г. Хабаровск |
|
26 апреля 2023 г. |
А73-2940/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании, до перерыва, принимали участие: от общества с ограниченной ответственностью "Сток Система": Булычева Т.А., по доверенности от 20.02.2023; от общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор": Облаков А.А., по доверенности от 22.12.2022, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сток Система" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.03.2023 по делу N А73-2940/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор" (ОГРН 1172724024340, ИНН 2724224087) к обществу с ограниченной ответственностью "Сток система" (ОГРН 1182724014714, ИНН 2706032801) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора водоотведения N 35,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Алькор" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сток система" о понуждении к заключению договора водоотведения многоквартирных домов, находящихся в управлении истца.
До принятия решения по существу спора истец на основании ст. 49 АПК РФ уточнил предмет иска, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора водоотведения N 35 между ООО "Сток система" и ООО "Розенталь Групп "Алькор", приняв наименование договора, условия пп. 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.2, 1.4, 1.5, 4.1, 4.2, 5.4, 5.5, 6.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 8.4 и Приложение N 2 к договору в редакции истца, а также исключить абзац 2 п. 5.1 договора; уточнение предмета иска принято судом к рассмотрению.
Решением суда от 13.03.2023 урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Розенталь Групп "Алькор" и ООО "Сток система" при заключении договора водоотведения N 35. Решено наименование договора принять в следующей редакции: "договор N35 водоотведения в целях предоставления коммунальной услуги и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов". Пункт 1.1. договора принять в следующей редакции: "1.1. По настоящему договору РСО обязуется осуществлять прием сточных вод УО в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги водоотведения и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, а УО обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых РСО и УО принимают на себя установленные настоящим пунктом обязанности, определяется в Приложении N2 к настоящему договору. Изменение установленного Приложением N2 перечня осуществляется путем заключения сторонами дополнительного соглашения, предусматривающего включение и(или) исключение многоквартирного дома". Пункт 1.2. договора принять в следующей редакции: "1.2. Прием сточных вод УО осуществляется по централизованным сетям водоотведения РСО от границ общего имущества собственников помещений МКД (внешняя стена дома), согласно условиям договора в объеме необходимом для предоставления коммунальной услуги водоотведения и для содержания общего имущества МКД". Пункт 1.4. договора принять в следующей редакции: "1.4. Датой начала приема сточных вод в целях предоставления коммунальной услуги водоотведения многоквартирных домов, указанных в приложении N2 является первое число месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда, утвердившего условия настоящего договора". Пункт 1.5. договора принять в следующей редакции: "1.5. Датой начала приема сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении N2 является дата начала управления многоквартирным домом УО". Пункт 4.1. договора принять в следующей редакции: "4.1. Объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от многоквартирного дома в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги водоотведения и в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов сточных вод отводимых от нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоотведения, заключенным собственниками нежилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы сточных вод, отводимых от таких нежилых помещений, фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета)". Пункт 4.2 договора принять в следующей редакции: "4.2. Объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: V СТ = VХВС + VГВС, где: V CT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по настоящему Договору; V XBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом. При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, объем холодной воды, определенный за расчетный период (расчетный месяц) по показаниям такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с формулой, указанной в абзаце втором настоящего подпункта. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подтверждается актом, подписанным РСО и УО; V ГBC - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом". Пункт 4.3 договора принять в следующей редакции: "4.3. Передача сторонами сведений, необходимых для определения объемов отведения сточных вод, включая показания приборов учета и другой информации, осуществляется любым доступным способом (сообщение, направленное на адрес электронной почты стороны, почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма) позволяющим подтвердить направление такого уведомления Стороне". Абзац 2 п. 5.1. договора - исключить. Пункт 5.4 договора принять в следующей редакции: "5.4. Размер платы за коммунальную услугу водоотведения и коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства". Пункт 5.5 договора принять в следующей редакции: "5.5. Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО". Во включении в договор пункта 5.8. в редакции ответчика отказать. Пункт 6.2 договора принять в следующей редакции: "6.2. Управляющая организация несет ответственность, в том числе за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных настоящим договором показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса". Пункты 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5. договора принять в следующей редакции: "7.1. Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда об утверждении его условий. Начало действия обязательств сторон, устанавливаемое календарной датой, определяется в соответствии с пунктами 1.4., 1.5. настоящего договора. 7.2. Договор заключен на срок, в течение которого у сторон сохраняются обязанности поставки коммунального ресурса водоотведения и обеспечения коммунальной услугой водоотведения многоквартирных домов, по отношению к которым стороны выступают ресурсоснабжающей и управляющей организацией. 7.3. Расторжение настоящего договора допускается по соглашению двух сторон, а также по инициативе одной из сторон с согласия другой. 7.4. Односторонний отказ от исполнения договора в период сохранения обязательств, установленных пунктом 7.2., допускается только в случаях установленных законодательством. 7.5. Изменение настоящего договора допускается по соглашению сторон. При отсутствии согласия одной стороны на изменение условий договора договор может быть изменен по решению суда". Пункт 8.4. договора принять в следующей редакции: "8.4. Каждая сторона в случае изменения у нее наименования, места нахождения, банковских реквизитов, иной информации, а также в случае утраты УО функций управления МКД обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 5 дней со дня наступления указанных обстоятельств любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом". Приложение N2 к договору принять в следующей редакции: "Приложение N2 Перечень многоквартирных домов, в отношении которых Стороны принимают на себя установленные настоящим договором обязанности: р.п. Эльбан 1-й МКН 40, р.п. Эльбан 1-й МКН 43, р.п. Эльбан 2-й МКН 2, р.п. Эльбан 2-й МКН 7, р.п. Эльбан 2-й МКН 9, р.п. Эльбан 2-й МКН 10, р.п. Эльбан 2-й МКН 21, р.п. Эльбан 2-й МКН 22, р.п. Эльбан 2-й МКН 25а". Взыскать с ООО "Сток система" в пользу ООО "Розенталь Групп "Алькор" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Сток система" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебное решение изменить, оспариваемые пп. 1.1, 1.2, 4.1, 4.2, 5.5, 5.8 принять в редакции ответчика, пп. 1.4, 5.4 исключить. Ответчик настаивает на заключении договора на часть коммунального ресурса, приходящуюся на содержание общего имущества, а также на сохранение прямых расчетов с потребителями. До заключения договоров управления многоквартирными домами собственниками и ООО "Розенталь Групп Алькор" ресурсоснабжающая организация сохраняла существующий порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе за водоотведение, на основании протоколов общих собраний собственников от 19.12.2017,21.12.2017, 25.12.2017,26.12.2017, 28.12.2017, 11.01.2018. Собственники от прямых платежей не отказывались, при выборе ООО "Розенталь Групп Алькор" не указывали на изменение порядка расчетов. Возможность заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на основании п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ появилась у собственников только на основании Федерального закона РФ от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". С учетом изложенных обстоятельств, ответчик считает, что прямые платежи между собственниками МКД и ресурсоснабжающей организацией должны быть сохранены. Приведенные ответчиком доводы не были учтены судом первой инстанции, в связи с чем, судебный акт следует изменить в пользу ООО "Сток система".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании 12.04.2023 представитель ООО "Сток система" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ООО "Розенталь Групп "Алькор" по доводам апелляционной жалобы возражал, просит отказать в ее удовлетворении.
По правилам ст. 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено на 12.04.2023, в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, в котором принимали участие те же представителя, объявлен перерыв на 19.04.2023.
Повторно разрешая спор, суд апелляционной инстанции по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционной жалобы не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Розенталь Групп "Алькор" на основании договоров управления от 30.06.2021 N 132/06-2021, от 30.06.2021 N 133/06-2021, от 30.06.2021 N 134/06-2021, от 30.06.2021 N 135/06-2021, от 30.06.2021 N 136/06-2021, от 30.06.2021 N 137/06-2021, от 25.08.2021 N 141/08-2021 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в рп. Эльбан Амурского района Хабаровского края: с 01 сентября 2021 г.: МКД по адресам: 1-й Микрорайон, д. 43; 2-й Микрорайон дома 7, 9, 10, 21, 22; с 01 октября 2021 г.: МКД по адресу: 1-й Микрорайон, д. 40.
ООО "Сток система" оказывает услуги водоотведения в рп. Эльбан Амурского района Хабаровского края.
06.09.2021 ООО "Розенталь групп "Алькор" обратилось в ООО "Сток система" с заявкой на заключение договора водоотведения в отношение вышеуказанных многоквартирных домов.
27.09.2021 ООО "Сток система" отказало в заключении договора водоотведения.
