКД подача коммунальных ресурсов в МКД осуществляется по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения); отбор сетевой воды на горячее водоснабжение осуществляется из розливов системы отопления посредством отдельной инженерной трубопроводной сети.
Помимо прочего, стоит отметить, что спорные жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя. Расчет объема коммунальных ресурсов, поставленных на объекты ответчика в спорный период произведен истцом исходя из показаний общедомовых приборов учета, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета, которые фиксируют раздельно объем на отопление и объем ЦГВС и отчетами о данных теплосчетчика за спорный период.
Таким образом, исходя из конструктивных особенностей внутридомовой инженерной системы потребление горячей воды в находящихся в управлении ответчика МКД N 19, 29 по ул. Циолковского производится путем отбора теплоносителя в виде горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения), следовательно, поставленный истцом коммунальный ресурс (теплоноситель) используется ответчиком в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2015 N 823-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования" ГОСТ Р 56501-2015, действие которого распространяется на услуги управления и содержания внутридомовых систем теплоснабжения и входящих в их состав систем водяного отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 56501-2015 внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса.
Для предоставления качественной коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения исполнитель, оказывающий услуги управления многоквартирным домом, организует управление системой теплоснабжения. Исполнителю, передается техническая документация, в составе которой должен быть раздел по эксплуатации системы теплоснабжения и входящих в ее состав систем отопления и горячего водоснабжения, содержащий параметры, в соответствии с которыми проектировались эти системы. В случае отсутствия технической документации или необходимых ее частей, а также, если ее состав не полный, должны быть приняты меры к ее восстановлению (пункты 3.2, 4.2, 4.4, 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
В процессе выполнения работ управления и содержания системы теплоснабжения должна вестись, разрабатываться и актуализироваться техническая документация к которой относится в том числе: В составе технической документации должны быть: - схема системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); - схема системы горячего водоснабжения. К схемам должны быть приложены инструкции возможного аварийного отключения участков с указанием мест и порядка закрытия запорных устройств, обеспечивающих прекращение подачи теплоносителя в аварийный участок (пункт 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
Однако указанные документы, позволяющие определить состав систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, вопреки обязанности, нормативно возложенной на лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом, управляющая компания в материалы дела не представила, что не согласуется с принципом добросовестности и смыслом ее экономической деятельности.
В силу положений статей 168, 170 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324 проверка представленного сторонами расчета исковых требований является обязанностью арбитражного суда и входит в стандарт всестороннего и полного исследования судом первой инстанции имеющихся в материалах дела доказательств.
Проверив расчет задолженности по МКД N 19, 29 по ул. Циолковского произведенный истцом, суд апелляционной инстанции признает его верным арифметически и по праву.
Поскольку правильность расчета задолженности ответчиком не оспаривалась, а вопросы качества поставленного ресурса не поднимались, правовые основания для отказа в удовлетворении требований на 519 983 руб. 17 коп., сформированных по вышеупомянутым многоквартирным домам, у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты ответчиком долга.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.3. статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по оплате поставленного теплового ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании пени за нарушение срока оплаты поставленного ресурса заявлены правомерно.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ).
В этой связи требования истца о взыскании длящейся пени также является обоснованным.
Принимая во внимание, что подлежит удовлетворению сумма долга в размере 1 616 476 руб. 77 коп. (1 096 493,60 руб. + 519 983,17 руб.), то требование о взыскании пени по день фактической уплаты долга подлежит удовлетворению, а пени начислению и взысканию на эту сумму долга.
Поскольку требование о взыскании долга удовлетворено частично, суд в соответствии с абзацем 2 пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" произвел расчет пеней за период с 02.10.2022 по 19.01.2023 (дата оглашения резолютивной части решения) на 1 616 476 руб. 77 коп. долга. Размер неустойки составил за период с 02.10.2022 по 30.11.2022 по 1/300 ставки 24 247, 15 руб., с 01.12.2022 по 30.12.2022 по 1/170 ставки 21 394,55 руб. и с 31.12.2022 по 19.01.2023 по 1/130 ставки 15 651,66 руб., всего 64 293 руб. 36 коп., которые подлежат взысканию с ответчика на основании статьи 330 ГК РФ, пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с начислением неустойки с 20.01.2023 по день фактического исполнения обязательства по оплате долга.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией обоснованными, обжалуемое решение арбитражного суда подлежит изменению с принятием нового судебного акта на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку апелляционная жалоба истца фактически удовлетворена, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.01.2023 по делу N А24-5039/2022 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Энергоресурс-М" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 1 680 770 (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч семьсот семьдесят) рублей 13 копеек из которых: 1 616 476 рублей 77 копеек основного долга, 64 293 рубля 36 копеек неустойки, начисленной за период с 02.10.2022 по 19.01.2023, а также 32 193 (тридцать две тысячи сто девяносто три) рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Производить взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс-М" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" неустойки на сумму основного долга 1 616 476,77 руб. начиная с 20.01.2023 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета 131 (сто тридцать один) рубль государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению от 21.09.2022 N 32624.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судьи |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5039/2022
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Общество с ограниченной ответстенностью "Энергоресурс-М"