В связи с необходимостью включения в договор водоотведения с 01.10.2021 МКД по адресу: р.п. Эльбан, 1-й Микрорайон, д. 40, ООО "Розенталь групп "Алькор" в адрес ООО "Сток система" направило повторную заявку от 24.09.2021 о заключении договора водоотведения.
Претензией от 11.10.2021, направленной в адрес ООО "Сток система", ООО "Розенталь групп "Алькор" требовало заключить договор водоотведения на многоквартирные дома по адресам: рп. Эльбан, 1-й микрорайон, дома 40, 43 и 2-й Микрорайон дома 7, 9, 10, 21, 22, в противном случае оставляло за собой право на обращение в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о понуждении к заключению договора.
ООО "Сток система" письмом от 28.10.2021 направило в адрес ООО "Розенталь групп "Алькор" два экземпляра договора N 35 от 01.09.2021 водоотведения в части потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества в МКД, просило подписать и один экземпляр вернуть в свой адрес.
ООО "Розенталь групп "Алькор", не согласившись с редакцией направленного ООО "Сток система" договора водоотведения N 35 от 01.09.2021, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о понуждении ООО "Сток система" заключить договор водоотведения на весь объем услуг по водоотведению в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: рп. Эльбан, 1-й микрорайон, дома 40, 43 и 2-й Микрорайон дома 7, 9, 10, 21, 22.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет иска, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора водоотведения N 35 между ООО "Сток система" и ООО "Розенталь Групп "Алькор", в части наименования договора, условий пп. 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.2, 1.4, 1.5, 4.1, 4.2, 5.1, 5.4, 5.5, 6.2, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 8.4 и Приложения N 2 к договору.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из положений ст. 426 ГК РФ, а также ч. 3 ст. 13, ч. 3 ст. 14 и ст. 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), спорный договор является публичным, следовательно, к нему применяются правила ст. 445 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ).
По смыслу пп. 1 и 3 ст. 426, а также п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пп. 2 и 3 ст. 14 Закона о водоснабжении к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В п. 5 ст. 13 Закона о водоснабжении предусмотрены существенные условия договора водоотведения. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 15 Закона о водоснабжении).
Типовой договор в области холодного водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
В соответствии с п. 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: а) предмет договора (вид коммунального ресурса); б) дата начала поставки коммунального ресурса; в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса; г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным одному календарному месяцу; ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, урегулировал разногласия между ООО "Розенталь Групп "Алькор" и ООО "Сток система" при заключении договора в целях оказания соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Розенталь групп "Алькор", расположенных в рп. Эльбан Амурского района Хабаровского края по адресам: ул. 1-й Микрорайон, дома 40, 43; ул. 2-й Микрорайон дома 7, 9, 10, 21, 22.
В апелляционной инстанции ответчик оспаривает пп. 1.1, 1.2, 4.1, 4.2, 5.5, 5.8, просит принять их в редакции ответчика, пп. 1.4, 5.4 просит из договора исключить.
Суд первой инстанции п. 1.1. договора определил принять в следующей редакции: "1.1. По настоящему договору РСО обязуется осуществлять прием сточных вод УО в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги водоотведения и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, а УО обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых РСО и УО принимают на себя установленные настоящим пунктом обязанности, определяется в Приложении N 2 к настоящему договору. Изменение установленного Приложением N 2 перечня осуществляется путем заключения сторонами дополнительного соглашения, предусматривающего включение и (или) исключение многоквартирного дома".
При этом истец настаивал на заключении договора на весь объем услуг (коммунальной услуги водоотведения в жилых помещениях и коммунальной услуги при содержании общего имущества МКД), поскольку собственники не принимали решение о заключении прямых договоров с РСО.
Ответчик предлагал заключить договор только в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, поскольку собственники не отказывались от ранее действующих прямых расчетов. Согласно протоколам общих собраний от 19.12.2017, 21.12.2017, 25.12.2017, 26.12.2017, 28.12.2017, 11.01.2018 по МКД, находящимся в управлении истца, собственниками приняты решения о сохранении существующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них (холодное водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Протоколы общих собраний собственников об отказе от прямых договоров истцом не представлены.
Те же доводы приведены ответчиком в апелляционной жалобе.
Отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции пришел к следующему.
Правоотношения сторон регулируются положениями ст.ст. 329, 330, 539, 544 ГК РФ, ЖК РФ, Закона об электроэнергетике, Правил N 124, Правил N 354.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД. Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст.154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В целях реализации указанных изменений в п.п. 21 и 21(1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая МКД, даже в случаях наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению именно управляющей организацией, а не собственниками помещений, расположенных в МКД.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п.п. 2, 8 и 9, подп. "а" и "б" п. 31, подп. "а" п. 32 Правил N 354).
Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован ст.155 ЖК РФ.
Собственники жилых и нежилых помещений ранее были вправе в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (прямые расчеты). Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающим организациям за соответствующие коммунальные ресурсы.
Наличие данного решения не меняло схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов.
С принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) вышеуказанная норма (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) утратила силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственниками помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией реализовано путем внесения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации ст. 157.2 ЖК РФ.
Так, п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 названного Кодекса (п. 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (п. 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (п. 3).
Как следует из ч. 6 ст. 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона приняты решения общих собраний о прямых расчетах собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного п.4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса.
Таким образом, судом верно указано, что определяя объем обязательств управляющей компании по договору в части предоставления коммунальных услуг, следует отличать имевшееся в законодательстве понятие прямых расчетов и положения закона о прямых договорах.
Прежний порядок прямых расчетов, который реализован на основании ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, продолжает сохранять свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о прямых договорах, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Если же после вступления в силу Закона N 59-ФЗ (после 03.04.2018) собственниками принято решение о заключении от своего имени договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация, несмотря на осуществление управления МКД в качестве выбранного собственниками помещений в МКД способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в МКД потребленных ими коммунальных ресурсов. По смыслу ч. 5 ст. 157.2 ЖК РФ управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (на СОИ).
Учитывая вышеприведенное нормативное регулирование вопроса оплаты поставляемого в МКД коммунального ресурса на индивидуальные и общедомовые нужды, суд первой инстанции верно указал, что собственниками МКД соответствующих решений после вступления в силу Закона N 59-ФЗ не принималось.
Из представленных в материалы дела истцом копий протоколов общих собраний собственников помещений МКД от 30.06.2021, от 25.08.2021 при проведении общего собрания собственников и выборе в качестве управляющей организации ООО "Розенталь Групп "Алькор" решений о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, не принималось.
Кроме того, в п. 3.1.4 договоров управления МКД от 30.06.2021, от 25.08.2021, условия которых утверждены общими собраниями собственников, установлена обязанность управляющей компании заключать в интересах собственников договоры с ресурсоснабжающими организациями, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг.
Согласно п. 4.8 договоров управления, платежи за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, предоставляемые на основании настоящего договора, вносятся на расчетный счет управляющей компании, либо специальный счет платежного агента.
Таким образом, общими собраниями собственников помещений в МКД при принятии решений о смене управляющей организации и утверждении условий договоров управления был изменен, в том числе ранее установленный порядок "прямых расчетов" с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исполнителем коммунальной услуги водоотведения в отношениях с собственниками и пользователями помещений в МКД в данном случае является ООО "Розенталь Групп Алькор". Договор водоотведения должен быть заключен на весь объем услуг по водоотведению, как в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений, так и в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Приведенные РСО доводы о том, что в рассматриваемом случае требуется собрание собственников об отказе от прямых расчетов, не основаны на законе и правилах, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая принятую судом редакцию п. 1.1 основания для изменения п. 1.2. договора, принятого судом в следующей редакции: "1.2. Прием сточных вод УО осуществляется по централизованным сетям водоотведения РСО от границ общего имущества собственников помещений МКД (внешняя стена дома), согласно условиям договора в объеме необходимом для предоставления коммунальной услуги водоотведения и для содержания общего имущества МКД", в части определения объема услуг только для содержания общего имущества МКД, отсутствуют.
В соответствии с подп. "б" п. 17 Правил N 124 дата начала поставки коммунального ресурса является одним из существенных условий договора энергоснабжения.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, а стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Согласно п. 15 Правил N 124 договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора, при этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса.
В силу п. 19 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, следует учитывать, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Законодательство в данном случае, не ограничивая стороны в определении по своему усмотрению даты начала действия договора ресурсоснабжения, устанавливает лишь момент, до наступления которого стороны не могут распространить действие договора ресурсоснабжения.
В данном случае п. 1.4. договора принят судом в следующей редакции: "1.4. Датой начала приема сточных вод в целях предоставления коммунальной услуги водоотведения многоквартирных домов, указанных в приложении N 2 является первое число месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда, утвердившего условия настоящего договора".
Принимая редакцию спорного условия, суд первой инстанции исходил из того, что такое условие не противоречит закону и вносит правовую определенность в части срока начала возникновения обязательств сторон в отношении коммунальной услуги водоотведения, оказываемой собственникам и пользователям жилых помещений в МКД.
Оснований считать предложенную истцом редакцию спорного пункта нарушающей права ответчика и исключить п. 1.4. договора судебной коллегией не установлено.
Пункт 4.1. договора принят в следующей редакции: "4.1. Объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от многоквартирного дома в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги водоотведения и в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов сточных вод отводимых от нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоотведения, заключенным собственниками нежилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы сточных вод, отводимых от таких нежилых помещений, фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета)".
Пункт 4.2 договора принят в следующей редакции: "4.2. Объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: V СТ = VХВС + VГВС, где: V CT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по настоящему Договору; V XBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом. При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, объем холодной воды, определенный за расчетный период (расчетный месяц) по показаниям такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с формулой, указанной в абзаце втором настоящего подпункта. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подтверждается актом, подписанным РСО и УО; V ГBC - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом".
Ответчик, отстаивая позицию о том, что договор должен быть заключен только в части объема услуг водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, предлагал оставить п. 4.1 и 4.2 в редакции проекта договора, не возражая против дополнения раздела 4 договора п. 4.3, изложив его в редакции п. 4.2, предложенной истцом.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 21 Правил N 124 содержатся требования к порядку определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подп. "а" п. 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Поскольку договор подлежит заключению в отношении всего объема услуг водоотведения, выводы суда по указанному эпизоду соответствуют приведенным нормам и правилам.
Пункт 5.4 договора принят в следующей редакции: "5.4. Размер платы за коммунальную услугу водоотведения и коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства".
Учитывая, что договор подлежит заключению на весь объем услуг водоотведения, оснований для исключения данного условия также не установлено.
Пункт 5.5 договора принят в редакции: "5.5. Плата по настоящему договору вносится ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата путем перечисления денежных средств на расчетный счет РСО".
В соответствии с ч. 1 ст.155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива.
Суд принял во внимание представленные истцом в материалы дела протоколы общих собраний собственников МКД от 30.06.2021, от 25.08.2021 и договоров управления МКД, в отношении которых заключается спорный договор водоотведения.
Из указанных документов следует, что собственниками в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ приняты решения о внесении платы за коммунальные услуги до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
В этой связи с учетом положений абзаца 2 п. 25 Правил N 124 при отсутствии в материалах дела доказательств принятия решений общих собраний собственников помещений в МКД о внесении платы за коммунальные услуги ранее чем до 25 числа, следующего до расчетным периодом, суд обоснованно счел возможным принять предложенный истцом срок внесения платы - до 25-го числа.
Во включении в договор п. 5.8. в редакции ответчика отказано.
Ответчик предлагал п. 5.8. в следующей редакции: "Платежные документы, предназначенные собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, оформляет и выставляет РСО самостоятельно с учетом прямых расчетов за коммунальную услугу в порядке и сроки, предусмотренные законодательством".
В обоснование ответчик ссылался на то, что данный пункт отсутствует в первоначальной редакции договора, однако, требует отдельного указания в целях устранения неопределенности в правоотношениях сторон, поскольку прямые платежи не отменены решением собственников.
Предлагаемое ответчиком условие суд не признал существенным условием договора водоотведения, включение его в договор - не обязательным, с чем судебная коллегия согласна.
Кроме того, исходя из правового обоснования, приведенного по п. 1.1 договора, учитывая, что договор подлежит заключению на весь объем услуг водоотведения, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в договор п. 5.8 в предлагаемой ответчиком редакции.
В остальной части ответчик судебный акт не оспаривает.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции об урегулировании разногласий по оспариваемым ответчиком условиям не противоречат нормам Правил N 124, 354 в редакции, действующей на момент принятия решения суда, и правовых оснований для отмены принятого судебного акта не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, исследовав и оценив все приведенные сторонами спора доводы и возражения и представленные ими в материалы дела доказательства, верно и в полной мере установил имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего спора фактические обстоятельства.
В удовлетворении апелляционной жалобы при таких обстоятельствах ответчика следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Принятый судебный акт следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.03.2023 по делу N А73-2940/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сток Система" (ИНН 2706032801) в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2940/2022
Истец: ООО "Розенталь Групп "Алькор"
Ответчик: ООО "Сток Система"
Третье лицо: ООО "Розенталь Групп "Алькор"